Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:02, контрольная работа
Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов (священников, жрецов). В своих догмах брахманизм основывался на ведах ( от древнеиндийского «веда»- знание, ведение), представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов. Ведийская философия – это учения эпохи разложения первобытно - общинного строя Индии и возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ. Это время возникновения лесных университетов, в которых начинают развиваться элементы индийской философской мысли. Хотя это и не была еще философия в собственном смысле
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии…………………….3
2. Основные школы и направления древнекитайской философии……………………..6
3. Объясните в противоречиях, между какими школами и направлениями развивалась
Восточная философия………………………………………………………………….14
4. Список литературы…………………………………………………………………….15
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии…………………….3
2. Основные школы и направления древнекитайской философии……………………..6
3. Объясните в противоречиях, между какими школами и направлениями развивалась
Восточная философия………………………………………………………
4. Список литературы…………………………………
1. Основные
направления и школы
Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов (священников, жрецов). В своих догмах брахманизм основывался на ведах ( от древнеиндийского «веда»- знание, ведение), представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов.
Ведийская философия – это учения эпохи разложения первобытно - общинного строя Индии и возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ. Это время возникновения лесных университетов, в которых начинают развиваться элементы индийской философской мысли. Хотя это и не была еще философия в собственном смысле.
Все ведические тексты считаются священными книгами, божественными откровениями наподобие Библии. Подлинными знатоками и толкователями вед как раз и считались брахманы.
Ведическая литература – это период с 2 тыс. до 4 в. до н. э. Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника): Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа ( жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарваеда (песни заклинания).Заключительная часть Вед – упанишады- содержит трактаты религиозно- философского характера.
В качестве первоосновы бытия в упанишадах выступает брахман - универсальная, безразличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Эта универсальность брахмана достигается через познание им самого себя. Брахман тождественен и вместе с тем противопоставляется атману - индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я».
Учение о брахмане и атмане является центральным моментом упанишад, утверждающим тождество бытия отдельного человека с всеобщей сущностью мира.
Неортодоксальные школы в
Чарвака, в отличие от ведической философии, отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь, и сознание рассматриваются как произведенные от этих материальных первоэлементов. Материя может мыслить. Смерь конец всему. Название «локаята» соответствует сущности и содержанию этого учения – существует только этот мир, или лока. Материалистов поэтому и называют локаятиками. Их называют также чарваками, по имени основателя этой теории – Чарвака.
В основе этической концепции чарваков лежит неограниченное наслаждение- гедонизм. Признавая только такие реальности жизни, как страдание и наслаждение в рамках чувственного бытия личности, эта школа целями человеческого существования считает богатство и наслаждение. Оценивая философию материалистов, можно сказать, что она много сделала для критики старой религии и философии, для развенчания авторитета Вед, их неистинности и противоречивости.
Школа чарваков положила начало критики
брахманистского направления в
индийской философии, подорвала
авторитет Вед и оказала
Джайнизм. Его основателем считается Махавира Вархамана (4 в. до н. э.). Он получил также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерождений). В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой – карма. Однако сама карма понимается здесь, в отличие от упанишад, как тонкая материя, а не как закон воздаяния. Это соединение неживой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. Душа человека вынуждена странствовать, постоянно перерождаясь, до тех пор, пока она связана с тонкой материей.
Характерной особенностью философско-этической концепции джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения. Этическое воспитание личности – решающий фактор в переходе бытия личности из несовершенного состояния в совершенное.
Правильная жизнь человека связывается с аскетическим поведением. Только аскетизм ведет к прекращению перерождений и к освобождению души от сансары. Основные этические принципы джайнизма: отстранение от мирского богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам и т. п. несовместимые с эгоизмом и индивидуализмом.
Буддизм возник в 4 в. до н. э. Его основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды. Характерная особенность этого учения – его этико-практическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует – бытие личности.
Освобождение от страданий как конечная цель бытия личности – это, уничтожение желаний, угощение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма в нравственной сфере – концепция терпимости (толерантности) и относительности. Согласно ей, дело, заключается не в каких- то общеобразовательных нравственных предписаний, а в непричинении вреда окружающим. Это и есть главный принцип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной удовлетворенности.
Познание в буддизме является необходимым способом и средством достижения предельной цели бытия личности. В буддизме устраняется различие между чувственной, рассудочной формами познания и устанавливается практика медитации – углубленной психической сосредоточенности, отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Результатом этого является непосредственное переживание целостности бытия, полная самоуглубленность и самоуверенность. Достигается состояние абсолютной свободы и независимости внутреннего бытия личности, которое как раз и тождественно угощению желаний. Оно и есть освобождение, или нирвана- состояние высшего блаженства, конечная цель стремление человека и его бытия, характеризующаяся отрешенностью от жизненных забот и желаний.
