Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:22, контрольная работа
Философия - любовь к мудрости, стремление к истине). Философия появляется тогда, когда чел. задает вопрос и сам на него отвечает. Потребность в философии возникает тогда, когда появл. такие вопросы, как: Для чего все существующее? Откуда оно произошло? Какова причина бытия?
1) Раннегреческая философия
Философия - любовь к мудрости, стремление к истине). Философия появляется тогда, когда чел. задает вопрос и сам на него отвечает. Потребность в философии возникает тогда, когда появл. такие вопросы, как: Для чего все существующее? Откуда оно произошло? Какова причина бытия? Почему есть бытие, а не ничто? Почему есть человек? Почему я существую? Базисом, на котором возникла философия явл. греч. 1)мифология (миф - сказание, как правило, коллективное), а так же 2)древнегреческий эпос. До возникновения философии в деле воспитания и духовного формирования греков наиважнейшими были поэты, роль которых была куда более значимой, нежели у других народов. Греческий дух пестовался в гомеровских поэмах "Илиаде" и "Одиссее" (по-своему влиянию сопоставимых с Библией для евреев), поэмах Гесиода (Теогонией), и гномических поэтов VII и VI вв. до н.э.3) орфические верования. Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".) Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа: 1)демократический -- VII -- V вв. до н. э.;2)классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; 3)эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;4)римский - I в. до н. э. - V в. н. э. В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:1) материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); 2)древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом; 3)стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса, прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира); 4)на поздних этапах -- смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека); 5)допускалось существование богов; 6)древнегреческие боги были частью природы и близки людям; 7)человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы; 8)были заложены два направления в философии -- идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период -- материалистическое, в классический -- имели одинаковое влияние, в эллинистический -- материалистическое, в римский -- идеалистическое. Введение термина "философия" приписывают Пифагору, хотя первым философом считается Фалес Милетский. С момента своего рождения философия предстает как триединство связанных между собой моментов: а) содержания (что есть начало всех вещей?) б)метода( рациональному объяснению всеобщего как объекта философия должна идти дальше фактов и опыта, находить причины с помощью разума.) в) цели (чистое созерцание истины, чистое желание достичь ее).
2) Милетская школа (
Философия появилась в др. Греции в 6 в. до н.э. в г. Милет. Первым философом считается Фалес Милетский (VII - VI в. до н).Философ ученый политик, первый математик и физик. Известны лишь его мысли в передаче через устную традицию. Главные его тезисы: «Все есть вода», т.е вода - это первопричина (arche) то, из чего проистекает все сущее, и то, во что все разрешается. Эта праоснова первых философов Фалесом была обозначена термином "физис" - природа первой и фундаментальной реальности. Его вода соотносилась с божественным началом. "Бог, - говорил он, - есть нечто самое древнее, ибо никем не рожден", поэтому он - основа всего. 2й тезис Фалеса «Все полно богов», т.е. все пропитано первоначалом. А поскольку жизнь первична, то все живо и все имеет душу. Анаксемандр(VII -VI в. до н.э) - ученик Фалеса. Известнее его труд «о природе». Анаксимандром углубляется проблематика первоначала. Он видит в воде уже нечто производное и полагает началом (архэ) бесконечное, - "физис" бесконечный и неопределенный, из которого проистекают все вещи. Термин, употребляемый Анаксимандром, - апейрон, - означает неопределенное, вечное, беспредельное, бессмертное начало, которое всем управляет и которому все подчинено, он уточняет, что оно не только не имеет границ, конца, но также и начала. Божество Анаксимандра не умирает, и не рождается. Космос он представлял как систему противоположностей, где одна стремится превозмочь другую (холодное и горячее, сухое и влажное и т.д.). Генезис космоса: в некоем моменте вечности возникли первые две противоположности: холодное и горячее. Холодное по первоначальной природе было жидким; частично трансформированное горячим-огнем, оно образует воздух, периферийные сферы. Огненная сфера утраивается, рождая солнце, луну и звезды. Жидкий элемент, собираясь в земных впадинах, образует моря. Из жидкого элемента под воздействием солнца рождаются первые организмы, элементарные структуры, из коих мало-помалу развиваются животные все более сложные. Земля философу представлялась цилиндром. Анаксимен, ученик Анаксимандра, так же жил в Милеете в VI в. до н.э. До нас дошли три фрагмента из его сочинения "О природе" в ионийской прозе, а также устные предания. Анаксимен полагал, что первоначало бесконечно, но это бесконечное - воздух, воздушная безграничная субстанция. Почему воздух: Он нашел в воздушном элементе, благодаря его наиболее подвижной природе и постоянным изменениям, основу для вариаций и трансформаций.
