Философия древнего мира и средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 08:17, реферат

Описание работы

Историю философии нужно изучать потому, что она интересна и не менее, чем история искусств. Мы помним и любим Гомера, Шекспира, Рембрандта, Бетховена, хотя они жили давно. И философские идеи-творения — сродни произведениям искусства — обладают величайшей интеллектуальной ценностью. Многие из них неподвластны времени.

Содержание

1. Зачем нужно знать историю философии
2. Протофилософия
3. Ранние греческие философы
4. Сократ
5. Платон
6. Аристотель
7. Древняя философия после Аристотеля.
8. Философия средневековья

Работа содержит 1 файл

реферат 1.docx

— 30.38 Кб (Скачать)

НОУ ВПО  «Омская гуманитарная академия»

 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

Тема: «Философия древнего мира и средневековья»

    1 курс, 1 семестр 

              Выполнил: студент  1 го курса  дистанционной формы обучения специальности «Педагогическое образование»

              Шульга  Н.А       Подпись:______________ 

              Проверил: __________________________

              ___________________________ 

              Оценка: __________Подпись:___________ 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

горд Калачинск 2011 год  
 
 
 
 
 
 
 

Философия древнего мира и средневековья 

Содержание: 

  1. Зачем нужно  знать историю философии
  2. Протофилософия
  3. Ранние греческие философы
  4. Сократ
  5. Платон
  6. Аристотель
  7. Древняя философия после Аристотеля.
  8. Философия средневековья
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Зачем нужно знать историю  философии

    Историю философии нужно изучать потому,  что она интересна и не менее,  чем история искусств. Мы помним и любим Гомера, Шекспира, Рембрандта, Бетховена,  хотя они жили давно.  И философские идеи-творения — сродни произведениям искусства — обладают величайшей интеллектуальной ценностью. Многие из них неподвластны времени.

  1. Протофилософия

    К протофилософии или предфилософии можно отнести учения древневосточных мудрецов, прежде всего Китая и Индии. Самым знаменитым из них был китайский мыслитель Конфуций. До сих пор многие китайцы живут по его заповедям. Возникла даже религия – конфуцианство, в которой на первом месте стоит почитание предков. Сам Конфуций – учитель мудрости, учил как вести себя в обществе,  государстве.  Разъясняя смысл человечности он говорил “Не делай другому того, чего себе не желаешь”. Это одно из первых упоминаний золотого правила поведения. Своеобразной протофилософией является мифология. Многие философские понятия-идеи прошли школу мифологического мышления.  Наиболее развитой  мифологией была античная. Мифология Древней Греции — почти готовая философия. Илиада и Одиссея — отражение реальности и собрание мифов с философским подтекстом. Как особый тип культуры, философия возникла в древней Греции.

  1. Ранние греческие философы

         Первый в истории философ — Фалес, живший на ионийском побережье Малой Азии, в Милете. Главная его идея — “всё есть вода”. Эта идея— чисто философская.  Он не опирался на какие-то мифологические представления,  а исходил из того,  что ему подсказывал разум. (Напомним, философ — это человек, для которого доводы разума —  главный инструмент объяснения и понимания).  Иными словами, Фалес пытался объяснить мир из естественных причин, т. е. из него самого. Принимая за единое начало всех вещей воду,  он первым попытался  решить проблему единого и многого, сведя все многообразие вещей к воде. О Фалесе известны две легенды, показывающие его силу и слабость как философа. Первая о том,  как он, предвидя хороший урожай оливок, арендовал все маслобойни, стал диктовать цены на продукцию маслобоен и, таким образом, разбогател. Вторая легенда о том, как он,  заглядевшись на звездное небо,  упал в яму (мол, витает в облаках, а что под ногами — не видит)

    .   Учеником Фалеса был Анаксимандр. Он выдвинул идею архэ, первоначала и в качестве такового рассматривал апейрон (беспредельное). Апейрон Анаксимандра — нечто вроде абстрактной материи, субстанции.

       Анаксимен, развивая идеи Фалеса и Анаксимандра, рассматривал в качестве первоначала воздух, который, сгущаясь и разрежаясь, порождает воду, землю, огонь,т. е. все многообразие вещей и явлений.

         Гераклит (544-483  гг.  до н.  э.) жил на ионийском побережье в Эфесе. От его сочинения “О природе” до нас дошло 126  разрозненных фрагментов.  Гераклит был первым в истории сознательным диалектиком. (Первоначально «диалектика»  означала искусство спора; в конечном счете, под этим словом стали понимать учение о реальных противоречиях, развитии, становлении). По Гераклиту всё чревато противоположностями или состоит из противоположностей.

