Философия древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

Китай- страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь (17-9 вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов использовался в скотоводстве и земледелии. В 12 веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до 3 века до н.э.

Содержание

Возникновение, особенности и основные этапы развития древнекитайской философии.
Основные понятия древнекитайской философии и их содержание: инъ, ян, ци, дао.
Характерные особенности видения мира в философии Древнего Китая: культура дао.
Основные течения древнекитайской философии, их содержание, особенности и современность.
Термины
Список литературы

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Лао-цзы (Ли Эр) - легендарный автор древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название - "Дао дэ цзин", 4-3 вв. до н. э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали.

Мо-цзы (Мо Ди) (479 - 400 до нашей эры), древнекитайский философ, противник конфуцианства. Взгляды Мо-цзы и его учеников собраны в книге "Мо-цзы". Основной тезис учения Мо-цзы о "всеобщей любви и взаимной выгоде" - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства всех людей.

Мэн-цзы (лат. Mencius), Мэн Кэ (жил 372 – 289 до Р. X.) – кит. поэт-философ; ученик и последователь Конфуция. Проповедовал гуманность и справедливость, этикет и мудрость как четыре осн. добродетели, которые он относил к врожденным (благим) побуждениям.

Неоконфуцианство (кит. трад. 宋明理學, упр. 宋明理学, пиньинь Sòng-Míng lǐxué) — западное название для синкретической китайской философской системы, сформировавшейся в XI—XVI веках (со времён династии Сун до династии Мин, что отражено в китайском названии школы). Эта система стала синтезом основных философских традиций, существовавших в Китае того времени, манифестацией китайской мысли.

Субстрат (первоматерия, первовещество, первостихия, первоэлемент, единое начало, materia prima) (от лат. substratum — основа, фундамент) — в широком смысле, основа всего существующего. При этом субстрат часто отождествляют с материей и субстанцией. В более узком смысле, под субстратом понимают те простейшие структуры или образования, которые остаются устойчивыми, неизменными при любых преобразованиях вещи и обусловливают ее конкретные свойства (например, атомы при химических реакциях).

Хань  Фэй-цзы (288—233 до н. э.), один из основоположников легистской школы (Фацзя) в Древнем Китае. Сановник в царстве Цинь. Автор большинства глав трактата «Хань Фэй-цзы», в котором особое внимание уделялось проблемам управления административным аппаратом. Будучи сторонником деспотической формы правления, Х. Ф. разработал целую серию конкретных мер, направленных на ограничение прав бюрократии. «Правитель, — говорилось в трактате, — ни в коем случае не должен делить ни с кем власть. Если он уступит чиновникам хотя бы крупицу власти, они тут же превратят эту крупицу в сто крупиц» (гл. 31). Идеи Х. Ф. оказали большое влияние на формирование мировоззрения императора Цинь Ши-хуанди.

Шуцзин ("Книга исторических преданий", "Книга истории", "Книга документов"; второе название "Шан шу" - "Древнейшее писание"), памятник древнекитайской литературы и истории. По преданию, составлен Конфуцием. Наиболее древние части восходят, видимо, к 14 - 11 вв. до нашей эры. Содержит элементы мифов, героических сказаний, исторических преданий.

Ян  Чжу, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (род. ок. 450 – ум. 380 до Р. X.) – кит. философ; основывался на учении Лао-цзы, но в противоположность даосизму являлся представителем пессимистического мировоззрения с индивидуалистически-материалистическим идеалом наслаждения жизнью. Провозглашал идеи себялюбия, ценности земной жизни, естественных страстей и наслаждений, пренебрежение к славе, внешним вещам. Выступал против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественной и неизбежной, как жизнь. Противник Конфуция.

Информация о работе Философия древнего Китая