Философия древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:58, реферат

Описание работы

Философия древней Греции Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась по сути своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии философии древней Греции выделяют четыре основных этапа: I VII-V века до н.э. - досократовская философия II V-IV века до н.э. - классический этап Выдающиеся философы классического этапа: Сократ, Платон, Аристотель. В общественной жизни этот этап характеризуется как высший подъем афинской демократии III IV-II века до н.э. - эллинистический этап.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.72 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение Михайловский филиал

среднего  профессионального образования

Алтайский государственный  университет

Отделение среднего профессионального образования.

    Специальность: Автоматизированные системы обработки  информации и управления 
     
     
     

Реферат на тему:

Философия древней Греции 
 

                                                                  Выполнил:

              Студент 2 курса 691 группы Радионов Н.Е

                             Проверил:

                            Герасимов А.Н

                            Оценка: 
                       
                       
                       

Михайловское 2010

Философия древней  Греции Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась по сути своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии философии  древней Греции выделяют четыре основных этапа: I VII-V века до н.э. - досократовская философия II V-IV века до н.э. - классический этап Выдающиеся философы классического этапа: Сократ, Платон, Аристотель. В общественной жизни этот этап характеризуется как высший подъем афинской демократии III IV-II века до н.э. - эллинистический этап.

(Упадок Греческих  городов и установление господства  Македонии) IV I век до н.э. - V, VI века  н.э. - Римская философия. 

Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общества, в котором ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных отраслях, требовавших высокой квалификации производителей, как, например, художественное ремесло, широко применялся свободный труд.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Мировоззрение широких  масс греческого общества рассматриваемого периода в основном сохранило  те представления, которые имели  место еще во втором тысячелетии  до н.э. Природа по-прежнему представлялась греку населенной и управляемой различными существами, о которых народная фантазия слагала красочные поэтические мифы. Эти существа в основном можно объединить в три цикла: верховные олимпийские боги-небожители с Зевсом во главе, многочисленные второстепенные божества гор, лесов, ручьев и т.п. и, наконец, герои-родоначальники, покровители общины.

Согласно эллинским  представлениям, власть олимпийских  богов была ни изначальной, ни беспредельной. Предшественникам олимпийцев считались  старшие поколения богов, свергнутые их потомками. Греки думали, что первоначально  существовали Хаос и Земля (Гея) , подземный мир Тартар и Эрос- жизненное начало, любовь. Гея- Земля породила звездное небо Уран, который стал первоначальным властителем мира и супругом богини Земли Геи. Уран и Гея родили второе поколение богов- Титанов.

Захватившие власть над миром олимпийские боги разделили  вселенную между собой следующим  образом. Верховным богом стал Зевс- властитель неба, небесных явлений  и особенно грома и молнии. Посейдон был властителем влаги, орошающей  землю, властителем моря, ветров и  землетрясений. Аид, или Плутон, был  владыкой преисподней- подземного мира, где влачили жалкое существование тени умерших.

Супруга Зевса Гера считалась покровительницей брака. Гестия являлась богиней домашнего очага, наименование которого она и носила (Гестия по-гречески- очаг) .

С возникновением нового классового общества и установлением  полисов ряд богов, особенно Аполлон, становятся покровителями государств.. Значение Аполлона еще более выросло в связи с основанием большого числа новых городов. В результате культ Аполлона стал оттеснять на второй план культ Зевса; особенно он был популярен в среде греческих аристократов.

Помимо главных  богов, олицетворявших наиболее значительные явления природы, а также жизни  человека и его общественных отношений, весь окружающий грека мир представлялся  ему обильно заселенным многочисленными  божественными существами.

О происхождении  людей у эллинов существовал  миф, согласно которому один из титанов- Прометей слепил из глины первого человека, а Афина наделила его жизнью. Прометей был покровителем и наставником человеческого рода в первые времена его существования. Благодетельствуя людям, Прометей похитил с неба и принес им огонь. За это он был жестоко наказан Зевсом, приказавшим пригвоздить Прометея к скале, где орел каждый день терзал его печень, пока его не освободил Геракл (сын Зевса и земной женщины) .

