Философия Древней Греции и Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 22:18, реферат

Описание работы

Античная философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и т. п. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в V в. до н. э. возникли философские и космологические системы, в которых миф играет роль не столько основного воззрения, сколько образного средства выражения мысли. В VI в. и даже в V в. до н. э. философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга.

Работа содержит 1 файл

Философия Древней Греции и Рима.doc

— 235.20 Кб (Скачать)

Философия Древней Греции и Рима.

 

(1) Условия, предпосылки, формирование античной философии.

 Античная философия - совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. и в древнеримском рабовладельческом обществе, начиная со 2 в. до н. э. вплоть до начала 6 в. н. э.

Античная философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и т. п. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в V в. до н. э. возникли философские и космологические системы, в которых миф играет роль не столько основного воззрения, сколько образного средства выражения мысли. В VI в. и даже в V в. до н. э. философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга.

Древнегреческая философия получает свое первоначальное развитие в греческих колониях на малоазиатском побережье Средиземноморья - Ионии (гг. Милет, Эфес и др.). В VII-VI вв. до н. э. Милет стал одним из крупнейших центров древнегреческой цивилизации и культуры, имел развитое мореходство, поддерживал широкие экономические и культурные связи со странами Востока и Запада и основал в бассейне Средиземноморья более 70 колоний и поселений. В результате греки унаследовали значительный запас наблюдений над природой, технических сведений и навыков, накопленных более древними цивилизациями Египта и Вавилонии. Благодаря этому милетцы подняли на более высокий уровень производство и культуру.

        Завоевательные походы персов на рубеже VI-V вв. до н. э. привели к упадку экономической и культурной жизни в малоазиатских колониях греков, а руководящая роль Афинского государства в борьбе греков против персов способствовала огромному подъему в V в. Афин, которые становятся центром культурной и научной жизни греческого мира.

       Развитие технических знаний не могло не сказаться на быстром развитии научно-теоретического мышления греков. Так, сделанные Архимедом открытия в механике сохраняют свое значение до настоящего времени. Выдающийся древнегреческий географ Эратосфен измерил окружность Земли с ошибкой всего на несколько десятков километров и предпринял первую плодотворную попытку создать карту нашей планеты. Большие успехи были достигнуты в медицине, известной именами Гиппократа (V-IV вв. до н. э.) и Герофила (IV-III вв. до н. э.).

       Расцвет древнегреческой науки находил соответствующее выражение в философских обобщениях античных мыслителей. Так, Левкипп впервые в древнегреческой философии выдвинул идею об атомах как мельчайших неделимых материальных элементах, из которых состоят все предметы. Он же предпринимает попытку обоснования причинности в природных процессах.

      Некоторые исследователи полагают, что главная и основная мудрость греческих мыслителей заключается в размышлениях о политике и морали, в том, что греческий разум прежде всего был устремлен на познание, воспитание и совершенствование человека, а не на преобразование природы

 

(2) Специфика философии Древней Греции

 

Особенности греческой философии - в особенностях греческой мифологии.

 

1. Если две другие философии возникли из толков, комментариев мифологии, то в Греции философия возникает как альтернатива мифологии. Греки стали обсуждать мифологию.

 

2. Греческая философия имеет авторов. Философская система - это продукт определенной личности.

 

3. Греки первые заговорили о космосе и порядке в космосе. Они дали миру слово «закон» («логос» - слово). Оказывается, космос упорядочен по определенным законам. Греки стали искать в телесном мире телесное начало. (Пифагор - инородная философия. Его школа была не только математической, но и этическо-религиозной. Сам Пифагор в молодости был орфиком.)

 

(3) Периоды античной философии

Выделяют следующие периоды:

  •      Натурфилософский (главная проблема -- проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество

                                                                             нескольких школ;

  •      Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
  •      Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем -- весь круг философских проблем.    

                                                                         Платон, Аристотель;

  •     Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья.    

                                                                                                         Школы Эпикура, скептиков, стоиков;

  •     Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
  •     Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

(4) Основные школы философии Древней Греции

              Период

        Особенности

              Школа

Представители

Натурфилософский

Главная проблема -- проблема устройства мира, проблема первоначала.

 

 Фома Аквинский и Альберт Великий, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит

Гуманистический

Смена проблематики от природы к человеку и обществу

Школа софистов, Сократ

Сократ

Классический

Период большого синтеза.

Создание первых философских систем -- весь круг философских проблем

 

Платон, Аристотель

Эллинистический

Центр перемещается из Греции в Рим. Соперничают разные философские школы. Проблема счастья.

Школы Эпикура, скептиков, стоиков

Эпикур, Цицерон и Сенека, Лукреций и Кар

Религиозный

Развитие неоплатонизма. В сферу философских проблем добавляется проблема религии

 

Плотин

Зарождение христианской мысли, монотеистической религии

     

 

  или

Период

Особенности

Школа

Представители

Ранний [7-5в до н.э.]

Интерес к космологии и натурфилософии: размышление о начале, причине и составляющих элементах видимого космоса, об источнике его движения и жизни, т. е. о его природе.

