Философия Древнего Востока (Индия, Китай)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:22, реферат

Описание работы

В VII-III вв. до н.э. в идейной жизни Древнего Китая появляются новые явления, качественно отличные от того, что знала китайская мысль предшествующего периода и что было обусловлено серьезными социологическими сдвигами (крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю, развитием производительных сил…) Глубокие политические потрясения - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.docx

— 27.01 Кб (Скачать)

                                          

                                           ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

      В VII-III вв. до н.э. в идейной жизни Древнего Китая появляются  новые явления,  качественно  отличные  от  того,   что   знала   китайская   мысль предшествующего периода и что было обусловлено  серьезными  социологическими сдвигами (крупные  экономические  и общественные изменения, обусловленные появлением  частной  собственности  на землю,  развитием   производительных   сил…)  Глубокие  политические   потрясения   -   распад   древнего   единого государства и укрепление отдельных  царств,  острая  борьба  между  крупными царствами за гегемонию -  нашли свое  отражение в бурной  идеологической борьбе различных философско-политических  и этических школ.  Этот  период характеризуется   расцветом    культуры    и    философии.    Наследственная рабовладельческо-родовая знать по-прежнему  цеплялась за  религиозные идеи «неба»,  «судьбы»,  правда,  несколько видоизменяя   их   применительно   к особенностям борьбы того времени. Новые социальные  группы,  находившиеся  в оппозиции к родовой аристократии, выдвигали свои  взгляды,  выступая  против веры в «небо» или вкладывая в понятие небесной  судьбы  совершенно  иной смысл. В этих учениях делались попытки осмыслить исторический  опыт,  найти «идеальный   закон»   управления   страной,   выработать    новые    правила взаимоотношений между различными социальными группами населения,  определить место отдельного человека, страны в окружающем  мире,  определить  отношения человека с природой, государством и другими людьми.

Одним из самых ранних литературных памятников Древнего Китая, в котором  изложены философские идеи, является “И цзин” (“Книга перемен”). В название этого источника вложен глубокий смысл, суть которого - это попытка отразить процессы, происходящие в природе, включая ее небесную сферу с естественной системой звезд.  Строго говоря, “Книга перемен” - это еще не философское произведение, а переход от дофилософских представлений к собственно философскому мышлению. “Книга перемен” занимает особое место в истории древнекитайской философской мысли. На протяжении столетий все или почти все древнекитайские мыслители пытались толковать и комментировать ее содержание. Эта длительная по времени комментаторско-исследовательская деятельность заложила основы философии в Древнем Китае и послужила источником дальнейшего ее развития.

Виднейшими философами Древнего Китая, во многом определившими ее проблематику и развитие на столетия вперед, являются Лаоцзы (вторая половина VI - первая половина V в. до н.э.) и Конфуций (Кун Фу-цзы, 551-479 до н. э.).

Идеи Лаоцзы изложены в книге “Дао дэ цзин”. Лаоцзы и его сочинения заложили основы даосизма, первой философской системы Древнего Китая, получившей долгую жизнь и не потерявшей значения в наши дни.

Философские взгляды Лаоцзы противоречивы, но иными они и не могли быть. В ту эпоху шел процесс становления китайской философии, и каждый великий мыслитель не мог не отразить в своем учении противоречивость окружавшего его мира. Центральное значение в даосистском учении принадлежит понятию “дао”, которое постоянно появляется, рождается в любой точке Вселенной. С одной стороны, “дао” означает естественный путь всех вещей, не зависящий ни от бога, ни от людей, и являющийся выражением всеобщего закона движения и изменения мираПри этом развитие трактуется своеобразно: оно идет не по восходящей линии, а осуществляется по кругу. С другой стороны, “дао” - вечное, неизменное, не имеющее каких-либо форм непознаваемое начало, невоспринимаемое органами человеческих чувств. “Дао” выступает как нематериальная духовная основа всех вещей и явлений природы, в том числе и человека. Лаоцзы и его последователи убеждены в необходимости знаний и отмечают их огромную роль в человеческой жизни. Это, как правило, созерцательное знание, то есть констатация, фиксация вещей, явлений и процессов, происходящих в мире.

Дальнейшее становление  и развитие древнекитайской философии  связывается с деятельностью  Конфуция, пожалуй, самого выдающегося  китайского мыслителя. Становлению  Конфуция как мыслителя во многом способствовало его знакомство с  древнекитайскими рукописями: “Книга песен” (“Шиц-зин”), “Книги исторических преданий” (“Шуцзин”). Он привел их в надлежащий порядок, отредактировал и сделал доступными для широкого ознакомления. Большую популярность Конфуцию на многие века вперед принесли содержательные и многочисленные комментарии, сделанные им к “Книге перемен”. Собственные взгляды Конфуция были изложены в книге “Беседы и суждения” (“Лунь юй”). Конфуций является создателем оригинального этико-политического учения, некоторые положения которого не утеряли своего значения и в наши дни.