3) Гераклит
Жил в Эфесе между VI и V веками до н.э. Происходил из аристократического рода, от которого отказался в пользу брата. Современники называют его Гераклит Темный, т.е. непонятный. Его учения разделили на 3 фрагмента: 1)вселенная 2)государство, 3)боги. Он написал книгу "О природе", откуда до нас дошло множество фрагментов в виде серии афоризмов. Милетцы считали универсальный динамизм вещей существенной ха ...........
рактеристикой первоначала, которое порождает, поддерживает и впитывает все вещи. Но лишь Гераклит глубоко раскрыл эту тему. "Все движется", "все течет", ничто не остается недвижным и постоянным, все изменяется и превращается без исключения. "Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстроты изменения, все рассеивается и собирается, приходит и уходит"; "Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые".Основной закон для космоса, по Гераклиту - это закон противоположностей, т.е. непрерывный переходу от одной противоположности к другой: холодные вещи раскаляются, горячие охлаждаются, влажные высыхают, сухие увлажняются, юнец дряхлеет, живой умирает, от смертного родится иная младость и так далее. Между противными сторонами вечно идет война, но которая в какой-то момент есть мир. Вечное течение вещей и универсальное становление раскрываются как гармония контрастностей, как вечное умиротворение воюющих сторон, примирение спорщиков и наоборот. Эта гармония "единства противоположностей" и есть Бог и божественное: "Бог есть день-ночь, зима-лето, война и мир, сытость и голод". Гераклит полагает огонь фундаментальным началом, а все остальное рассматривает как трансформации огня. "Все вещи суть размен огня, и один огонь меняет все вещи, как товары суть размен золота, и на золото меняются все вещи"; огонь наиболее явным образом воплощает характеристики вечного изменения, контраста и гармонии. «Душа - огонь, а стало быть, душа наиболее сухая - наиболее мудрая, а безумие - это влажность, сырость». Он вводит несколько понятий, таких как: логос (слово) - учение, закон, разумное слово. Обозначает наиболее глубинную, устойчивую систему бытия. единство - борьба противоположностей. орфические идеи звучат и в утверждениях Гераклита о том, что "бессмертные смертны, смертные бессмертны, эти живут смертью тех, а те умирают жизнью этих" 4) Элейская школа: учение о бытие Парменид родился в Элее во второй половине VI в. и умер в середине V в. до н.э. В Элее он основал свою школу, которой было суждено оказать значительное влияние на греческую мысль. К философии приобщился не без помощи пифагорейца Аминия. Был активным политиком, давшим законы своему городу. От его поэмы "О природе" дошли до нас пролог, почти вся первая часть и фрагменты второй. Парменид выступает радикальным новатором, в определенном смысле, революционным мыслителем. Парменид вкладывает свое учение в уста некой богини, скорее всего Справедливости. К нему богиня указывает три пути: 1) путь абсолютной истины; 2) путь изменчивых мнений, ошибок и фальши; 3) путь мнений, достойных похвалы. 1) Наиважнейший принцип Парменида есть принцип истины ("незыблемое сердце истины, правильно округлой"): бытие есть и не может не быть; небытия нет и не может нигде и никак быть. бытие есть чистая позитивность, небытие - чистая негативность, первое есть абсолютная противоположность второго. Все, о чем говорится и думается, есть. Невозможно думать (значит, и говорить), иначе, как думая (значит, говоря) о чем-то, что есть. Думать ничто равнозначно не думать, а говорить о ничто, значит ни о чем не говорить. Бытие неизменно и неподвижно, ибо подвижность и изменчивость предполагают небытие, по отношению к которому бытие двигается, или во что бытие трансформируется. Парменидово бытие во всем равно; немыслимо "более бытия" или "менее бытия", ибо это сразу означает вторжение небытия. Единственная истина, , состоит в том, что существует бытие ничем и никем непорожденное, неуничтожимое, неизменное, неподвижное, равное себе, сферообразное и единое. Все прочее суть пустые имена.2) Путь правды есть путь разума (тропа дня), путь ошибок есть неизбежно данные чувств (тропа ночи). От чувств мы знаем о существовании рождения и смерти, становления и движения, именно их богиня советует Пармениду остерегаться. 