Местом почитания  эллинских богов были храмы, алтари, священные рощи, ручьи, реки. Культовые  обряды у греков были связаны с  общественной и частной жизнью. Почитание  богов сопровождалось принесением  в жертву животных на алтарях перед  храмами и молитвенными обращениями  к богам. Особенными обрядами сопровождались рождение ребенка, свадьба и похороны.

НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ 

Религиозно-мифологическое объяснение происхождения и развития мира и окружающей древних греков действительности постепенно вступало в конфликт с накоплявшимся предметным опытом. Медленно, но неуклонно делала первые шаги наука, пока еще наивная, но стихийно-материалистическая в своей  естественной непосредственности. Новые идеи возникли в наиболее экономически и социально развитой в то время малоазийской Ионии.

Во второй половине VII в. до н.э. в Милете в среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская философия. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок. 625-547 гг. до н.э.) , а его продолжателями были Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) . Милетские философы были стихийными материалистами.

Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в  беспрерывном движении, превращения  которой создают все вещи, в  конечном счете снова превращающиеся в воду. Богам не было места в этом круговороте состояний вечной воды. Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на первоначальной воде. Фалеса также считали основоположником древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о природе. Ему приписывают и ряд конкретных научных вычислений. Он умел предсказывать солнечные затмения и мог дать физическое объяснение этого процесса. Во время пребывания в Египте Фалес впервые измерил высоту пирамид, измерив их тень в то время дня, когда длинна тени равна высоте отбрасывающих ее предметов.

Анаксимандр, идя  по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли, что первичной  материей является апейрон: неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее в процессе движения выделяются присущие ей противоположности- теплое и холодное, влажное и сухое. Их взаимодействие приводит к рождению и гибели всех вещей и явлений, которые по необходимости возникают из апейрона, и в него возвращаются. Анаксимандра считают составителем первой географической карты и первой схемы небесного свода для ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося цилиндра, парящего в воздухе.

Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, который, разряжаясь или сгущаясь, порождает  все многообразие вещей. Все возникает  и возвращается в вечно движущийся воздух, в том числе и боги, которые подобно всем другим вещам, являются определенными состояниями  воздуха.

Материалистическая  философия возникла в среде прогрессивных  групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с религиозно-мифологической идеологией, унаследованной от прошлого. Представители рабовладельческой  аристократии, борясь с этой идеологией, противопоставили ей философский идеализм. Его первым проповедником в Древней  Греции был Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) с острова Самоса. После установления на острове Самосе тирании Пифагор эмигрировал в Южную Италию в город Кротон, где во второй половине VI в. до н.э. основал из представителей местной аристократии реакционный религиозно-политический союз, известный под названием "пифагорейского".

Согласно философии  пифагорейцев, не качество, а количество, не вещество, а форма определяет сущность вещей. Все можно сосчитать  и таким образом установить количественные особенности и закономерности природы. Мир состоит в количественных, всегда неизменных противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет... Сочетание их осуществляется в гармонии, которая свойственна миру.

В борьбе с идеалистической  философией Пифагора совершенствовалась материалистическая философия милетской  школы. В конце VI-начале V в. до н.э. как  стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.) . В его трудах нашли завершения искания Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

