Философия Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:39, реферат

Описание работы

Аристотель Стагирит – древнегреческий философ и ученный-энциклопедист, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Ученик Платона, подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм («идей»).

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Биография Аристотеля…………………………………………………………………….. 4
Глава II. Форма и материя……………………………………………………………………………. 7
Глава III. Этика и политика…………………………………………………………………………… 8
Глава IV. Логика…………………………………………………………………………………………… 10
Заключение …………………………………………………………………………………………………. 11

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.46 Кб (Скачать)

 

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ТВЕРСКОЙ  ФИЛИАЛ

 

Факультет юридический

 

 

РЕФЕРАТ

Студентки  1 курса группа ЮБ-161 факультета юридического

Давыдовой Натальи Дмитриевны

Специальность Юриспруденция 

Учебная дисциплина: Философия

Тема: Философия Аристотеля

 

«____»___________ 2009    Руководитель ______________

__________________________

 

 

Оценка «___________»

 

Тверь 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение  ………………………………………………………………………………………………………. 3

Глава I. Биография Аристотеля…………………………………………………………………….. 4

Глава II. Форма и материя……………………………………………………………………………. 7

Глава III. Этика и политика…………………………………………………………………………… 8

Глава IV. Логика…………………………………………………………………………………………… 10

Заключение  …………………………………………………………………………………………………. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Аристотель  Стагирит – древнегреческий философ  и ученный-энциклопедист, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Ученик Платона, подверг критике  платоновскую теорию бестелесных форм («идей»). Основал в Афинах (335) собственную  школу (ликей). В философии различал части: теоретическую – учение о  бытии, его составе, причинах и началах, практическую – учение о  человеческой деятельности и поэтическую –  учение о творчестве. Признавал в  качестве основных принципов бытия  возможность и осуществление, форму  и материю, действующую причину  и цель. Всю природу рассматривал в виде последовательных переходов  от «материи» к «форме» и обратно. Однако в материи видел только пассивное начало, приписывая активность форме. Этика и политика у Аристотеля образует единый комплекс «философии о человеческом», охватывающей практическую деятельность и поведение. Основными  философскими сочинениями являются:  логический свод «Органон», «Метафизика», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика»1.

 

 

 

 

Глава I. Биография Аристотеля.

 

Аристотель  продолжил линию преемственности, которая началась с Сократа. В  отличие от Сократа и Платона  он родился не в Афинах, а на севере Греции, вблизи Македонии, в городе Стагиры в 384 году  до н. э. По  словам  очевидцев, был  невзрачным, худощавым, немного шепелявил и у него были маленькие  глазки. Но  любил  хорошо одеться,  носил  по  несколько  дорогих  перстней  и  делал  необычную  прическу.

Его отец был придворным врачом македонского царя . Профессия врача в Древней  Греции занимала высокое общественное положение. Воспитываясь  в  семье  врача  и самостоятельно  занимаясь  медициной,  Аристотель все-таки не  стал  профессиональным  врачом.  Но  медицина  осталась  для  него  на  всю  жизнь  настолько  родной  и  понятной  областью,  что  впоследствии  в  своих  труднейших  философских  трактатах  он  дает  пояснения  на  примерах  из  медицинской  практики. Возможно, именно из-за профессии отца Аристотель впоследствии так много времени  посвятил естественно - научным занятиям.

Семнадцатилетним  юношей Аристотель приехал в Афины  и стал слушателем Академии Платона. В  Академии он выделялся из круга  учеников и других академиков своей  начитанностью и выдающимися  умственными способностями. Ему  предназначено было стать  известным  учеником Платона и достойным  продолжателем его дела. Аристотель не только усвоил систему Платона, но постепенно стал создавать собственное  учение, подвергнув взгляды предшественников серьезной критике.