Милетская ------------------->

Эфесская  ------------------->

Эллейская  ------------------->

Атомистов  ------------------->

Пифагора   ------------------->

Фалес, Аниксимандр, Анаксимен

Гераклит

Парменид, Зенон

Демокрит

Пифагор

Классический [5-4в до н.э.]

Период большого синтеза.

Создание первых философских систем -- весь круг философских проблем

Софисты

Сократ, Платон, Аристотель

Эллинистический [4-1в до н.э.]

Центр перемещается из Греции в Рим. Соперничают разные философские школы. Проблема счастья.

Школы Эпикура, скептиков, стоиков

Эпикур, Цицерон и Сенека, Лукреций и Кар

Римский [1в до н.э.-6в н.э.]

Нужно находить равновесие в самом себе. Политическая жизнь мешает этому. Человек должен достичь счастья. Цель - освободить человека от страха.

Стоицизм, Скептицизм, Эпикуризм

Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане, Эпикур


 

(5) Милетская школа

 

Первая философская школа возникла в г. Милете - прибрежный город Греции, один из центров торговли (7-6 в до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины "архе".

 

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, биологии, географии, метеорологии, физики и (возможно) математики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

 

Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя".

 

Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат "О природе". В качестве "архе" Анаксимандр считал "оперон" - "то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени).

 

Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.

 

Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную".

 

Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали что все возникло из одного начала).

 

(6) Учение Элеатов

 

     Элеа́ты, элейцы, Элейская школа -- древнегреческая школа философов-досократиков раннего периода, существовавшая в конце VI − первой половине V вв. до н.э., в городе Элее, в Великой Греции. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (предложив впервые сам этот термин), заложив фундамент классической греческой онтологии.

 

Основными представителями элейской школы являются Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс.

 

     Ксенофан требует трезвой деятельности, согласно разуму, рассудительности и пользе. Характерно его отрицательное отношение к олимпийским играм. Он невысоко ставит физическую силу, противопоставляя ей знание и мудрость. Ксенофан отрицательно относится к поэзии, которая прославляет подвиги мифических героев, физическое мужество и смелость.

 

    Свои философские взгляды Ксенофан излагал в стихотворной форме. В древности известно было много его стихов, эпических и элегических. Поэма Ксенофана «О природе» была утеряна еще в древности, сохранились только отдельные отрывки из нее, приведенные у Аристотеля.

 

     Поэзия Ксенофана лишена мистики и дышит реализмом. Цель ее -- осмеять суеверия, мифологические и теогонические представления.

 

     Ксенофан занимает видное место в развитии древнегреческого атеизма. Его критика богов, религиозных верований и обрядов метка и остра. В центре его антирелигиозной критики -- обнаружение антропоморфического характера религиозных представлений, доказательство того, что боги -- измышление людей, что созданы «боги по образу человека».

     Своей критикой религиозных верований Ксенофан укреплял веру человека в свои собственные. силы и призывал не полагаться на дары богов, а стремиться к самоусовершенствованию.

Мир для него -- не творение бога. Самый мир, рассматриваемый в его всеединстве, он называл богом.

 

Центральной фигурой элейской школы является Пармепид, ученик Ксенофана.

Свое философское учение Парменид излагает в поэме «О природе». Поэма представляет собой аллегорическое описание путешествир юноши к богине, открывающей ему истину.

Парменид провозглашает первенствующую роль разума в познании и подсобную, подчиненную роль чувств.

Все философские воззрения, с точки зрения Парменида, покоятся на одной из трех основных предпосылок: 1) только бытие есть, небытия нет, 2) не только бытие, но и небытие существует и 3) бытие и небытие тождественны. Эти три предпосылки являются основой трех философских школ: первая -- исходный пункт элейской школы, вторая лежит в основе учения пифагорейской школы, а в третьей заключается учение Гераклита Эфесского.

 

(7) Софисты

 

Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής -- «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») -- древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V -- 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека. Софистами иногда называют представителей древнекитайской школы имён (мин цзя) (Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Луна и др.).

 

ЭТАПЫ:

  •     Классическая или древняя (древнегреческая) софистика (V -- 1-я половина IV веков до н. э.), в которой принято различать:

                 старших софистов, их акме приходилось на 2-ю половину 5 в. до н. э. (наиболее известны Протагор Абдерский,  

                 Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский).

                 младших софистов, их акме приходилось на 1-ю половину 4 в. до н. э. (наиболее известны Ликофрон, Алкидамант,  

                 Фрасимах).

  •     Вторая или новая софистика (2 -- нач. 3 в. н. э.). Основные представители -- Лукиан Самосатский, Флавий Филострат
  •     Третья или поздняя софистика (4 в. н. э.). Основные представители -- Либаний, Юлиан Отступник.

 

Вторая и третья софистики назывались так лишь по аналогии с классической софистикой и представляли собой подражательные литературные течения, стремившиеся реставрировать идеи и стиль классических софистов.

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:

В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами.

Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Все в мире относительно[источник не указан 509 дней].

Информация о работе Философия Древней Греции и Рима