       Элеаты — создатели качественной концепции бытия. Они жили в Элее (Южная Италия). Их предшественником был Ксенофан. Он одним из первых демифологизировал картину мира, дав природным явлениям естественное объяснение.  Он считал,  что боги выдуманы людьми по их собственному образу. (Путешествуя, Ксенофан столкнулся с поразительным фактом: люди по-разному представляют себе своих богов: “Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны; фракийцы же, представляют своих богов голубоглазыми и рыжеватыми”).  Он был,  наверное,  первым критиком религии.

      Парменид (540-480 гг. до н. э.) — самая яркая фигура среди элеатов. Он утверждал: «движения нет, небытия нет, существует только бытие» (сравн. у Гераклита: «все течет, все меняется»). Уничтожение, движение,  изменение —  не по истине,  а лишь по мнению.Бытие едино, немножественно. Он провел четкую грань между мышлением и чувственным опытом, познанием и оценкой (знаменитое противопоставление«по истине» и «по мнению»).

        Зенон, элеец, известен своими апориями (в переводе апория —  затруднение,  трудность) “Ахиллес и черепаха”, “Дихотомия”, “Стрела”, “Стадий”. Если Парменид доказывал существование единого,  то Зенон пытался опровергнуть существование многого. 

        Пифагор и пифагорейцы — создатели количественной концепции бытия. «Всё – есть число» –  утверждал Пифагор (около 580-500  до н. э.). Все количественно определено, т. е. любой предмет не только качественно,  но и количественно определен (или иначе: каждому качеству соответствует свое количество). Это стало величайшим открытием. Пифагор был основателем первого сообщества философов-математиков-ученых —  Пифагорейского союза. Этот Союз стал прообразом Платоновской Академии.

         Демокрит (460-371  гг. до н.  э.) – величайший материалист,  первый энциклопедический ум Древней Греции.  Полагал,  что все состоит из атомов (неделимых частиц) и пустоты (последняя — условие движения).  Даже мысль он представлял как совокупность особо тонких невидимых атомов. Мысль, по Демокриту, не может существовать без материального носителя, дух не может существовать независимо от материи.

  1. Сократ

    Сократ (469-399 гг. до н. э.) — одна из самых ярких фигур в истории философии. Многие считают его олицетворением философа. Он не записывал свои мысли, а выступал-беседовал на улицах и площадях Афин. У него было много учеников. Самый знаменитый — Платон.

    Учение  Сократа знаменует собой поворот от размышлений о мире,  космосе,  природе (объективизма натурфилософов)  к размышлениям исключительно о человеке и обществе,  в котором человек живет (к субъективизму антропологии),  от материализма к идеализму. С точки зрения Сократа строение мира,  природа вещей непознаваемы;  знать мы можем только самих себя. “Познай самого себя” — любимый девиз Сократа.  Высшая задача философии не теоретическая,  а практическая:  искусство жить.  Сократ выдвинул своеобразный принцип познавательной скромности: «я знаю,  что ничего не знаю” (сравн.: Олкотт: «Пребывать в неведении относительно собственной невежественности —  такова болезнь невежд». Дж. Бруно: «Тот вдвойне слеп, кто не видит своей слепоты;  в этом и состоит отличие                        прозорливо- прилежных людей от невежественных ленивцев»). Известно еще такое высказывание Сократа: нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Мое возражение: нет ничего плохого в том, чтобы есть ради того, чтобы есть, и жить отчасти для того, чтобы есть. В этом высказывании Сократа — начало идеализма и холизма

  1. Платон

      Платон (427-347 г.г. до н. э.) — один из самых известных философов древности. В этом с ним конкурировал только Аристотель,  его же ученик.  Последний многим был обязан Платону,  хотя и критиковал его. От Аристотеля дошло выражение: «Платон мне друг, но истина дороже Сочинения Платона в большинстве своем написаны в форме диалога. Настоящее имя Платона —  Аристокл. Имя “Платон” (Platos по гречески означает широкий) было дано ему за атлетическое телосложение (высокий рост, широкие плечи). Он был великолепным гимнастом и отличался в таких видах спорта,  как борьба и верховая езда. Есть сведения, что за успехи в борьбе он получил первую премию на Истмийских и Пифийских играх. Платон уважал физическую культуру притом, что был идеалистом до мозга костей. Он известен прежде всего своим учением об идеях и учением об идеальном государстве. Для объяснения своих взглядов Платон приводил такой образ: мы, люди, находимся в пещере и не видим дневного света,  как не видим и того,  что делается за пределами пещеры. Но откуда-то идет свет, отражаясь на стене и по этой стене ходят тени. Мир вещей – это тени, которые мы непосредственно видим, а мир идей– то, что находится за пределами пещеры. Так Платон объяснял свою теорию идей. Он был прав, когда отделял идеи от вещей, духовное от материального и даже противопоставлял их. Правда,  он слишком абсолютизировал это противопоставление. В какой-то мере понять его можно:  на раннем этапе развития философской и человеческой мысли людям непросто было выразить эти противоречия жизни — грубо обрубая одно, они абсолютизируют другое.  Для Платона общее — важнее,  истиннее,  реальнее частного,  единичного. Он почти буквально понимал общность имущества,  считая,  что даже жены должны быть общими. Он также считал,  что люди должны жить большими группами коммунами.  Все социалисты,  коммунисты последующих веков черпали основные идеи у Платона. Платон основал первую философскую школу,  которая называлась Академией.  Она просуществовала почти тысячу лет. 
 