После смерти Платона Аристотель  покинул Афины  и вернулся в родные края. Он был  в те годы уже известным философом  и поэтому не удивительно, что  македонский царь пригласил его  в качестве учителя к своему 13 –летнему сыну Александру, будущему знаменитому  завоевателю. Аристотель, как настоящий  грек, никогда не пренебрегавший общественными  делами (по его определению человек  – существо политическое), согласился. На его решение повлияло то обстоятельство, что в отличие от Платона, считавшего, что в идеальном государстве  должны править философы, Аристотель полагал, что правителю самому философствовать  не нужно, а достаточно прислушиваться к советам мудрецов.

Для Александра Македонского Аристотель написал книгу  о том, как надо царствовать и  как необходимо для царя быть добрым. Участие Аристотеля в воспитании Александра Македонского помогло тому стать человеком, обладающим глубокими  знаниями в различных областях, но в целом попытка философа  оказалась  столь же неудачной, как и стремление Платона создать идеальное государство. По мере того, как Александр Македонский  завоевывал одну страну за другой, он становился все более коварным, невоздержанным и скорым на расправу с теми, кто  смел ему возражать. Уроки Аристотеля забывались, а дурной нрав Александра брал верх. Вместо благородного царя из Александра Македонского получился  коварный завоеватель. Может быть, именно этот неудачный опыт и привел Аристотеля к убеждению, вопреки Сократу, что  «знание же имеет малое значение или вовсе его не имеет по отношению  к добродетели и что большее  значение имеют привычки, сформировавшиеся с первых лет жизни ребенка».2

Стиль мышления Аристотеля совсем не походил на платоновский. Это был не мечтатель, не поэт, не творец мифов, это был человек  с систематическим складом ума, естествоиспытатель. Он занимался разными  науками, создал первую классификацию  живых существ, положив начало биологии, изучал человеческие эмоции и стал основателем психологии, сформулировал  основные законы логики, которые актуальны  до сих пор. Один только перечень произведений показывает энциклопедичность его  учения. В нем не только охвачены все области знания того времени, но и произведена его классификация, впервые из философии как таковой  были выделены специальные науки.  Он строил науку как единую систему.

Неудивительно, что он по примеру своего учителя, основал в Афинах школу, получившую название Ликей. Все современные  лицеи ведут свою историю именно от школы Аристотеля, посвященной  Аполлону Ликейскому (отсюда и название). Школа располагалась в саду и  Аристотель имел обыкновение беседовать с учениками, прогуливаясь по дорожкам. Поэтому Ликей прозвали перипатетической школой, а учеников Аристотеля –  перипатетиками, что в переводе с  греческого означает «прогуливающиеся».

В отличии  от Платона, который уезжал из Афин устраивать идеальное государство, Аристотелю приходилось бороться с  реальной тиранией, угрожавшей Греции. Как полагается древнему греку, он активно  участвовал в политической жизни, смело  проповедуя свои взгляды.

В 323 году он был обвинен  в нечестии за то, что «не поклоняется идолам, которых чтили в те времена», обвинение  сходное выдвинутому против Сократа. Не дожидаясь суда он  уехал из Афин, дабы не повторять ошибки предшественников и умер в изгнании в 322 году до н.э.

 

 

Глава II. Форма и материя.

 

Что человек  есть существо общественное в большей  степени, нежели пчелы и всякого  рода стадные животные, ясно из следующего: природа, согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно; между тем  один только человек из всех живых  существ одарен речью. Голос выражает печаль и радость, поэтому он свойствен  и остальным живым существам. Но речь                                                                                                                                                                       способна выражать и то, что полезно  и что вредно, равно как и  то, что справедливо и что не справедливо… Это свойство людей  отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и  зло, справедливость и несправедливость…3

Аристотель  считал, что нет никаких доказательств  существования двух миров, мир один, но в нем есть место и общему, и единичному. Вещи вокруг нас материальны. Но материя вещей оформлена, и  благодаря форме мы отличаем медный шар от медной статуи, хотя они и  сделаны из одного вещества. Более  того, форма вечна, и не зависит  от своего конкретного воплощения в  предмете.

