Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:46, реферат
В далеком прошлом, почти четыре тысячи лет назад, вслед за рождением рабовладельческого строя, начинается история развития китайской философии.
Философия и религия древнего Китая уникальна. Не случайно философия и религия стоят рядом, ибо два основных направления философии древнего Китая – конфуцианство и даосизм трудно отделить от религии. Именно эти два направления я буду раскрывать в этой контрольной работе.
Введение……………………………………………………………3
Основные этапы и специфика древнекитайской
философии………………………………………………………….4
Философские, религиозные и идеологические основы
конфуцианства……………………………………………………..8
Понятие «дао» и роль даосизма в китайской культуре…………12
Заключение………………………………………………………...15
Список используемой литературы……………
Философская, общественно-политическая мысль Китая издавна привлекает внимание обществоведов. Особый интерес к этому предмету объясняется той исключительной ролью в развитии китайской цивилизации в целом, которую играет эта философия. Она – своеобразный ключ к пониманию специфики и системы ценностей китайской цивилизации. Поэтому практически ни один китаевед будь то историк, археолог, экономист, географ, не обходил и не может обойти стороной китайскую философию.
Древнекитайскую философию отличает следующее. Выйдя из глубин мифологически-религиозного мировоззрения, она сохранила его общие структуры и стабильный круг проблем и понятий. Философские размышления носили отчетливо выраженный практический характер, они были сориентированы на решение морально-этических и социально-политических проблем.
Есть, однако, у Древневосточной философии и другая сторона. Как и каждая далёкая от нас философия прошлого, она несёт неразгаданные идеи, значение которых раскрывается порой неожиданно в связи с гораздо более поздними находками человеческой мысли, открытиями в науке, поисками смысла бытия.
Китайская философия отражает историю развития воззрений китайского народа на природу, общество, на взаимоотношения человека с природой и с обществом. Особое внимание в мировоззренческих подходах китайцев занимает проблема отношений человека и неба.
Китайский народ создал свою оригинальную систему взглядов на природу и человеческое общество, на историю развития культуры. В размышлениях китайских мудрецов с древности до наших дней неизменно важное место занимают рассуждения о природе человека, о сущности знания и методах его достижения, о взаимоотношении человеческого знания и действия, о влиянии познания и действия на его нравственный облик.
В древнекитайской философии просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский и даосский. За ними стоят две концепции человека: политический человек у Конфуция и естественный человек у даосов. Обе концепции с разных сторон шли к одному, а именно - к "золотой середине", то есть гармонии в Поднебесной.
Итак, можно с полным основанием утверждать, что Лао-цзы и Конфуций своим философским творчеством заложили прочный фундамент для развития китайской философии на многие века вперед.
Список используемой литературы.
Васильев Л.С. Культы, религии и традиции в Китае. – М., 1970.
Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х т. – М. 1972-1973.
Материалистическая мысль в Древнем Китае: Ответст. редак. и автор предис. д.филос. наук М.Л.Титаренко. – М.: Издательство «Наука», 1984
Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики: ответст. редак. Л.П.Делюсин. – М.Издательство «Наука», 1982
Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: изд. "Феникс", 1999
Чанышев А.Н. Начало философии. – М., 1982.
Словарь основных понятий
И-Цзин (Книга перемен) - одна из важнейших книг древнекитайской философии
Моизм - философская школа в Китае
Конфуцианство - этико-политическое учение в Китае
Цзюнь-цзы - идеальный человек, сконструированный Конфуцием
Лунь юй - записи "бесед и высказываний" Конфуция
Путь золотой середины - методология реформизма Конфуция
Дао (Путь) - одна из основных категорий китайской философии
Даосизм - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ
У вэй - принцип "недеяния" по Конфуцию