3) Богиня также говорит о третьем пути, пути "приемлемых видимостей". Парменид, признает приличествующий некий тип рассуждения, который считается с феноменами и видимостями, не вступающими в противоречие с основным принципом. в мире, где элимировано небытие, нет места смерти, как форме небытия. Известно, что Парменид приписывал трупам чувствительность, например, восприимчивость к холоду, к молчанию и к элементам противоположным. ЗЕНОН. родился в Элее между концом VI и началом V в. до н.э. Защищает Парменида от нападок. Он впервые вводит и использует диалектический метод. Одним из его аргументов была Дихотомия. - движение не может быть закончено. «Ахилл", где показано, что Ахилл никогда не догонит черепаху, самую медлительную. "Стрела", показывает, что стрела, выпущенная из лука, вопреки мнению, что она движется, в действительности, покоится. скорость, понимаемая как принадлежность движения, не есть нечто объективное, но, скорее, относительное, а значит, относительно и необъективно само движение, существенным атрибутом которого является скорость. Его аргументы против множественности, понятия единое-многое, которые. Для существования множественности должно быть много единств, однако это ведет к непрерывным противоречиям. 5. Атомисты Левкипп и Демокрит. Левкипп, родом из Милета, прибыл в Италию, в Элею около середины V в. до н.э., откуда проследовал в Абдеры, где основал школу, ставшую особенно известной при Демокрите, уроженце Абдер. Демокрит был немного моложе своего учителя, родился около 460г.дон.э. Ему приписывается множество сочинений, но в корпус текстов вошли и сочинения учеников его школы. Демокрит провел много лет в путешествиях, приобщаясь к разнообразным культурам. Атомисты подтвердили невозможность существования небытия, а также то, что нечто появляется как соединение того, что уже есть, а исчезает в случае распада. Но ими вводится решительно новое понятие, речь идет о "бесконечном числе тел невидимых по причине их малости". Эти тела неделимы, и потому они - "атомы", т.е. по-гречески то, что не делится. В определенном смысле эти атомы, не возникающие, неразрушимые, неизменные. Все вместе атомы образуют бытие в его полноте, различимы же между собой лишь по форме, или геометрической фигуре, а в качестве таковых поддерживают тождественность бытия в себе и для себя. Атомы отличимы один от другого не только фигурой, но порядком и расположением, и в этом смысле они бесконечно варьируемы. Атом чувственно не воспринимаем, а постигаем умом. Атом есть форма умопостигаемая, зримая для интеллекта. атом, мыслимый как полнота бытия, предполагает и пустоту (а значит, небытие). Без пустоты атомы-формы были бы лишены различий и движений. Так атом, пустота и движение объясняют все остальное. Понимание истины дают атомы, различия между которыми обусловлены геометрико-механическими детерминациями и пустотой; явления и их различия проистекают из столкновений атомов меж собой и их воздействия на наши чувства. Три формы движения в первоначальном атомизме, а)Движение должно было быть хаотическим, б)движение вихреобразное, побуждающее похожие атомы соединяться, а отличные разъединяться, в результате чего рождается мир. в) движение атомов, образующих испарения вещей (сложенных из атомов), типичный пример которых - запахи. Очевидно, коль скоро атомы бесконечны, что бесконечны также и миры, из них образованные, отличные один от другого, в то же время они идентичны, ибо из бесконечно возможных комбинаций осуществлена лишь одна. Все миры рождаются, развиваются и затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам, и это происходит циклообразно, бесконечно. Атомисты вошли в историю философии и благодаря понятию "случая", на котором, по их мнению, стоит мир. они не находили причины умопостигаемой, причины финальной. Познание объясняется как результат контакта атомов тел, испускающих флюиды, с нашими чувствами. Демокрит известен своими блестящими моральными сентенциями, которые, впрочем, проистекают не столько из его онтологических принципов, сколько из греческой мудрости вообще. Центральная идея его этики в том, что "душа - лежбище судьбы", жребий которой - пустить корни счастья или несчастья. Она не зависит от внешних вещей или от тела и его благ. 6. Софисты "Софист" - означающий "мудрый", искушенный, эксперт знания. софисты совершили подлинную революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики физиса и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества. Доминантные темы софистики - этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание, т.е.