Аристотель  был убежден, что нет никакого платоновского мира идей, идея вещи находится в ней самой как форма. Форма – неизменна и вечна, именно она делает предмет тем, что он есть, а не наоборот. Форма выступала в качестве общего, а конкретные ее воплощения, вещи – в качестве единичного. Аристотель, как и Сократ с Платоном, не отрицал, что научное знание должно быть знанием не отдельных предметов, а знанием общего, но это общее находилось для него не вне вещей (как у Платона), а в самих вещах: знание должно быть направлено на изучение формы вещей.

Глава III. Этика и политика.

 

Этика рассматривает  благо и благополучие отдельного человека, политика – благо человеческого  сообщества, государства.

Высшее  человеческое благо Аристотель определил  как счастье, однако он сам говорил, что разные люди по-разному его  понимают: то ли счастье заключено  в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Получается, что счастье –  это такое состояние души, когда  ее «нрав» (характер) и умственные способности  находятся в гармонии и проявляют  себя полнее всего. Значит, для счастья  нужны не только добродетели, но и  материальные блага: здоровье, жилище, одежда, деньги и т.п. Аристотель вовсе  не призывал к отказу от телесных удовольствий, но предостерегал: эти удовольствия и обладание материальными вещами желательны лишь в той мере, в  какой они не мешают духовному  развитию личности. Действительно, если человек болен, едва ли он сможет упражняться  в добродетели, ему будет не до этого, а если он беден, он не сможет проявить щедрость и т.д. поэтому  телесное благополучие необходимо, но в обладании материальными благами  важна «золотая середина», мера.

В учении об обществе и государстве Аристотель исходил из понимания человека как  «животного политического», то есть такого животного, для которого естественна  жизнь в кругу себе подобных, в  обществе. Аристотель не был согласен с платоновской идеей упразднения  семьи и частной собственности. Он настаивал в этом вопросе на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства. Более того, его аргумент против отмены частной собственности  на протяжении многих веков в разных видах повторялся критиками коммунизма: если не будет частной собственности, не будет заинтересованности людей в труде и общество перестанет развиваться.

Философ выделил три основных принципа государственного устройства: власть одного, власть немногих и власть большинства. Но каждая форма  может существовать как со знаком «плюс», так и со знаком «минус».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Логика.

 

Логика  Аристотеля – это очень важная часть его философии, оказавшей  огромное влияние на развитие человеческой мысли. Аристотель сформулировал ряд  правил, следуя которым можно было прийти к истинным суждениям. Основой  для таких правил стал силлогизм  – форма умозаключения, в которой  из двух высказываний (посылок) следует  новое высказывание (вывод).

Силлогизм – это дедуктивное рассуждение, где свойство быть истинным передается от более общего высказывания к менее  общему. Действительно, логика Аристотеля носила, прежде всего, дедуктивный характер. Ее влияние определило на века строгость  научных рассуждений. Научные доказательства содержали, как правило, дедуктивный  вывод, и своеобразным эталоном для  этого стала математика.

В своих  логических трактатах Аристотель обстоятельно исследовал теорию умозаключений и  доказательств, сформулировал основные законы мышления, в том числе закон  тождества, закон противоречия и  закон исключения третьего, согласно которому нельзя сформулировать два  противоречащих друг другу суждения так, чтобы они оба были истинными.

 

 

 

Заключение

 

Аристотель  является самым универсальным мыслителем всех времен и народов. Вся современная  философия, наука и культура, так  или иначе связаны с Аристотелем. Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях  Аристотеля, убеждения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, выражают собой грандиозную  систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, и учится у  него философской культуре.

Аристотель  – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных  вещей и миром идей. Даже стиль  Аристотеля существенно отличался  от платоновского. Если Платон создавал свои произведения в форме диалогов, то Аристотель писал философские  тракты.

Информация о работе Философия Аристотеля