  1. Аристотель

    Аристотель (384-322 гг. до н.  э.) — ученик Платона,  впоследствии основал свою школу,  которая называлась Ликей (в латинской транскрипции — Лицей). Если Платон был идеалистом,  художественной натурой,  то Аристотель совсем иного типа — исследователь,  который методично разрабатывал основные отрасли знания .Аристотеля отличала не только любовь к деталям (скрупулезность),  но и систематичность. Практически каждое его сочинение положило начало новым наукам (соч. «О животных» — зоологии, соч. «О душе» – психологии. Аристотель — отец логики (и сейчас ее порой называют аристотелевской). Он выявил основные правила логического мышления,  сформулировав их в виде законов логики, исследовал формы логического мышления (рассуждения): понятие, суждение, умозаключение, доказательство, опровержение. Аристотель критиковал платоновскую теорию идеального государства,  выступал в защиту частной собственности против опять же платоновской идеи общности имущества.  Фактически он был первым антикоммунистом. По его мнению общее владение вызвало бы нерадивое отношение к работе и большие трудности при распределении ее плодов;  каждый стремился бы получить лучшую и большую долю продуктов, но приложить меньшую долю труда, что привело бы к ссорам и обману взамен дружбы и сотрудничества. Аристотель был вполне земным философом, не чурающимся самых житейских тем. Им разработана теория золотой середины (нормы-меры). Он оставил после себя гигантское количество умных мыслей-

    высказываний.  Вот некоторые из них: «ничто так  не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие»; «счастье есть благосостояние,  соединенное с добродетелью»; «ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».

  1. Древняя философия после Аристотеля.

    Эпикур (341-270  до н.  э.) – философ-материалист, последователь Демокрита. Как и Демокрит он считал, что все состоит из атомов и пустоты, но, в отличие от Демокрита,  указывал на момент случайности в поведении атомов. Эпикур известен больше не как атомист, а как практический философ,  моралист.  Он выдвинул теорию атараксии (безмятежности,  невозмутимости),  а также теорию разумных наслаждений (то, что называют гедонизмом). Сам Эпикур не был гедонистом в настоящем смысле слова. Он признавал важность наслаждения,  но одновременно считал,  что не нужно перебарщивать с наслаждениями,  т. к.  это ведет к страданиям.

    Стоики — оппоненты эпикурейцев.  Если эпикурейцы радуются всем радостям жизни, то стоики настроены на волну полуаскетического,  спартанского существования,  готовы мужественно переносить удары судьбы (отсюда выражение – стоический характер). Проблемы морали они разрабатывали в русле этики долга (впоследствии это направление этической мысли назвали деонтологизмом).

    Скептицизм  —  одно из основных философских направлений эллинистического периода Древней Греции (Пиррон, Энезидем, Секст Эмпирик и др.). Характерно название сочинений Секста Эмпирика: «Против физиков», «Против логиков», «Против ученых». В последующем были отдельные философы-скептики,  которые, однако, не создали своих школ (Мишель Монтень, Пьер Бейль, Давид Юм и некоторые другие).

  1. Философия средневековья

    Средневековье —  эпоха господства религиозного сознания. Философия в этот период была ни чем иным, как служанкой богословия;  т.  е.  она занималась в основном тем, что обслуживала религиозную веру. Особенно это характерно для такой проблемы, как доказательство бытия Божия. Первый выдающийся ум средневековья – Августин Аврелий, прозванный Блаженным (354-430  гг.  н. э., Северная Африка), один из отцов церкви. Главное его сочинение — «О граде Божием». В этом сочинении он обосновал идею церкви,  как вселенской организации. Католическая церковь была создана в соответствии с его идеями. Августин интересен тем,  что,  во-первых,  он хотел объединить все народы не в государственном смысле (это было невозможно), а в миротворческом, во- вторых,  он резко противопоставлял духовное бытие человека физическому,  разделив мирскую и церковную жизнь,  всячески принизив и даже опорочив первую (но признавая, что она необходима для продолжения рода человеческого)  и возвысив вторую,  считая жизнь в церкви высшей. В этом втором случае идеи Августина привели к своеобразному церковному тоталитаризму, доведенному до абсурда, особенно с появлением инквизиции и сжиганием на костре тысяч невинных людей. 

Информация о работе Философия древнего мира и средневековья