культуры. Именно поэтому с точностью можно утверждать, что софисты - зачинатели гуманистического периода в античной философии. софисты, помимо поиска знания как такового, преследовали цели чисто практические, и для них существенно было искать учеников (чего не было у первых философов физиса). Они провозгласили идею о том, что добродетель не дается от рождения и не зависит от благородства крови, но основывается только на знании. Понятно поэтому, что для софистов исследование истины было равнозначно ее распространению. софисты взимали плату за преподавание. Представители: Протагор и Георгий. Протагор, родился в Абдерах между 491-481 гг. и умерший в конце V в. до н.э. Базовое положение Протагора: "человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют" (принцип человека-меры). Под мерой Протагор понимал некую "норму суждения", в то время как под вещами - факты и опыт в целом. Протагор подверг отрицанию абсолютный критерий, отличавший бытие от небытия, истину от лжи. Критерий - это только человек, индивидуум .Этот принцип человека-меры углубляется в сочинении "Антилогии", где показано, что "вокруг любой вещи есть два аргумента, противоречащих один другому", что возможно приводить доказательства и последовательно их аннулировать. по Протагору, все относительно: нет абсолютной истины и нет абсолютных моральных ценностей, блага. Тем не менее, существует нечто, что более полезно, более приемлемо, а потому более уместно. Мудрец - это тот, кто понимает полезность относительного, приемлемого и уместного, умеет убедить других в этом и актуализировать это полезное. Горгий родился в Леонтинах, на Сицилии около 485-480 гг. до н.э. и прожил более века, Путешествуя по всей Греции, он снискал широкое признание. Его известное философское сочинение "О природе, или о небытии". Не существует бытия, т.е. существует. Бытие "ни единое, ни многое, ни несотворенное, ни сотворенное", то стало быть, оно ничто. Но даже предположив, что бытие существует, его невозможно было бы познать. Если же бытие мыслимо, мы не можем не признать, что оно невыразимо. Георгий, из первых представителей этики ситуаций. Обязанности зависят от момента, эпохи, социальной характеристики; один и тот же поступок и хорош, и плох, в зависимости от того, к чему он относится. Горгий обнаруживает слово как носитель убеждения, верования и внушения, невзирая на его истинность. Горгий был первым философом, который искал теоретический смысл эстетической ценности слова и сущностью поэзии. Искусство, как и риторика, есть движение чувств, но в отличие от риторики, оно вне практических интересов. Гиппий. Антифонт. 7. Сократ Родился в Афинах в 470/469 и умер в 399 г. до н.э., казненный по обвинению в богохульстве, неверии и непочитании местных богов, в растлении молодежи. Был сыном каменотеса и повивальной бабки. Открывает новый этап в философии - антропологический. Выступает как оппонент софистов. Не явл. ничем приемником, создает свою концепцию. Принципиально ничего не писал, работал в жанре беседы и диалога. О Сократе мы узнаем от Платона - самого одаренного ученика Сократа. Но все идеи, как многие свои, так и прешпешников он приписывает Сократу, поэтому сложно понять где исторический Сократ, а где его ученики. Исторические сочинения: Воспоминаяния о Сократе, Пир, Домострой, Апология, Даймонион", и т.д. Сократ сконцентрировался на проблематике человека, но углубив проблематику, на человеке познающем. Сократа мучает проблема: "В чем природа и последняя реальность человека?", "Что есть сущность человека?" Человек - это его душа, с того момента, когда она становится в действительности таковой, т.е. специфически отличает его от какого бы то ни было другого существа. Под "душой" Сократ понимает разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Душа для Сократа - это "я сознающее", т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность. В особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. Человек пользуется своим телом как инструментом, что означает: в нем различимы субъективность, которая есть человек, и инструментальность, средство, которым является телец. То, чему служит тело, есть душа (понимающая, интеллигибельная), "psyche". "Душа руководит в познании тем, кто следует призыву познать самого себя". Добродетель, по Сократу, не может быть ничем иным как тем, что делает душу благой .......... |