Основными понятиями конфуцианства, составляющими фундамент этого  учения, являются “жэнь” (человеколюбие, гуманность) и “ли”. “Жэнь” выступает и как фундамент этико-политического учения и как его конечная цель. Основной принцип “жэнь”: “Чего не желаешь себе, того не делай людям”. “Ли” (почтительность) включает в себя широкий круг правил, регламентирующих, по существу, все сферы общественной жизни, начиная от семьи и включая государственные отношения, а также отношения внутри общества - между отдельными людьми и различными социальными группами. Нравственные принципы, социальные отношения, проблемы государственного управления - главные темы в учении Конфуция.

В том, что касается осмысления и познания окружающего мира, Конфуций в основном повторяет идеи, высказанные  его предшественниками, и в частности, Лаоцзы, в чем-то даже уступая ему. Так, окружающий мир, природу Конфуций, по существу, суживает и ограничивает лишь небесной сферой. Существенным элементом природы у него выступает судьба, как нечто врожденно предопределяющее сущность и будущее человека. Так он говорит: “Что можно сказать о небе? Смена четырех времен года, рождение всего сущего”. О судьбе говорится: “Все первоначально предопределено судьбой, и тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить. Бедность и богатство, награда и наказание, счастье и несчастье имеют свой корень, создать который сила человеческой мудрости не может”. Анализируя природу человеческого знания и возможности познания, Конфуций считает, что по своей природе люди схожи между собой. Лишь высшая мудрость и крайняя глупость неизменны. Люди начинают различаться друг от друга благодаря привычкам и воспитанию. Что же касается уровней знания, то он проводит следующую градацию: “Высшее знание - это врожденное знание. Ниже - знания, приобретенные учением. Еще ниже - знания, приобретенные в итоге одоления трудностей. Наиболее ничтожен тот, кто не желает извлекать поучительные уроки из трудностей”.

 

                                                  ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

   Одной из  самых   самобытных  культур  Древнего  Востока  была  индийская. Большую роль в духовной жизни Индии играла религия индуизма. Памятники  того периода – «Веды»  –  содержат  большой  материал  по  мифологии,  религии  и ритуалу.  Ведийские  гимны   считаются   священными   текстами   и   изустно передавались из поколения в поколение.    Индиец того времени обожествлял силы природы, одушевлял  растения,  горы, реки. Позднее оформилось и представление  о  переселении  душ.  В  ведийских гимнах прослеживается поиск решения загадок мироздания, выражается  мысль  о смертности даже богов. Многие черты ведизма вошли в индуизм, где  на  первый план выдвигается бог-творец, устанавливается  строгая  иерархия  в  пантеоне богов.

                                                                    Индуизм.

   Индуизм – религиозная  система, теснейшим образом связанная  с  историей  и специфической  социальной  структурой  народов  Южной  Азии.  Большинство последователей составляют индуисты в королевстве Непал. Условия формирования  и  развития  индуизма  определили  своеобразие  его философской системы. Яркая, сочная, богатая  и  многообразная,  рассчитанная на все уровни индивидуального сознания, эта религиозная  система  отличается своей плюралистичностью.

   Характерный  для  индуизма  политеизм  (не  ограничивающийся  поклонением основной триаде – Шиве, Брахме, Вишну) давал возможность выбора, как  самого объекта культа, так и формы его почитания в зависимости от  конкретной  цели обращения к божеству, за каждым  из  которых  были  закреплены  определенные функции,  а  также  в  зависимости  от  направления  в  индуизме,   которого придерживался индиец,  будь  то  шиваизм,  вишнуизм  или их  многочисленные разновидности.

   В сфере  философии   индуизм  разработал  проблему  соотношения  общего  и частного,   конечного   и   бесконечного,   единства   Космоса,    Абсолюта, относительности  истины.  Широта   индуизма   проявилась   и   в   выработке пространственно-временных  характеристик,  имеющих   единицей   космического времени «день Брахмы»,  равный  4320  минутам  астрономических  лет.  Отсюда представление  о  бренности   и   сиюминутности   настоящего,   определившие квиетизм, умозрительность и созерцательность философских систем,  основанных на индуизме.

