Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:59, биография
Конфуций (551-479 до н.э.) Родился на востоке Китая в княжестве Лу, в знатной семье. Отец умер, когда мальчику было 2 года. Семья бедствовала, Конфуций рана начал трудиться, отличался любознательностью и трудолюбием.
Философия
Древнего Китая.
Философ | Биография | Основные идеи | Онтология | Гносеология | Человек | Общество |
Конфуций (551-479 до н.э.) | Родился на востоке
Китая в княжестве Лу, в знатной
семье. Отец умер, когда мальчику было
2 года. Семья бедствовала, Конфуций
рана начал трудиться, отличался любознательностью
и трудолюбием. В молодости получил должность
надзирателя амбаров и государственных
земель, к нему обращались за советами
и постепенно он стал учителем. Карьера
продолжалось не долго, Конфуций покинул
службу из-за интриг и отправился в странствия
со своими учениками.
Учеников было 3 тыс. Ему угрожала смертельная опасность. Умер Конфуций на родине под сенью кипарисов на берегу тихой речки. |
Конфуций мечтал
об идеальном, отложенным государством.
Каждый должен знать свое место и заниматься
своим делом.
Это идея создания единого государства, после того как конфуцианство, стало официальной идеологией, потеряло свою ценность. |
Конфуций понимает человека в связи с его социальной функцией, воспитания человека – это подведения человека к надлежащему исполнению этой функцией. Считал что человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка и человечности. | Сосредотачивает внимания на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. В его социальной этике личность является личностью не «для себя», но для общества. |
Философия
Средневековья.
Философ | Биография | Основные идеи | Онтология | Гносеология | Человек | Общество | |||
Альберт
Великий
( около 1193-1280) |
Родился в Лауинген - на - Донау, Швабия. Альберт был сыном богатого и знатного герцога. Образование получил в Падуе. В 1223 г. вступил в доминиканский орден. В 1228г. переехал в Кельн. В Кельнском университете Альберт читал лекции, занимался комментированием Священного Писания и «Сентенций» Петра Ломбардского. | Стремился
примирить учения Аристотеля с
догматами христианского Историкам не удалось до сих пор приблизительно вычленить собственные идеи Альберта Великого. Альберт лично был по настоящему- убежден в реальности объекта своей христианской веры и в реальности фактов которые мог наблюдать лично. |
|||||||
Августин Блаженный | Родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия. Первоначальным своим образованием он обязан своей матери, христианке Св. Монике, В молодости своей Августин был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. — в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Августин умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами. | Учение
Августина о соотношении |
Достоверное знание — это знание человека о своем собственном бытии и сознании. Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо. Зло — не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие.Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может.Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место. | Познание:Человек наделен умом, волей и памятью. Ум сам на себя обращает направленность воли, то есть всегда себя сознает, всегда желает и помнит: Утверждение Августина, что воля участвует во всех актах познания, стало нововведением в теории познания. Ступени познания истины: внутреннее чувство — чувственное восприятие; ощущение — знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными; разум — мистическое прикосновение к высшей истине — просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование. Разум — это взор души, которым она сама собой без посредства тела созерцает истинное. В изучении наук людям помогают авторитеты и разум. Следует доверять лишь превосходнейшим авторитетам и соответственно им вести свою жизнь. |
Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от Судьбы и фортуны. Человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные её не имеют. Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога.С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви. | Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство — неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире. | |||
Фома
Аквинский.
родился примерно
в 1225, умер 7
марта 1274 |
Начальное образование
получил в монастырской школе, учился
в неапольском университете, в Париже. Позже стал преподавателем
богословия и философии в Париже, где ранее
учился. Вступил в орден
доминиканцев
в 1244 году. В 1252 году вернулся в Париж, занимаясь
там преподаванием до 1259 года.
Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года он умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион. |
С 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности,
идеи Августина
Блаженного)
с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств
бытия Бога.