есть форма умопостигаемая, зримая для интеллекта. атом, мыслимый как полнота бытия, предполагает и пустоту (а значит, небытие). Без пустоты атомы-формы были бы лишены различий и движений. Так атом, пустота и движение объясняют все остальное. Понимание истины дают атомы, различия между которыми обусловлены геометрико-механическими детерминациями и пустотой; явления и их различия проистекают из столкновений атомов меж собой и их воздействия на наши чувства. Три формы движения в первоначальном атомизме, а)Движение должно было быть хаотическим, б)движение вихреобразное, побуждающее похожие атомы соединяться, а отличные разъединяться, в результате чего рождается мир. в) движение атомов, образующих испарения вещей (сложенных из атомов), типичный пример которых - запахи. Очевидно, коль скоро атомы бесконечны, что бесконечны также и миры, из них образованные, отличные один от другого, в то же время они идентичны, ибо из бесконечно возможных комбинаций осуществлена лишь одна. Все миры рождаются, развиваются и затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам, и это происходит циклообразно, бесконечно. Атомисты вошли в историю философии и благодаря понятию "случая", на котором, по их мнению, стоит мир. они не находили причины умопостигаемой, причины финальной. Познание объясняется как результат контакта атомов тел, испускающих флюиды, с нашими чувствами. Демокрит известен своими блестящими моральными сентенциями, которые, впрочем, проистекают не столько из его онтологических принципов, сколько из греческой мудрости вообще. Центральная идея его этики в том, что "душа - лежбище судьбы", жребий которой - пустить корни счастья или несчастья. Она не зависит от внешних вещей или от тела и его благ.
6. Софисты
"Софист" - означающий "мудрый", искушенный, эксперт знания. софисты совершили подлинную революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики физиса и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества. Доминантные темы софистики - этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание, т.е.культуры. Именно поэтому с точностью можно утверждать, что софисты - зачинатели гуманистического периода в античной философии. софисты, помимо поиска знания как такового, преследовали цели чисто практические, и для них существенно было искать учеников (чего не было у первых философов физиса). Они провозгласили идею о том, что добродетель не дается от рождения и не зависит от благородства крови, но основывается только на знании. Понятно поэтому, что для софистов исследование истины было равнозначно ее распространению. софисты взимали плату за преподавание. Представители: Протагор и Георгий. Протагор, родился в Абдерах между 491-481 гг. и умерший в конце V в. до н.э. Базовое положение Протагора: "человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют" (принцип человека-меры). Под мерой Протагор понимал некую "норму суждения", в то время как под вещами - факты и опыт в целом. Протагор подверг отрицанию абсолютный критерий, отличавший бытие от небытия, истину от лжи. Критерий - это только человек, индивидуум .Этот принцип человека-меры углубляется в сочинении "Антилогии", где показано, что "вокруг любой вещи есть два аргумента, противоречащих один другому", что возможно приводить доказательства и последовательно их аннулировать. по Протагору, все относительно: нет абсолютной истины и нет абсолютных моральных ценностей, блага. Тем не менее, существует нечто, что более полезно, более приемлемо, а потому более уместно. Мудрец - это тот, кто понимает полезность относительного, приемлемого и уместного, умеет убедить других в этом и актуализировать это полезное. Горгий родился в Леонтинах, на Сицилии около 485-480 гг. до н.э. и прожил более века, Путешествуя по всей Греции, он снискал широкое признание. Его известное философское сочинение "О природе, или о небытии". Не существует бытия, т.е. существует. Бытие "ни единое, ни многое, ни несотворенное, ни сотворенное", то стало быть, оно ничто. Но даже предположив, что бытие существует, его невозможно было бы познать. Если же бытие мыслимо, мы не можем не признать, что оно невыразимо. Горгий, из первых представителей этики ситуаций. Обязанности зависят от момента, эпохи, социальной характеристики; один и тот же поступок и хорош, и плох, в зависимости от того, к чему он относится. Горгий обнаруживает слово как носитель убеждения, верования и внушения, невзирая на его истинность. Горгий был первым философом, который искал теоретический смысл эстетической ценности слова и сущностью поэзии. Искусство, как и риторика, есть движение чувств, но в отличие от риторики, оно вне практических интересов. Гиппий. Антифонт.