В системе буддизма определяющим является
принцип абсолютной автономии личности,
ее независимости от среды. Все связи
человека с реальным миром, буддизм
рассматривает как
Таким образом, философия буддизма, как и джайнизма, носит эгоцентрический и интровертный характер.
Ортодоксальные школы в
Согласно «Бхагавадгите», вечно изменяющаяся природная, материальная реальность не является первичной реальностью - пракрита. Первичное, вечное и неизменное бытие – это высший брахман. В духе упанишад «Гита» отожествляет два начала – брахман и атман. За смертным телом стоит атман, за преходящими объектами мира- брахман. Эти два начала едины и тождественны по своей природе.
В «Бхагавадгите» обращается внимание не на внешние, ритуальные факторы достижения нравственного миропорядка (жертвоприношения), а на внутреннюю нравственную свободу индивида.
«Бхагавадгита» с ее живым личным богом (Кришной) положила начало новому направлению религиозной мысли – индуизму.
Философское обоснование индуизма содержится в шести системах: веданта, миманса, санкхъя, йога, вайшешика, ньяя. Несмотря на имеющиеся различия, все они считаются равномощными в толковании истины, всех их объединяет поиск путей искупления и освобождения из пут сансары и кармы.
Веданта (завершение Вед)- наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Главный путь к достижению этого истинного знания – соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед.
Санкхья (число, перечисление)- в ее основании лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление.
Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание). Философия этой школы направлена на практическое психологическое обучение. Ее теоретическая основа- санкхья, хотя в йоге признается и личный бог.
Вайшешика эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы – шаровидные атомы.
Ньяя (правило, логика)- учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики.
2. Основные
школы и направления древнекита
Китайская философия является неотъемлемой
частью восточной философии. Её влияние
на культуры Японии, Кореи и Тайваня
равнозначно влиянию
В "Ши-цзын" ("Исторические записки") приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Там названо шесть школ:
1. «Сторонники учения об Инь и Ян» (натурфилософы).
2. «Школа служилых людей» - Жуцзя (школа конфуцианцев).
3. «Школа моистов».
4. «Школа номиналистов» - Минцзя (школа софистов).
5. «Школа законников» - Фацзя (легистов).
6. «Школа сторонников учения о Дао и Дэ» - даосистов.
Для этих школ характерно выдвижение
на первый план проблем управления
обществом и государством. Поэтому
древнекитайская философия
С резкой критикой основ конфуцианского учения и прежде всего незыблемости социальной градации выступил Мо-цзы (5 в. дон. э.), считавший, что все несчастья и беспорядки в мире происходят из-за отсутствия взаимной любви.
Развивая принцип «всеобщей любви», которая восстановит равенство между людьми, Мо-цзы выступил против захватнических войн. Он скептически относился к традиционной вере в «роль неба» и полагал, что основным критерием при назначении на административные посты должны быть не родовитость, а личные способности и мудрость.
Фактически Мо-цзы уравнивал в правах знать и простой люд.
Согласно его теории, власть и народ должны заботиться об общих интересах, придерживаясь «единства взглядов». Этот принцип «почитания единства» оказал двоякое влияние на развитие общественно-политической мысли Китая: идея «единства взглядов», заимствованная ле-гистами, была истолкована ими как требование насильственной унификации мышления народа. Одновременно моистское представление о равенстве людей оплодотворило популярное в крестьянской среде учение «да тун» — об обществе «великого единства» с уравнительным распределением всех благ. Этот же принцип привёл моистов к идее договорного происхождения государственной власти. Моисты уделяли сравнительно большое внимание теоретическому обоснованию своего учения о всеобщей любви, поэтому они способствовали развитию теории познания, выдвинули учение о критериях истины.
Зарождение легистской школы - сторонников закона («фацзя») связано с именами Шан Яна (4 в. до н. э.) и Хань Фэй-цзы (3 в. до н. э.), сановников царства Цинь. Учение легистов, провозгласивших равенство всех перед законом, носило ярко выраженный антиконфуцианский характер. Выступая защитниками новых социальных сил и явлений, прежде всего частной собственности на землю, легисты создали совершенную модель деспотичного государства, сыгравшую решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления.
Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.
Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.
Основной вопрос разногласий между легистами: Нужны ли вообще награды, или достаточно суровых наказаний? Если награды нужны, то должны ли они быть щедрыми, или символическими?