Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:01, контрольная работа
Труднообъяснимым является то обстоятельство, что примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии и Китае возникают первые философские системы. Начинается интенсивное вытеснение мифологических представлений культурного пространства, дальнейшее развитие мысли начинает определять философия. В этих двух указанных очагах цивилизации переосмысливаются прежние ценностные установки, имеет место новое толкование истории и мифологии, складываются различные, зачастую противоположные, направления мысли.
Введение
Глава 1. Предпосылки возникновения древневосточной философской мысли
Глава 2. Основные направления и школы древнеиндийской философии
а) ведическая культура
б) ортодоксальные (вайшешика, санхья, йога, миманса, веданта, ньяя)
в) неортодоксальные (джайнизм, буддизм)
Глава 3. Древнекитайская философия и ее основные школы (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа имен)
Заключение
Список используемой литературы
По мнению Хань Фэй-цзы, человек является врожденным эгоистом. Злое начало заложено в нем самой природой. Эта природа не может быть изменена в лучшую сторону, но ее можно пресечь наказанием или страхом наказания. В связи с этим государь, чтобы заставить служить себе всех людей, может прибегать к таким средствам как соблазн, угрозы, награды и наказания. При этом Хань Фэй-цзы предлагал меньше поощрять и строже наказывать. Единство государства и прочность власти правителя могут обеспечить законодательство, продуманная система наград и наказаний, система круговой поруки и всеобщей слежки. Эта идеология сыграла значительную роль в создании единого, централизованного государства «Школа имён» (Мин цзя)
Одна из шести основных философских школ Древнего Китая. Время существования — V—III вв. до н. э. Главные представители Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун. Иногда к школе имён относят такого мыслителя как Инь Вэнь. В библиографическом разделе «Ханьшу» к школе имён (мин цзя) отнесены семь представителей: наряду с вышеупомянутыми также Чэнгун-шэн (III в. до н. э.), Хуангун Цы (III в. до н. э.) и Мао-гун (III в. до н. э.). 33-я глава «Чжуан-цзы», перечисляя китайских мыслителей, в паре с Гунсунь Лунем упоминает Хуань Туаня, однако о нём и о трех предыдущих представителях почти ничего не известно. Позднее на учение мыслителей школы имён опирался живший в 3-4 веках н. э. Лу Шэн, ученый из государства Западная Цзинь.
Основная проблематика школы имён — это соотношение «имён и реалий» (мин-ши). В историко-философской литературе школу также называют школой софистов, школой номиналистов, школой диалектиков. Считается, что наряду со школой моистов (моизм) и конфуцианцем Сюнь Куаном (Сюнь-цзы) школа активно участвовала в формировании зачатков логики в китайской мысли. Отмечают определенное сходство между школой имен и софистами Древней Греции. По мнению, известного исследователя истории древнеиндийской философии В. К. Шохина, первые представители этой школы, «заострявшие внимание своих собеседников на проблемах вроде совместимости „твердого“ и „белого“, является ли белая лошадь лошадью, напоминают первых брахманистских „казуистов“». Указывают также на некоторое сходство парадоксальных высказываний представителей школы имен и «софизмов» западноевропейского средневековья (в частности, «софизмов» Ричарда Софиста).
Заключение
Философы древнего мира были одновременно естествоиспытателями. Эта особенность развития философии и естествознания определила форму материализма древних, самый его подход к объяснению природных явлений. Детерминизм древних восточных философов-материалистов был органической составной частью их материалистического мировоззрения, способствовал развитию тогда ещё не расчленённой науки. Первоначальные научные представления о естественной, объективной связи причин и следствий, углубляя познания людьми природных явлений, составляли одно из важнейших достижений древнего материализма в его борьбе против религии и идеализма. Общей чертой ряда направлений наивного материализма древних было то, что они включали в себя стихийнодиалектический подход к миру. Первоначальный материалистический взгляд на мир, как на поток, лежал в основе стихийной диалектики материалистов древности. Многочисленные попытки материалистического подхода к природным явлениям, составляют одну из важнейших исторических заслуг древнего материализма. Основные диалектические законы развития природы, общества и познания ещё не были раскрыты древними мыслителями, но они уже высказали ряд плодотворных догадок о движении и развития мира и его явлений, об их всеобщей связи, о борьбе и единстве противоположностей. С именами философов – материалистов связаны важнейшие достижения древнего естествознания, составляющего вместе с материалистической философией одно нерасчлененное целое.
Список используемой литературы
1. Антология мировой философии: Античность. – Минск: Харвест; М.: ООО АСТ, 2001.
2. Восточная философия. М., 1997 Степанянц М.Т.
3. Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972.
4. История философии / Под ред. А.В. Белов [и др.]. – Ростов н/Д., 2006.
5. Косарев А.Ф. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость / А.Ф. Косарев. – М., 2000.
6. Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений. Л.: Наука, 1982.
7. Ойзерман Т.И. Главные философские направления: теоретический анализ историко-философской мысли. М.: Мысль, 1975.
8. Орлов С.В. История философии / С.В. Орлов. СПб, 2009.
9. Основы философии в вопросах и ответах. / Под ред. И.В. Ватин [и др.]. – Ростов н/Д., 2002.
10. “Философский энциклопедический словарь”. Москва. Инфра – М, 1998 г.
30