Философия Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:02, контрольная работа

Описание работы

Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов (священников, жрецов). В своих догмах брахманизм основывался на ведах ( от древнеиндийского «веда»- знание, ведение), представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов. Ведийская философия – это учения эпохи разложения первобытно - общинного строя Индии и возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ. Это время возникновения лесных университетов, в которых начинают развиваться элементы индийской философской мысли. Хотя это и не была еще философия в собственном смысле

Содержание

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии…………………….3
2. Основные школы и направления древнекитайской философии……………………..6
3. Объясните в противоречиях, между какими школами и направлениями развивалась
Восточная философия………………………………………………………………….14
4. Список литературы…………………………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

философия контрольная работа.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

                                                       Содержание

 

 

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии…………………….3

 

2. Основные школы и направления древнекитайской философии……………………..6

 

3. Объясните в противоречиях, между какими школами и направлениями развивалась

    Восточная философия………………………………………………………………….14

 

4. Список литературы…………………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные  направления и школы древнеиндийской  философии

 

Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов (священников, жрецов). В своих догмах брахманизм основывался на ведах ( от древнеиндийского «веда»- знание, ведение), представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов.

Ведийская философия – это учения эпохи разложения первобытно - общинного строя Индии и возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ. Это время возникновения лесных университетов, в которых начинают развиваться элементы индийской философской мысли. Хотя это и не была еще философия в собственном смысле.

Все ведические тексты считаются священными книгами, божественными откровениями наподобие Библии. Подлинными знатоками  и толкователями вед как раз  и считались брахманы.

Ведическая литература – это  период с 2 тыс. до 4 в. до н. э. Самую древнюю  часть Вед составляют четыре санхиты (сборника): Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа ( жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарваеда (песни  заклинания).Заключительная часть Вед – упанишады- содержит трактаты религиозно- философского характера.

В качестве первоосновы бытия в  упанишадах выступает брахман - универсальная, безразличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Эта универсальность брахмана достигается через познание им самого себя. Брахман тождественен и вместе с тем противопоставляется атману - индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я».

Учение о брахмане и атмане является центральным моментом упанишад, утверждающим тождество бытия отдельного человека с всеобщей сущностью мира.

Неортодоксальные школы в индийской  философии. Среди множества приверженцев новых взглядов, восставших против авторитета Вед, следует назвать, прежде всего, представителей таких систем, как: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм. Все они относятся к неортодоксальным школам индийской философии.

Чарвака, в отличие от ведической философии, отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой  всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь, и сознание рассматриваются как произведенные от этих материальных первоэлементов. Материя может мыслить. Смерь конец всему. Название «локаята» соответствует сущности и содержанию этого учения – существует только этот мир, или лока. Материалистов поэтому и называют локаятиками. Их называют также чарваками, по имени основателя этой теории – Чарвака.

В основе этической концепции чарваков лежит неограниченное наслаждение- гедонизм. Признавая только такие реальности жизни, как страдание и наслаждение в рамках чувственного бытия личности, эта школа целями человеческого существования считает богатство и наслаждение. Оценивая философию материалистов, можно сказать, что она много сделала для критики старой религии и философии, для развенчания авторитета Вед, их неистинности и противоречивости.

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа чарваков положила начало критики  брахманистского направления в  индийской философии, подорвала  авторитет Вед и оказала значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли Индии.

Джайнизм. Его основателем считается  Махавира Вархамана (4 в. до н. э.). Он получил  также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерождений). В  центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой – карма. Однако сама карма понимается здесь, в отличие от упанишад, как тонкая материя, а не как закон воздаяния. Это соединение неживой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. Душа человека вынуждена странствовать, постоянно перерождаясь, до тех пор, пока она связана с тонкой материей.

Характерной особенностью философско-этической концепции джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения. Этическое воспитание личности – решающий фактор в переходе бытия личности из несовершенного состояния в совершенное.

Правильная жизнь человека связывается  с аскетическим поведением. Только аскетизм ведет к прекращению  перерождений и к освобождению души от сансары. Основные этические принципы джайнизма: отстранение от мирского богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам и т. п. несовместимые с эгоизмом и индивидуализмом.

