Философия Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 11:59, реферат

Описание работы

Философия - не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Становление древневосточной философии и ее особенности………………4

2. Древнеиндийская философия………………………………………………….7

3. Древнекитайская философия…………………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы……………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Философия Древнего Востока.docx

— 51.61 Кб (Скачать)

 

     Заключение 

     В заключении следует еще раз напомнить  о специфике восточной философии. В восточной мысли религиозное и философское начала более переплетены, чем в греческой. На Востоке религиозные представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями.

     Как отметил Г.В.Ф. Гегель, "содержание восточных религий - бог, в себе и для себя сущее, вечное - понимается больше в свете всеобщности, так понимается и отношение индивидуумов к нему". Тем самым исходная субстанция восточных религий "представляет собою... некую философскую идею".

     Восточная мысль более эмоционально-этична, нежели рационально-логична. Она исходит  из непосредственно-этического восприятия жизни, не противопоставляя последнюю  ее собственной цели. Восточные мыслители  не сомневались в наличии тесной связи не только между природой и  человеком, но и между общественными  явлениями и человеческими поступками, с одной стороны, и природными явлениями - с другой. Мыслители Востока  напрямую выводили порядок и спокойствие в обществе из поступков людей согласно естественным законам.

     Гегель  не очень высоко ценил восточную  философию, поскольку, по его мнению, в ней "внешнее, предметное не постигается... соответственно идее". Восточную  мысль Гегель считает недостаточно философичной и преимущественно  религиозной, так как в ней  индивид не полагает себя как нечто  самостоятельное. Тогда как "истинно-объективная  почва мышления коренится в действительной свободе субъекта".

     Между тем существует и другая, противоположная  точка зрения, ставящая восточную философскую мысль выше западной и считающая ее крупнейшим достижением человеческой культуры. Таковы, в частности, позиции А. Шопенгауэра, Л.Н. Толстого, М. Хайдеггера, К.Г. Юнга и других известных мыслителей. Юнг в классической работе "Архетип и символ", в частности, писал: "Мы начинаем заново открывать для себя астрологию, являющуюся на Востоке хлебом насущным. Наши исследования сексуальной жизни, начатые в Вене и в Англии, не идут ни в какое сравнение с индийскими учениями по этому поводу. Восточные тексты тысячелетней давности дают нам образцы философского релятивизма, а идея индетерминизма, только что появившаяся на Западе, является фундаментом китайской науки... Сам психоанализ и возникшие вместе с ним направления мысли - мы считаем их специфически западным явлениям - представляют собой лишь усилия новичка в сравнении с искусством, существующим с незапамятных времен на Востоке".

     Не  входя в детальное обсуждение различных оценок восточной философии, отметим, что восточная религиозно-философская проза, восходящая к книге "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), содержащей высказывания Конфуция и его учеников, и индийской "Махабхарате", дала образцы целостного рассмотрения сущности человека и во многом предопределила будущую историю не только Востока, но в определенном смысле всего человечества. При этом восточная религиозно-философская мысль не обретала статус систематической теоретической дисциплины, навязываемой всем извне по определенному алгоритму. Она была частью жизни и передавалась от Учителя к ученику.

 

      Список литературы 

1. Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород, 2000.

2. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. - М., 1989.

3. Радхакришнан С. Индийская философия. - М., 1993. - Т. 1-2.

4. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. - СПб., 1998.

5. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. - М., 1994.

6. Шохин В.К. Первые философы Индии. Учебное пособие. - М., 1997.

7. Бродов В.В. Древнеиндийская философия. – М., 1972.

8. Древнекитайская философия. – Т.1-2. – М., 1972-1973.

9. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). – М., 1992.

10. Томпсон М. Восточная философия. – М., 2002.

11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

Информация о работе Философия Древнего Востока