Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:39, реферат
Аристотель, по словам Маркса, является вершиной древней философии. Греческая философия достигла при Аристотеле высшей степени процветания. Ф. Энгельс называл Аристотеля «самой уникальной головой» среди древних, мыслителем, исследовавшим «существенные формы диалектического мышления». Аристотель жил в IV в. до н. э. К этому времени древнегреческая, античная, философия уже имела, хотя сравнительно и непродолжительную, но богатую историю. Еще в VII в. в Греции не было ни одного философа.
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь и творчество Аристотеля
1 Аристотель о бытие
1.1 Первоаксиома
1.2 Бытие и мышление
1.3 Бытие и небытие
1.4 Уровни бытия
2 ОНТОЛОГИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ
2.1 Онтология
2.2 Гносеология
2.3 Аксиология
ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ И ПОЗИЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ
ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ
3 ПОЛИТИКА
3.1 Цель политики
3.2 Определение государства
3.3 Политическое устройство, состав государства
3.4 Критика идеального государства Платона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Аристотель
одним из первых понял, что можно
и очень важно рассматривать
мысль безотносительно к ее конкретному
содержанию (материи). В этом случае
у нас остается только как бы пустая
рамка, форма мысли, в которой S и
P могут принимать любые
Аристотелевская логика состоит из трех основных частей. Первая ее часть называется «учением о категориях». В своей речи человек использует различные слова и словосочетания, обозначающие предметы, их действия, состояния и пр. Здесь Аристотель исследует не сами слова, а то, к каким категориям они относятся. Аристотель выделяет десять основных категорий: сущность (например, «человек», «дерево» и пр.), качество («теплое», «молодой»…), количество («много», «десять»…), отношение («ближе», «добрее»…), время («вчера», «через год»…), место («вдалеке», «в городе»), положение («...», «…»), состояние («замерзая», «увеличиваясь»), действие («бежит», «бьет»), страдание («охлаждается», «стареет»). По сути, все что можно высказать о существующем выражается той или иной категорией. В итоге, категории Аристотель рассматривает категории как всеобщие роды бытия. Поэтому все, что можно говорить о бытии, заключается в сетке категорий.
Второй
составной частью аристотелевской
логики выступает учение о суждении.
Это учение говорит о том, как
связываются между собой
Аристотель классифицирует простые суждения.
Так, суждения могут отличаться по качеству,
как: утвердительные («студенты слушают
лекцию») и отрицательные («студенты не
слушают лекцию»). В данном случае в обоих
суждениях сохраняются одинаковые субъект
и предикат (сохраняется материя суждения),
но в первом случае утверждается, а во
втором отрицается связь субъекта и предиката.
Суждения также могут различаться по количеству: они могут быть частными и общими. Примером общего суждения той же материи является: «Все студенты слушают лекцию». Примером частного: «некоторые студенты слушают лекцию». На пересечении этих двух классификаций появляется, так называемая, парная классификация - может быть высказано суждение сразу и качества, и количества.
Классификация
суждений позволяет Аристотелю установить
связи между истинностью и
ложностью различных типов
Утвердительные и общие обозначаются буквой А (от лат AffIrmo – утверждаю).(Пример - «Все студенты слушают лекцию»).
Суждения утвердительные и частные обозначаются буквой I.(«Некоторые студенты слушают лекцию»).
Общие и отрицательные суждения - буквой Е (от лат nEgO – отрицаю). («Все студенты не слушают лекцию» или «Никто из студентов не слушает лекцию»).
Частные и отрицательные суждения обозначаются буквой О.(«Некоторые студенты не слушают лекцию»).
Представим себе, что в углах этого квадрата находятся суждения, составленные из одной и той же материи. Их примеры приведены выше. И, допустим, нам известно, что суждение А - истинно. Что тогда можно сказать об истинности суждений I, Е, О? Если суждение А истинно, то суждение I обязательно истинно. Если суждение А истинно, то суждения Е и О не могут быть истинными.
Суждения, расположенные по диагонали логического квадрата, их называют контрадикторными (противоречащими), вместе никогда не могут быть истинными. Таким образом, зная форму суждения, можно по истинности одного из суждений получить вывод об истинности или ложности других суждений, не обращаясь к их содержанию.