Буддизм возник в 4 в. до н. э. Его основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды. Характерная особенность этого учения – его этико-практическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует – бытие личности.

Освобождение от страданий как  конечная цель бытия личности – это, уничтожение желаний, угощение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма в нравственной сфере – концепция терпимости (толерантности) и относительности. Согласно ей, дело, заключается не в каких- то общеобразовательных нравственных предписаний, а в непричинении вреда окружающим. Это и есть главный принцип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной удовлетворенности.

Познание в буддизме является необходимым  способом и средством достижения предельной цели бытия личности. В  буддизме устраняется различие между чувственной, рассудочной формами познания и устанавливается практика медитации – углубленной психической сосредоточенности, отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Результатом этого является непосредственное переживание целостности бытия, полная самоуглубленность и самоуверенность. Достигается состояние абсолютной свободы и независимости внутреннего бытия личности, которое как раз и тождественно угощению желаний. Оно и есть освобождение, или нирвана- состояние высшего блаженства, конечная цель стремление человека и его бытия, характеризующаяся отрешенностью от жизненных забот и желаний.

В системе буддизма определяющим является принцип абсолютной автономии личности, ее независимости от среды. Все связи  человека с реальным миром, буддизм  рассматривает как отрицательные  и вообще вредные для человека.

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, философия буддизма, как и джайнизма, носит эгоцентрический  и интровертный характер.

Ортодоксальные школы в индийской  философии. В отличие от неортодоксальных школ эта философия не отрицает авторитета Вед, а напротив, опирается на них. Наиболее значительной и знаменитой книгой истории Индии считается «Бхагавадгита», часто называемая просто «Гита».

Согласно «Бхагавадгите», вечно  изменяющаяся природная, материальная реальность не является первичной реальностью - пракрита. Первичное, вечное и неизменное бытие – это высший брахман. В духе упанишад «Гита» отожествляет два начала – брахман и атман. За смертным телом стоит атман, за преходящими объектами мира- брахман. Эти два начала едины и тождественны по своей природе.

В «Бхагавадгите» обращается внимание не на внешние, ритуальные факторы достижения нравственного миропорядка (жертвоприношения), а на внутреннюю нравственную свободу индивида.

«Бхагавадгита» с ее живым личным богом (Кришной) положила начало новому направлению религиозной мысли  – индуизму.

Философское обоснование индуизма содержится в шести системах: веданта, миманса, санкхъя, йога, вайшешика, ньяя. Несмотря на имеющиеся различия, все  они считаются равномощными в  толковании истины, всех их объединяет поиск путей искупления и освобождения из пут сансары и кармы.

Веданта (завершение Вед)- наиболее влиятельная  система, важнейшая философская  основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Главный путь к достижению этого  истинного знания – соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед.

Санкхья (число, перечисление)- в ее основании лежит не непосредственно  текст Вед, а независимый опыт и размышление.

Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание). Философия этой школы направлена на практическое психологическое обучение. Ее теоретическая основа- санкхья, хотя в йоге признается и личный бог.

Вайшешика эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы – шаровидные атомы.

Ньяя (правило, логика)- учение о формах мышления. В этой системе главное  состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные  школы и направления древнекитайской философии

 

Китайская философия является неотъемлемой частью восточной философии. Её влияние  на культуры Японии, Кореи и Тайваня  равнозначно влиянию древнегреческой  философии на Европу.

В "Ши-цзын" ("Исторические записки") приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Там названо шесть школ:

1.     «Сторонники учения  об Инь и Ян» (натурфилософы).

2.     «Школа служилых  людей» - Жуцзя (школа конфуцианцев).

3.     «Школа моистов».

4.     «Школа номиналистов»  - Минцзя (школа софистов).

5.     «Школа законников»  - Фацзя (легистов).

6.     «Школа сторонников  учения о Дао и Дэ» - даосистов.

