Философия Древнего мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:40, реферат

Описание работы

Философия впервые в истории человечества возникла в древности в первых классовых обществах древнего Востока – в Египте, Вавилонии, Индии, Китае и особого расцвета достигла на первом этапе в античном мире – древней Греции и древнем Риме. К древней философии мы относим античную философию Востока (Китая и Индии), Греции и Рима, философию Средневековья и Возрождения. В древнем Китае, а Индии, в Древней Греции и других регионах человеческой цивилизации, первые философские воззрения зарождаются в тесной связи с мифологическими воззрениями людей

Работа содержит 1 файл

философия древнего мира.docx

— 49.97 Кб (Скачать)

Признав идею первопричиной всего сущего, Платон тем самым определил и  основную задачу философии, и предмет  науки как познание мира идей, которое  возможно лишь посредством диалектического  процесса мышления как процесса образования  и разделения понятий, и выявление  их совместимости (или несовместимости) с предметным миром. Таким образом, Платон признает два метода познания: чувственный (неподлинный) и понятийно-мысленный (подлинный). Но поскольку всякое познание всегда направлено ни какой-либо объект, то он должен присутствовать и здесь. У Платона этот объект распадается на два: мир изменчивых и конечных во времени предметов и мир вечных идеальных неизменных сущностей - идей. Происходит как бы удвоение мира.

Такой подход вполне естественно порождает два  важных вопроса: как соотносятся  эти два противоположных мира и как человек - существо конечное, преходящее, и, следовательно, однозначно принадлежащее к чувственному миру, может познавать недоступный  для него по самой своей природе мир идей. Платон выходит из положения, предположив, что:

1) предметный  мир есть мир теней, отражение  подлинного, идеального;

2) душа  человека вечна и бессмертна. Платон на этот счет пишет  так: “Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно. А у того, что сообщает движение другому и приводится в движение другим, движение прерывается, а значит, прерывается и жизнь. Только то, что движет само себя, поскольку оно не покидает само себя, никогда не перестает двигаться; более того, и для всего остального, что движется, оно служит источником и началом движения. Начало не имеет возникновения: всему возникающему необходимо возникать из начала, а само оно ни из чего не возникает, потому что если бы начало возникало из чего-либо, то возникающее возникало бы уже не из начала. Но так как оно не имеет возникновения, ему необходимо быть и неуничтожимым, потому что если бы погибло начало, ни само оно никогда не могло бы возникнуть из чего-либо, ни другое из него, так как все должно возникать из начала. Значит, начало движения - это то, что движет само себя. Оно не может ни погибнуть, ни возникнуть, иначе бы все небо и все возникающее, обрушившись, остановились, и уже неоткуда было бы взяться тому, что бы привело их снова в движение, чтобы они возникли. Итак, выяснилось, что бессмертно движимое само собой; но всякий без колебания скажет, что именно в этом заключается сущность и определение души”. До вселения в него она пребывает в мире идей, где и познает мир истин.

Вселившись  же в человека, она привносит в  него все наличное знание. Таким  образом, процесс познания по Платону  есть процесс припоминания, когда  мы посредством анализа понятий  заставляем душу человека припоминать  имеющиеся в ней знания: “раз душа бессмертна, часто рождается  и видела все и здесь, и в  Аиде, то нет ничего такого, чтобы  она не познала. Поэтому ничего удивительного  нет в том, что и насчет добродетели, и насчет всего прочего она  способна вспомнить все, что ей было известно. И раз в природе все  друг другу родственно, а душа все  познала, ничто не мешает тому, кто  вспомнил что-нибудь одно, - люди называют это познанием, - самому найти и  все остальное...”. В момент акта познания у человека возникает воспоминание об идее. Говоря словами самого Платона, “человек должен понимать видовое  обозначение, складывающееся из многих чувственных восприятий, но сводимое разумом воедино. А это есть припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока глядела на то, что мы называем бытием, и вырвалась в подлинное бытие. Поэтому по справедливости окрыляется только мысль человека, любящего мудрость: у него всегда по мере его сил память обращена на то, в чем бог проявляем свою божественность. Человек, правильно применяющий подобные воспоминания, всегда посвящаемый в совершенные таинства, - только он один становится подлинно совершенным. Так как он стоит вне человеческой суеты и обратился к божественному, толпа, конечно, станет увещевать его, как человека, у которого не все в порядке, - но его восторженная одержимость толпе незаметна”. Но, поскольку идея не может полностью присутствовать в предмете (см. Выше), то между идеей и ее чувственным образом устанавливается не отношение тождества (сходства), а отношение подражания: чувственный образ подражает идее (прообразу), являясь как бы копией ее (т.е. Прообраза), но копией неполной и несовершенной.

 

Заключение.

Философы  древнего мира были одновременно естествоиспытателями. Эта особенность развития философии  и естествознания определила форму  материализма древних, самый его  подход к объяснению природных явлений. Детерминизм древних восточных, греческих и римский философов-материалистов  был органической составной частью их материалистического мировоззрения, способствовал развитию тогда ещё  не расчленённой науки. Первоначальные научные представления о естественной, объективной связи причин и следствий, углубляя познания людьми природных  явлений, составляли одно из важнейших  достижений древнего материализма в  его борьбе против религии и идеализма. Общей чертой ряда направлений наивного материализма древних было то, что  они включали в себя стихийно-диалектический подход к миру. Первоначальный материалистический взгляд на мир, как на поток, лежал в основе стихийной диалектики материалистов древности. Многочисленные попытки материалистического подхода к природным явлениям, составляют одну из важнейших исторических заслуг древнего материализма. Основные диалектические законы развития природы, общества и познания ещё не были раскрыты древними мыслителями, но они уже высказали ряд плодотворных догадок о движении и развития мира и его явлений, об их всеобщей связи, о борьбе и единстве противоположностей. С именами философов – материалистов связаны важнейшие достижения древнего естествознания, составляющего вместе с материалистической философией одно нерасчлененное целое.


Информация о работе Философия Древнего мира