Философия даосизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 09:21, реферат

Описание работы

Даосизм, 1) одно из основных направлений древнекит. философии, представленное, в первую очередь, трактатами "Лао-цзы" (др. название — "Дао дэ цзин") и "Чжуан-цзы". В настоящее время большинство учёных приходит к выводу, что "Чжуан-цзы" появился около 300 до н. э. и приблизительно в то же время — "Лао-цзы", в связи с чем датировка возникновения Д. передвигается с 6—5 вв. до н. э. (как считалось ранее) к 4—3 вв. до н. э.

Работа содержит 1 файл

Даосизм.doc

— 27.00 Кб (Скачать)

Даосизм  

Даосизм, 1) одно из основных направлений древнекит. философии, представленное, в первую очередь, трактатами "Лао-цзы" (др. название — "Дао дэ цзин") и "Чжуан-цзы". В настоящее время большинство  учёных приходит к выводу, что "Чжуан-цзы" появился около 300 до н. э. и приблизительно в то же время — "Лао-цзы", в связи с чем датировка возникновения Д. передвигается с 6—5 вв. до н. э. (как считалось ранее) к 4—3 вв. до н. э. 

В центре учения, изложенного в "Чжуан-цзы" в  виде притч, носящих полемический характер и направленных против конфуцианства и моизма (см. Китай, раздел Философия), лежат противопоставление природы обществу и призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой, безыскусственной жизни, близкой к природе, воплощающей дао. Это понятие выступает как таинств, целостность вселенской жизни, присутствующая во всём, но ничем единичным не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и невыразимая в словах. Разочарование в возможности политического и социального действия, анархический индивидуализм, мистицизм и иррационализм характерны для философии "Чжуан-цзы", а имеющаяся в трактате мысль о желательности тотального истребления культуры положила начало даосской традиции, не раз на протяжении истории Китая идеологически оформлявшей крестьянскую революционность. Вместе с тем превознесение природы и призыв к внимательному наблюдению происходящих в ней процессов, с одной стороны, содействовали появлению в Китае первоначальных научных знаний, сделавших возможным ряд изобретений (в частности, бумаги), способствовавших техническому прогрессу; с др. стороны, сыграли впоследствии огромную роль в развитии китайской живописи (в особенности пейзажной). В трактате "Лао-цзы" понятие "дао" приобретает смысл не только сущности, но и первопричины вселенной. Вместо свойственного "Чжуан-цзы" абсолютного отрицания политики и морали появляется призыв к недеянию (увэй), означающему в моральном плане самоустранение, уступчивость, отказ от желаний и от борьбы, а в политическом плане — проповедь невмешательства правительства в жизнь народа.  

2) Одна из  китайских религий. Возникла во 2 в. н. э. и использовала в  качестве основного канонического  сочинения трактат "Лао-цзы". Во 2 в. Чжан Дао-лин основал,  по-видимому под воздействием  буддизма, даосскую религиозную организацию, при помощи которой во время восстания "Жёлтых повязок" (184) было создано повстанческое государство. В начале 5 в. Коу Цянь-чжи разработал даосскую теологию и ритуал, что создало возможность провозглашения Д. государственной религией. Особым покровительством пользовался Д. в эпоху Тан, когда по императорскому указу были канонизированы Лао-цзы, Чжуан-цзы и др. даосские мыслители и по всей стране воздвигались даосские храмы. После 10 в. Д. утратил поддержку государственной власти и сохранился до середины 20 в. главным образом как синкретическая народная религия, впитавшая в себя элементы конфуцианства и буддизма. 

Основной целью  адептов Д. является достижение долголетия, для чего употребляется целый  ряд методов, начиная со специфической  диеты и кончая различными физическими упражнениями. Даосские маги и врачеватели, занимавшиеся поисками эликсира бессмертия, значительно способствовали развитию кит. алхимии. 

Лит.: Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы  и его учение, М. — Л., 1950; Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая, вступит, ст., пер. и комментарии Л. Д. Позднеевой, М., 1967; Рубин В. А., Человек в древнекитайской мысли, "Народы Азии и Африки", 1968, № 6; Fung Yulan, A history of Chinese philosophy, v. 1—2, Princeton, 1952—53; Maspero H., Melanges posthumes sur les religions eti'histoire de la Chine, v. 2, P., 1950. 

  В. А. Рубин.

Информация о работе Философия даосизма