7. Сократ
Родился в Афинах в 470/469 и умер в 399 г. до н.э., казненный по обвинению в богохульстве, неверии и непочитании местных богов, в растлении молодежи. Был сыном каменотеса и повивальной бабки. Открывает новый этап в философии - антропологический. Выступает как оппонент софистов. Не явл. ничем приемником, создает свою концепцию. Принципиально ничего не писал, работал в жанре беседы и диалога. О Сократе мы узнаем от Платона - самого одаренного ученика Сократа. Но все идеек. как многие свои, так и прешпешников он приписывает Сократу, поэтому сложно понять где исторический Сократ, а где его ученики. Исторические сочинения: Воспоминаяния о Сократе, Пир, Домострой, Апология, Даймонион", и т.д. Сократ сконцентрировался на проблематике человека, но углубив проблематику, на человеке познающем. Сократа мучает проблема: "В чем природа и последняя реальность человека?", "Что есть сущность человека?" Человек - это его душа, с того момента, когда она становится в действительности таковой, т.е. специфически отличает его от какого бы то ни было другого существа. Под "душой" Сократ понимает разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Душа для Сократа - это "я сознающее", т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность. В особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. Человек пользуется своим телом как инструментом, что означает: в нем различимы субъективность, которая есть человек, и инструментальность, средство, которым является телец. То, чему служит тело, есть душа (понимающая, интеллигибельная), "psyche". "Душа руководит в познании тем, кто следует призыву познать самого себя". Добродетель, по Сократу, не может быть ничем иным как тем, что делает душу благой и совершенной, т.е. тем, что она есть по природе. А это - знание и познание, в то время как порок - лишенность знаний, а значит, невежество. Истинные ценности не те, что связаны с вещами внешними, (богатство, сила, слава), еще менее с телесными, (жизнь, физическое здоровье, красота,), но лишь сокровища души суть ценности, которые вместе составляют "познание".1)Добродетель есть всегда знание, порок - это всегда невежество. 2) Никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Эти два положения получили название "сократовского интеллектуализма", который сводит моральное благо к факту сознания. Наиболее замечательным проявлением превосходства разума. Сократ называет "самообладание"т.е. в любых состояниях человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях. Это господство рациональности и есть свобода. Истинно свободный человек есть тот, кто знает, как управлять своими инстинктами. Счастье проистекает не из тела, или чего-то внешнего, но из души. Душа счастлива тогда, когда она упорядочена, виртуозна, добродетельна. "По мне, - говорит Сократ, - лишь добродетельный, женщина ли, мужчина ли, счастлив; неправедный и злонамеренный - несчастлив всегда". по Сократу, добродетельный человек не может страдать от зла, "ни в жизни, ни в смерти". В жизни потому, что другие могут нанести вред его телу, но никто не может разрушить внутреннюю гармонию его души. Бог Сократа - это разум, который понимает все без исключения, это упорядочивающая активность и Провидение. По целям метод Сократа фундаментальным образом имеет этическую природу (воспитание души), и лишь во вторую очередь он логический и гносеологический. Диалектика Сократа совпадает с диалогом, который состоит из двух существенных моментов: "опровержения" и "майевтики" (знанеи. кот. нельзя научить). Чтобы осуществить это, Сократ применяет маску "незнания" и иронию. К числу особенных характеристик сократовой диалектики принадлежит ирония, а точнее "симуляция". Т.е. игра, или шутка, или военная хитрость, среди множества функций которой было намерение со стороны Сократа вынудить собеседника обнаружить себя. После Сократа возникают сократические школы: Киники(циники) кинос - сова- Диагени Симонский, Антисфен, киренаики (Аристипп, г. Кирена). мигарики (Евклид, г Мегаре).