Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 21:50, контрольная работа
Одной из самых древних мировых религий из трех (наряду с христианством и исламом) является буддизм. Он “старше” христианства “ на 5 веков, а ислам “моложе” его на 12 столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих стран, буддизм сыграл и по сей день играет огромную роль.
Введение
1. Буддийская религиозная литература
2. “Алмазная сутра”
Заключение
Литература
Отшельничество, монашество, отказ от семьи, собственности, презрение ко всяким человеческим чувствам воспевает буддийская философия. О “просветленном” “Дхаммапада” говорит: “ Он не находит удовлетворения даже в небесных удовольствиях. Полностью просветленный ученик радуется только уничтожению желаний”.
Единственным путем к спасению объявляется “благородный срединный восьмеричный путь”, излагаемый в “четвертой благородной истине”. Путь этот состоит из “праведного воззрения, праведного стремления, праведной речи, праведного действия, праведной жизни, праведного усилия, праведного созерцания (или памяти), праведного самоуглубления (или размышления)”. Так характеризуется философия буддизма в видении известных историков и искусствоведов.
2.“Алмазная сутра”
Пожалуй, самым главным произведением буддийского канона в его махаянистском варианте (махаяна – “великая колесница” – название одного из основных направлений буддизма, которое распространено к северу от Индии), является алмазная сутра. Из трех частей состоит канон буддистов всех школ: Виная (монашеские правила), Сутра (изречения Будды Шакьямуни, обращенные к его ученикам) и Абхидхарма (философские тексты). Каждая из этих частей очень велика по объему. В тибетском буддийском каноне сутры занимают 44 тома довольно внушительных размеров.
Канон махаяны отличается от священных книг хинаяны (“малой колесницы”, южного буддизма) изначальной эзотеричностью. Предание махаяны гласит: когда ученики почившего Шакьямуни в городе Раджагрихе (столице древнеиндийского царства Магадха) формировали канон хинаяны, на горе Вималасвабхава близ Раджагрихи собрались бодхисаттвы Ваджрапани, Майтрейя, Манджушри. На своем небесном соборе они записали учение Будды более полно, чем это могли сделать обычные люди.
Конкретные махаянистские тексты дошли до нас в более поздней редакции. В поисках их древнейших вариантов мы часто обращаемся к тибетскому наследию. Но буддизм в Тибете получил широкое распространение только в YII веке, и многие тексты махаяны восходят к другим первоисточникам, прежде всего санскритским и китайским. Это относится и к “Алмазной Сутре”, которая получила свой канонический вид в среде китайских буддистов в IY веке нашей эры. Ее автором (или редактором) называют Кумарадживу (343-413) – первого индийского буддиста, который познакомил китайцев с учением махаяны, а также придал законченность и стройность системе вероучения этой буддийской школы в целом. Незначительные изменения вносились в текст сутры и позднее.
В полном санкритском названии “Алмазной Сутры” (Ваджраччхедика - праджня-парамита-сутра) отражена главная цель, стоящая перед буддистом – достижение нирваны. Важная предпосылка достижения этой цели – приобретение шести “совершенств” (“парамит)”: совершенства в щедрости, нравственности, праведном усердии, терпении, медитативной практике и в интуитивной мудрости, которая на санскрите называется “праджня”.
Текст “Алмазной сутры” не изменился за 17веков, но то, что было понятным тогда, теперь воспринимается с трудом. Следует помнить, что содержание “Алмазной Сутры” неизмеримо глубоко. Слово и значение, на которое оно указывает не одно и то же. Смысловое значение подобно многогранному кристаллу, к которому относятся много слов. Каждое слово указывает на одну из граней кристалла, но не на сам кристалл. В то же время грань поверхности кристалла относится к кристаллу, поэтому слово указывает на кристалл. В YI веке текст “Сутры” был разбит на 32 пункта (параграфа). Сутра, представляет собой как бы объективацию пробужденного сознания автора текста. И поэтому средство порождения такового у читающего наполняет его парадоксальными высказываниями, которые как бы тестируют читателя на понимание текста (для того, кто понял, парадоксальность оказывается ложной).
Популярность “Ваджраччедики” во многом объясняется ее лаконизмом в сочетании с полнотой содержания и выражения праджняпарамитской доктрины. Эта теория (“праджня парамита” - интуитивная “премудрость, переводящая на другой берег существования”) начала формироваться в Индии на рубеже нашей эры и оказалась тесно связанной с философией школы мадхъямика (шуньявада), которая в известность смысле представляет собой систематизированное и рационализированное праджняпарамитское учение.
Главными моментами учения “Ваджраччхедики” являются следующие законы:
Не существует никаких самодостаточных “своеприродных” сущностей -дхарм. Из представления о реальности дхарм вырастают все прочие ложные представления о реальности атмана (кит-во - субстанциальное “я”), личности как субстанциальной целостности (санскр. Пудгала; кит-жэнь – “человек”), существа (саттва; чжун шэн) и души (джива; шоу чжэ – дословно “ долгожитель”).
