Легизм. Эта школа возникла
и оформилась в VI — II вв. до н. э. Легизм
(от лат. lex — род. падеж от legis —
закон) — это учение школы законников,
в котором раскрывается этико-политическая
концепция об управлении человеком, обществом
и государством. Наиболее видные представители
его Шан Ян, Шэнь Бухай, Шэнь Дао, Хань Фэй.
Наиболее видный его представитель —
Хань Фэй, завершивший построение
теоретической системы легизма.
Становление легизма происходило в острой борьбе с ранним
конфуцианством. Хотя и та, и другая школы
стремились к созданию мощного, хорошо
управляемого государства, однако они
по-разному обосновывали принципы
и методы его построения. Конфуцианство
исходило, как известно, из нравственных
качеств людей, делало акцент на роли и
значении ритуала, нравственных норм в
утверждении порядка в стране и принципов
управления. Легисты же, напротив, исходили
из законов, утверждая, что политика несовместима
с моралью. По их мнению, главное воздействие
на массы правителю следует осуществлять
при помощи награды и наказания. При этом
наказанию принадлежит основная роль.
Управление государством и его развитием
должно осуществляться не на основе благих
пожеланий, а путем развития земледелия,
укрепления армии и вместе с тем одурачивания
народа.
Заключение
На основании изученного
материала необходимо сделать следующие
выводы:
- Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком.
- В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».
- Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными это способствовало появлению в Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него.
- Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в период позднего средневековья, когда после путешествия Марка Пола в Китай стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели понять ее культуру и традиции. Это привело к искажению истинного облика китайской культуры, в том числе и основной части философии.
- Таким образом, философские системы Китая внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры, по-особому передав различные взгляды выдающихся мыслителей прошлого. Многочисленные направления китайской философской мысли привнесли особенный восточный колорит в мировую философию, как науку, позволив человечеству еще на шаг приблизиться к пониманию вечных вопросов бытия.
Список использованных источников
- Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации М.:ПРИОР,2001. – 125 с.
- Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия.-М.:Логос,2000. – 123 с.
- Рузавин Г.И. Методология научного исследования М .:ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 88 с.
- Философия: Учебное пособие для вузов, под редакцией Ю.А. Харина, Минск 2003. – 213 с.
- Философия: Справочник студента, Москва 2002. – 149 с.