Третьей и самой важной составной частью аристотелевской логики является учение о силлогизмах. Силлогизм - это особый вид умозаключения. Люди очень часто строят неправильные умозаключения. Неправильными умозаключениями являются те из них, в которых истинность вывода с необходимостью не следует из истинности посылок. Аристотелем было разработано учение о такой форме умозаключения, при которой обязательно при истинности посылок будет следовать истинный вывод. Такое умозаключение и есть силлогизм. Иными словами, силлогизм - это такая форма умозаключения, которая при истинности посылок обязательно приводит к истинности вывода.
Аристотель не рассматривает все возможные формы умозаключений, так как имеется неограниченное множество их вариантов. Он рассматривает только один случай, когда в качестве и посылок, и выводов используется только лишь простые утвердительные или отрицательные суждения : S есть P. Поэтому его теорию называют теорией простого категорического силлогизма.
Согласно
Аристотелю, в правильном силлогизме
должно быть только три и только
три термина (понятия, с помощью
которых выражаются субъект и
предикат в посылках и в выводе).
Явное или, чаще, скрытое нарушение
этого правила разрушает
Все металлы электропроводны (А)
Алюминий - металл (I)
Алюминий - электропроводен (I)
В этом умозаключении
3 термина: «алюминий», «металл», «электропроводность».
Обратите внимание на термин «металл»,
который присутствует в посылках,
но отсутствует в выводе. Такой
термин называется средним термином
силлогизма. Средний термин является
посредником между двумя
Как в процессе рассуждения избегать логических ошибок? Аристотель сформулировал и основные законы логики (тождества, противоречия, исключенного третьего), позволяющие выявлять логические ошибки и делать это обоснованно. Таким образом, Аристотель вооружил науку теорией научного доказательства.
3 ПОЛИТИКА
Политические взгляды Аристотеля изложены в «Политике», примыкающей к его «Этике». Обе работы составляют единое целое. О политике и политических устройствах Аристотель говорит уже в «Этике». В «Политике» же он опять возвращается к вопросу о добродетелях и рассматривает нравственные задачи политики и государства. Политику Аристотеля нельзя понять без учета того, что она подчинена этике.
Сущность политики Аристотель раскрывает через ее цель, а она, по мнению философа, самая высокая – воспитательная и состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иначе говоря, «цель политики – благо, притом справедливое, то есть общее благо».
Аристотель
подчеркивает, что понятие государства
определяется разнообразно и что
существует много форм государства
с различными политическими устройствами.
«Политика» Аристотеля начинается словами:
«Всякое государство
«Политическое
устройство есть тот порядок, который
лежит в основании
Государство состоит из разных людей, знатоков своего дела, ибо «один человек наилучшим образом может исполнить только одно дело». Далее государство состоит из семей, которые также различаются друг от друга. Аристотель выделяет также в государстве благородных и неблагородных, богатых и бедных, воспитанных и невоспитанных, свободных и рабов (но рабы не часть государства). Государство состоит из граждан, оно есть ничто иное, как масса граждан. Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении. Это абсолютное понятие гражданина. Кроме того, граждане несут военную службу и служат богам. Итак, граждане это те, кому доступны четыре функции: воинская, административная, судейская и жреческая.
В отличие
от Платона Аристотель различает
идеальную, «абсолютно наилучшую», форму
государственного устройства и «ту,
которая возможна в действительности,
которая более удобна и более
общая для всех государств». Аристотелева
критика социально-этического идеала
Платона касается как частных, так
и принципиальных вопросов. Аристотель
усматривает много затруднений
в осуществлении замысла
Итак, делает вывод Аристотель, «все мысли Платона, хотя чрезвычайно изысканы и остроумны, оригинальны и глубоки, но при всем том трудно сказать, чтобы были верны»; то есть платоновский идеал невозможен.
Маркс
называл Аристотеля «Александром Македонским
греческой философии…». Это сравнение
имеет глубокий исторический смысл,
ибо Аристотель как ученый объединил
в смелых, широких обобщениях весь
научный опыт Греции, подобно Александру,
объединившему под своей