Признавая относительную самостоятельность
естественного бытия и человеческого
разума, утверждал, что природа завершается
в благодати, разум — в вере, философское
познание и естественная теология, основанная
на аналогии сущего, — в сверхъестественном
откровении. |
Акт бытия, будучи актом актов и совершенством совершенств, пребывает внутри всякого «сущего» как его сокровенная глубина, как его подлинная действительность. Каждой вещи существование несравненно более важно, чем её сущность. Единичная вещь существует не благодаря своей сущности, потому что сущность никак не имплицирует (подразумевает) существование, а благодаря сопричастности акту творения, то есть воле Бога. Мир — совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Только в Боге сущность и существование нераздельны и тождественны. Только Бог — подлинно, истинное бытие. Всё остальное существующее в мире обладает не подлинным бытием (даже ангелы, стоящие на высшей ступени в иерархии всех творений). Чем выше стоят «творения» на ступенях иерархии, тем большей автономией и самостоятельностью они обладают. Бог творит не сущности, чтобы потом заставить их существовать, а существующие субъекты (основания), бытийствующие в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностью). | Познание свой необходимый исток берет в чувственности. Чем выше духовность, тем выше степень познания. Ангельское познание — умозрительно-интуитивное познание, не опосредованное чувственным опытом; осуществляется с помощью присущих понятий. Человеческое познание — обогащение души субстанциональными формами познаваемых предметов. Три умственно-познавательных операции: 1) создание понятия и задержка внимания на его содержании (созерцание). 2) суждение (позитивное, негативное, экзистенциональное) или сопоставление понятий; умозаключение — связывание суждений друг с другом. Три вида познания: 1) ум — вся сфера духовных способностей. 2) интеллект — способность умственного познания. 3) разум — способность к рассуждению. Познание — есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога. | Индивидуальность человека — личностное единство души и тела. Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела. Душа человека бессмертна. Конечная цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире. По своему положению человек — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В ряду телесных созданий — он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы — разум. | Следуя Аристотелю,
Фома полагал для человека естественной
общественную жизнь, требующую управления
ради общего блага. Фома выделял шесть
форм правления: в зависимости от принадлежности
власти одному, немногим или многим и в
зависимости от того, исполняет ли данная
форма правления надлежащую цель — сохранение
мира и общего блага, или же преследует
частные цели правителей, противоречащие
общественному благу. Справедливые формы
правления — монархия, аристократия и
полития, несправедливые — тирания, олигархия и демократия. | |||
Уильям Оккам | Дата рождения: 1285 год
Место рождения: Оккам, графство Суррей Дата смерти: 1349 год Место смерти: Мюнхен. После вступления во францисканский орден учился в Оксфордском университете, где получил степень доктора теологии и должность преподавателя низшего ранга. |
Сторонник номинализма, считал, что существует
только индивидуальное, а универсалии существуют только
благодаря абстрактному мышлению в человеческом
уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью. Сделал радикальные
выводы из тезиса о свободной, ничем не
ограниченной воле Творца.
Еще одним ключевым моментом учения Оккама было представление об абсолютном могуществе Бога. Бог не связан никакими физическими или нравственными законами: он может сделать зло добром и, наоборот, добро – злом. |
В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое «это», смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. | Считал, что исходным пунктом познания является знание об индивидах. Единичное не может познаваться с помощью общих понятий, оно является объектом непосредственного созерцания. Понятия формируются в уме познающего субъекта на основе чувственного восприятия вещей. | Богу свойственна интеллектуальная интуиция идей, соответствующих индивидам, человеку — интуитивное познание индивидуальных вещей в чувственном опыте. Интуитивное познание предшествует абстрактному. Термин «человек» в высказывании «человек есть вид» отнюдь не обозначает какой-либо общей (видовой) сущности человека, которая обладала бы реальным существованием; он замещает видовое понятие «человек», наличное лишь в уме познающего субъекта. |