По своему происхождению  и политическим убеждениям Гераклит был сторонником аристократии. Он резко обрушивался на "чернь". С победой рабовладельческой  демократии на его родине связано  пессимистическое отношение Гераклита  к окружающей его действительности. Выступая против победившей демократии, он хотел показать ее преходящий характер. Однако в своих философских построениях  он вышел далеко за рамки этой цели. Согласно Гераклиту высшим законом  природы является вечный процесс  движения и изменения. Стихия, из которой  все возникает, это- огонь, представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно  потухающий процесс горения. Все  в природе состоит из противоположностей в борьбе рождающихся из огня переходящих  друг в друга и возвращается в  огонь. Гераклит первым пришел к мысли  о диалектическом развитии материального  мира как о необходимой присущей материи закономерности. Закономерную необходимость Гераклит выразил  греческим словом " логос ", в  философском смысле обозначающем "закон". Известно приписываемое Гераклиту  изречение: "Панта рей"- все течет, все изменяется, которым кратко сформулирована сущность его философии. Диалектическое единство противоположностей формулируется как постоянно возникающая гармония взаимно дополняющих друг друга и борющихся противоположностей. Процесс саморазвития огня не создал никто из богов или людей, он был, есть и всегда будет. Гераклит высмеивал религиозно-мифологическое мировоззрение своих соотечественников.

Против материалистической диалектики Гераклита начали вести  борьбу философ Ксенофан (ок. 580-490 гг. до н.э.) и его ученики. Изгнанный из родного малоазийского города Колофона (близ Эфеса) , Ксенофан поселился в Италии, где вел жизнь странствующего певца-распода. В своих песнях он выступал против антропоморфного политеизма эллинской религии. Ксенофан утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик и что если бы быки и кони могли создавать изображения богов, то они бы представили их по своему подобию.

Таковы были первые шаги древнегреческой философии, возникшей  и развивающейся в борьбе со старым религиозно-философским мировоззрением.

V в. до н.э. был временем дальнейшего развития греческой науки и философии, которые по-прежнему оставались тесно связанными. В этот период дальнейшего развития античного общества и государства, происходившего в условиях ожесточенной классовой и политической борьбы, возникают также политические теории и публицистика.

В V в. до н.э. материалистическая философия в Древней Греции развивалась исключительно плодотворно.

Наиболее выдающийся философ классического этапа  философии Древней Греции был  Платон (427-347 гг. до н.э.) Платон был представителем афинской рабовладельческой аристократии. В возрасте 20 лет случайность пересекает дороги жизней Платона и Сократа. Таким образом, Сократ становится учителем Аристотеля. После того как Сократ был осужден, Платон покидает Афины и не надолго переселяется в Мегару, после чего снова возвращается в родной город и активно принимает участие в его политической жизни. Платон впервые создает академию.

До нашего времени  дошла информация о 35 философских  трудах Платона, большинство из которых  были изложены в форме диалога.

Вершиной и основой  всего он считал идеи. Материальный мир- лишь производная, тень мира идей. Лишь идеи могут быть вечными. Идеи- есть истинное бытие, а реальные вещи - это бытие кажущиеся. Выше всех других идей Платон ставил идею красоты и добра. Платон признает движение, диалектику, которая является результатом конфликта бытия и небытия, т.е. идеи и материи.

Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает у Платона как  вторичное, несущественное. Истинное познание- это познание, проникающее в мир  идей- познание разумное.

Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась  и которые она познала в  то время, когда еще не соединилась  с телом, душа бессмертна.

Другой выдающийся ученый этого периода- Аристотель (384-322 гг. до н.э.) . Он оставил после себя 150 трудов, которые позже были систематизированы и разделены на 4 основные группы: 1) Онтология (наука о сущем) " Метафизика " 2) Труды по общей философии, проблемах природы и естествознания.

" Физика ", " О небе ", " Метеорология " 3) Политические, эстетические трактаты.

" Политика ", " Риторика ", "Поэтика " 4) Работы  по логике и методологии. 

" Органон " Основой  всякого бытия Аристотель считает  первую материю. Она образует  потенциальную предпосылку существования.  И хотя она основа бытия,  ее нельзя отождествлять с  бытием или считать его основной  частью. Далее следуют земля, воздух  и огонь, которые представляют  собой промежуточную ступень  между первой материей и миром,  который мы чувственно воспринимаем. Все реальные вещи являются  соединением материи и образов  или форм, следовательно: действительное  бытие есть единство материи  и формы. По Аристотелю- движение- это переход от возможного к действительности т.е. движение универсально. Основа всякого явления некая причина.

Информация о работе Философия древней Греции