Для этих школ характерно выдвижение на первый план проблем управления обществом и государством. Поэтому  древнекитайская философия носила ярко выраженный этико-политический характер, вопросы гносеологии и онтологии занимали в ней весьма скромное место. Ранняя политизация философии была вызвана коренной перестройкой социальной и государственной структуры страны, повышенным интересом правящих кругов к улучшению системы управления. Уже при зарождении философских школ ощущалась тенденция к огосударствлению философии, что выражалось в активном привлечении философов на административную службу, создании в Цзися (царство Ци) философской академии. Становление китайской философии прошло в оживлённых дискуссиях различных школ о принципах управления страной и о взаимоотношениях между правителем, сановниками и народом. Одним из первых выдвинул свои принципы учения Конфуций (6 - 5 вв. до н. э.), взгляды которого изложены его учениками в трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Центральное место у Конфуция занимают понятия «ли» (система морально-этических принципов) и «цзюнь цзы» («благородный муж»). Морально-этические принципы создавались Конфуцием на основе норм, существовавших в большой семье и общине. Представление о почитании «фу лао» («отцов - старейших»), бытовавшее в общинах, было перенесено Конфуцием на общество в целом, где в роли отца народа должен был выступать правитель царства («цзюнь цзы») - образец человеческой мудрости, в совершенстве овладевший принципами «ли». Учение Конфуция об «исправлении имён» должно было закрепить привилегированное положение наследств аристократии. Конфуций обосновывал свою теорию традиционным верованием китайцев в божества, силу неба: в его учении небо выступает в качестве высшей целенаправляющей силы, от которой зависит судьба всех жителей поднебесной и которая может быть постигнута лишь образованными сановниками. Учение Конфуция, развитое его последователями (Мэн-цзы и др.), послужило в дальнейшем теоретическим обоснованием особых прав нарождавшейся бюрократии на управление страной, что сыграло важную роль в превращении конфуцианства в официальную идеологию.

С резкой критикой основ конфуцианского учения и прежде всего незыблемости социальной градации выступил Мо-цзы (5 в. дон. э.), считавший, что все несчастья и беспорядки в мире происходят из-за отсутствия взаимной любви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивая принцип «всеобщей  любви», которая восстановит равенство между людьми, Мо-цзы выступил против захватнических войн. Он скептически относился к традиционной вере в «роль неба» и полагал, что основным критерием при назначении на административные посты должны быть не родовитость, а личные способности и мудрость.

Фактически Мо-цзы уравнивал  в правах знать и простой люд.

Согласно его теории, власть и  народ должны заботиться об общих  интересах, придерживаясь «единства  взглядов». Этот принцип «почитания единства» оказал двоякое влияние  на развитие общественно-политической мысли Китая: идея «единства взглядов», заимствованная ле-гистами, была истолкована ими как требование насильственной унификации мышления народа. Одновременно моистское представление о равенстве людей оплодотворило популярное в крестьянской среде учение «да тун» — об обществе «великого единства» с уравнительным распределением всех благ. Этот же принцип привёл моистов к идее договорного происхождения государственной власти. Моисты уделяли сравнительно большое внимание теоретическому обоснованию своего учения о всеобщей любви, поэтому они способствовали развитию теории познания, выдвинули учение о критериях истины.

Зарождение легистской школы - сторонников  закона («фацзя») связано с именами  Шан Яна (4 в. до н. э.) и Хань Фэй-цзы (3 в. до н. э.), сановников царства Цинь. Учение легистов, провозгласивших равенство всех перед законом, носило ярко выраженный антиконфуцианский характер. Выступая защитниками новых социальных сил и явлений, прежде всего частной собственности на землю, легисты создали совершенную модель деспотичного государства, сыгравшую решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления.

Основной идеей школы было равенство  всех перед Законом и Сыном  Неба, следствием чего являлась идея раздачи  титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.

Легисты печально прославились тем, что  когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

Основной вопрос разногласий  между легистами: Нужны ли вообще награды, или достаточно суровых наказаний? Если награды нужны, то должны ли они быть щедрыми, или символическими?

Информация о работе Философия Древнего Востока