   Центральное место  в философской концепции индуизма  занимает  доктрина  о переселении  душ  (сансара)  в  соответствии  с  заслугами  и  поступками  в предшествующих рождениях (карма). Целью любого индуистского культа  является реализация   связи   с   его   объектом,   исчезновения   противопоставления индивидуальной  души  (Атмана)  мировой   (Брахману).   При   высокоразвитом сознании индивида противопоставление Практики (природы) Пуруме  (вселенскому

Человеку, обобщенному духовному  образу Вселенной)  также  должно  исчезнуть, подобно  противопоставлению  своего  «я»  конкретному  объекту  индуистского поклонения.    В  соответствии   с   религиозно-философскими   представлениями   индуизм разработал  определенные  нормы  общественных   установлений   с   детальной регламентаций  поведения  в  зависимости  от  места  индивида  в   социально кастовой иерархии, а также в зависимости от его  возрастной  принадлежности, выделив четыре периода (ашрама) в жизни индуса: брахмачарья  – ученичество, грихастха – главенство в семье,  ванапрастха  – отшельничество,  саньяси  – отшельничество и отрешение от земного.

   Значительно  ранее  (середина  I  тысячелетия  до  нашей  эры)  в   Индии складывается буддизм.

 

                                                                    Буддизм.

  Учение буддизма изложено  в ряде канонических сборников,  центральное место среди которых занимает пашитский канон «Типитака».    По буддизму, жизнь во  всех  ее  проявлениях есть  выражение различных комбинаций или «потоков» нематериальных  частиц  –  дхарм.  Сочетания  дхарм определяю бытие того или иного человека, животного, растения  и  т.д.  После распадения  соответствующего  сочетания  наступает  смерть,  но  дхармы   не исчезают  бесследно,  а  образуют  новую   комбинацию;   этим   определяется перерождение  индивида  в  соответствии  с  законом  кармы  –  воздаяния   в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная  цепь  перерождений (сансара,  или колесо  жизни)  может быть  прервана,  и к этому   должен стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих страдание,  означает достижения нирваны – состояния  покоя,  блаженства,  слияния  с  Буддой.  Но достижение подобного сверхбытия возможно  лишь  при ведении добродетельной жизни.

   Основу учения  составляют  «четыре  великих   истины»,  которые,  согласно традиции, открылись Сиддхартхе Гауташе в момент его «просветления».  Истины провозглашают, что

1) жизнь есть страдание, 

2)  причина  всех  страданий  – желания, 

3)  страдания  можно   прекратить  путем  избавления  от   желаний, «погашение» последних, а для этого необходимо

4) вести добродетельную  жизнь по законам "«правильного поведения"» и "«правильного знания"».

   «Правильное  поведение»  означает  жизнь  в  соответствии  со следующими принципами: не убий и не причиняй  никому  вреда,  не  укради,  не  лги,  не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. Для  монашества  к тому  же  основной  линией  поведения  должен  быть  аскетизм,   и   поэтому буддийским монахам  запрещено  присутствовать  при  развлечениях,  спать  на удобной постели, пользоваться  натираниями,  благовониями,  духами,  владеть золотом  и  серебром;  а  также  есть  после  полудня.  «Правильное  знание» подразумевает  самоуглубление   и   внутреннее   созерцание   –   медитацию. «Правильное поведение» и «правильное знание» позволяет  человеку  постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны.    По буддийскому канону, люди не одиноки на  пути  к познанию  истины,  на своем пути к просветлению.  В  этом  им  помогает  Будда  (он  не  считается творцом  мира;  мир,  по  буддизму,  существовал  сам  по  себе),  а   также

Бодхисаттвы  –  существа,  которым  осталось  сделать  последний   шаг   для достижения нирваны, но которые его  не  делают  сознательно,  помогая  людям обрести спасение.

   Буддийский   пантеон   объединяет   множество   богов   как    индийского происхождения (например, Брахма), так и пришедших из  верований  неиндийских народов, принявших буддизм.

Философские идеи в Древней  Индии начинают формироваться приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры. Более ранних примеров человечество не знает. В наше время они стали  известны благодаря древнеиндийским  литературным памятникам под общим  названием “Веды”, буквально означающим знание, ведение. “Веды” представляют собой своеобразные гимны, молитвы, песнопения, заклинания и т. п. Написаны они приблизительно во втором тысячелетии  до н. э. на санскрите.

В “Ведах” впервые делается попытка приблизиться к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, то есть толкования окружающего человека мира, по своему содержанию и не могли быть другими.

Информация о работе Философия Древнего Востока (Индия, Китай)