Все эти представления (самдженя, сян) не представляют никакую реальности и являются лишь ментальными построениями, которые ее подменяют.
Тот, кто наделен совершенной премудростью бодхисаттва понимает все это, интуитивно познает реальность как она есть, переживает тождество сансары (лунь хуэй) и нирваны (непань) и, руководимый этим знанием действует на уровне относительной, условной истины, спасая живые существа, хотя с точки зрения высшей истины ни одно существо не может быть спасено по причине ложности самого представления о наличии “существ”, а также изначальной освобождения, “спасения” сущего – поскольку сансараит нирвана тождественны и равнозначны в своем понимании.
Значение “Будда” также с высшей точки зрения не говорит ни о чем, но и на уровне условной истины его значение иное, чем считают люди, лишенные мудрости: Будда – не просветленный человек, и “истинная реальность, как она есть”, “таковая истина всех дхарм” (элементов бытия).
“Ваджраччхедика Праджняпарамита Сутра”, известная в Европе как “Алмазная Сутра”, принадлежит к наиболее почитаемым буддийским текстам дальневосточной традиции.
Призыв к бесстрашию звучит в Тибетской “Книге Великого Освобождения”, которая по форме – сложный комплекс наставлений и молитв, которыми лама напутствует умирающего и умершего. Главная задача ламы, читающего книгу, - показать умирающему, что все образы, возникающие перед ним, - проявления или отражения его собственного сознания. Образы “Книги Мертвых”, как правило, неоднозначны, их можно понять только через дополнительные описания, противоречивые с позиций бытовой логики. Скажем “пустота”, в которую погружается умирающий, неотделима от светоносности, “ исходной яркости” как основы бытия. Одной из особенностей ритуала считается то, что человек слушает указания ламы, пребывая в невидимом теле. Наставления тибетских лам поражают точностью описания пограничных состояний человеческого бытия, и в этом убедится каждый, разумеется, кто их испытал.
“Книга Великого Освобождения” относится к числу так называемых “сокровенных книг” По преданию, они были оформлены учителем Падмасамбхавой в 8 веке, затем сокрыты в тайных пещерах и обнаружены позднее, в эпоху расцвета тибетского буддизма.
Божества, описанные в “Книге Мертвых”, воспринимаются в буддийской традиции как воплощение различных энергетических проявлений. “Книга Мертвых” описывает и своеобразно истолковывает жизненный опыт людей. Чогьям Трунгпа назвал ее второй Книгой пространства”, которое вмещает и жизнь, и смерть.
Действительно, “бардо” – промежуточное состояние – может иметь место не только после смерти, но и жизненных ситуациях, например, при заболеваниях и травмах. Постижение, переживание этих состояний призвано дать понимание жизни и смерти, победить стрессы и страх и многие другие катаклизмы, возникающие в процессе бытия в традиционно понимаемом смысле.
Может
быть, “Книга Великого Освобождения”
заинтересует не только тех, кто занимается
буддизмом. В действительности, это
форма буддийской символики является
искренним и теплым призывом к бесстрашию
перед непознанными глубинами человеческой
психики, сознания и понимания смысла
бытия.
Заключение
Согласно изложенным и перечисленным понятиям, Буддизм – это самая древняя религия на планете, которая возникла на много веков раньше, чем христианство и ислам. Буддизм и буддийская религиозная литература играют огромную роль в общественной, культурной и духовной жизни народов многих стран.
Огромное количество канонических источников-текстов буддийской религиозной литературы существует в священных писаниях. Буддийская литература воспевает отшельничество, монашество, отказ от семьи, собственности, презрение ко всяким человеческим чувствам, доступным большинству людей.
Одним из главнейших литературных источников буддизма являются сочинения под названием Типитаки. Это сборники правил монашеского поведения, и различные религиозно-нравоучительные рассказы, религиозно-философские трактаты и стихотворные изречения.
Кроме того, одним из главных произведений буддийского канона, наиболее почитаемым буддийским текстом дальневосточной традиции является “Ваджраччхедика Праджняпарамита Сутра”, известная в Европе как “Алмазная Сутра”. Существует еще большое множество религиозной буддийской литературы, где изложена суть буддизма.
Буддизм
и буддийская религиозная литература
хорошо изложена в большом количестве
литературных источников. К ним можно
отнести такие как “Буддизм” А.Н. Кочетова,
“ Религиоведение” Ю.А. Калинина, Е.А.
Харьковщенко, “Великий Будда” В.Ф. Маковецкого
и многие другие известные произведения
классиков восточной литературы и религии.
Литература
1. А.Н. Кочетов “Буддизм” – М.: Сокол, 1997 – 187 с.
2. Ю.А. Калинин “Религиоведение” – С. – Петербург, 2002 – 201 с.
3. Е.А. Харьковщенко “Мир и бытие в глазах Будды” – М.: Просвещение, 1999 – 119 с.
4. М.В. Газизов “Религии мира” – М.: Диалект, 2000 – 87 с.