Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:39, реферат
Аристотель Стагирит – древнегреческий философ и ученный-энциклопедист, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Ученик Платона, подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм («идей»).
Введение ………………………………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Биография Аристотеля…………………………………………………………………….. 4
Глава II. Форма и материя……………………………………………………………………………. 7
Глава III. Этика и политика…………………………………………………………………………… 8
Глава IV. Логика…………………………………………………………………………………………… 10
Заключение …………………………………………………………………………………………………. 11
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ
Факультет юридический
РЕФЕРАТ
Студентки 1 курса группа ЮБ-161 факультета юридического
Давыдовой Натальи Дмитриевны
Специальность Юриспруденция
Учебная дисциплина: Философия
Тема: Философия Аристотеля
«____»___________ 2009 Руководитель ______________
__________________________
Оценка «___________»
Тверь 2009
Введение
………………………………………………………………………………
Глава I. Биография
Аристотеля……………………………………………………
Глава II. Форма
и материя……………………………………………………………
Глава III. Этика
и политика…………………………………………………………
Глава IV. Логика………………………………………………………………
Заключение
………………………………………………………………………………
Аристотель Стагирит – древнегреческий философ и ученный-энциклопедист, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Ученик Платона, подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм («идей»). Основал в Афинах (335) собственную школу (ликей). В философии различал части: теоретическую – учение о бытии, его составе, причинах и началах, практическую – учение о человеческой деятельности и поэтическую – учение о творчестве. Признавал в качестве основных принципов бытия возможность и осуществление, форму и материю, действующую причину и цель. Всю природу рассматривал в виде последовательных переходов от «материи» к «форме» и обратно. Однако в материи видел только пассивное начало, приписывая активность форме. Этика и политика у Аристотеля образует единый комплекс «философии о человеческом», охватывающей практическую деятельность и поведение. Основными философскими сочинениями являются: логический свод «Органон», «Метафизика», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика»1.
Аристотель
продолжил линию
Его отец был придворным врачом македонского царя . Профессия врача в Древней Греции занимала высокое общественное положение. Воспитываясь в семье врача и самостоятельно занимаясь медициной, Аристотель все-таки не стал профессиональным врачом. Но медицина осталась для него на всю жизнь настолько родной и понятной областью, что впоследствии в своих труднейших философских трактатах он дает пояснения на примерах из медицинской практики. Возможно, именно из-за профессии отца Аристотель впоследствии так много времени посвятил естественно - научным занятиям.
Семнадцатилетним юношей Аристотель приехал в Афины и стал слушателем Академии Платона. В Академии он выделялся из круга учеников и других академиков своей начитанностью и выдающимися умственными способностями. Ему предназначено было стать известным учеником Платона и достойным продолжателем его дела. Аристотель не только усвоил систему Платона, но постепенно стал создавать собственное учение, подвергнув взгляды предшественников серьезной критике.
После смерти Платона Аристотель покинул Афины и вернулся в родные края. Он был в те годы уже известным философом и поэтому не удивительно, что македонский царь пригласил его в качестве учителя к своему 13 –летнему сыну Александру, будущему знаменитому завоевателю. Аристотель, как настоящий грек, никогда не пренебрегавший общественными делами (по его определению человек – существо политическое), согласился. На его решение повлияло то обстоятельство, что в отличие от Платона, считавшего, что в идеальном государстве должны править философы, Аристотель полагал, что правителю самому философствовать не нужно, а достаточно прислушиваться к советам мудрецов.
Для Александра
Македонского Аристотель написал книгу
о том, как надо царствовать и
как необходимо для царя быть добрым.
Участие Аристотеля в воспитании
Александра Македонского помогло тому
стать человеком, обладающим глубокими
знаниями в различных областях, но
в целом попытка философа оказалась
столь же неудачной, как и стремление
Платона создать идеальное
Стиль мышления
Аристотеля совсем не походил на платоновский.
Это был не мечтатель, не поэт, не
творец мифов, это был человек
с систематическим складом ума,
естествоиспытатель. Он занимался разными
науками, создал первую классификацию
живых существ, положив начало биологии,
изучал человеческие эмоции и стал
основателем психологии, сформулировал
основные законы логики, которые актуальны
до сих пор. Один только перечень произведений
показывает энциклопедичность его
учения. В нем не только охвачены
все области знания того времени,
но и произведена его
Неудивительно, что он по примеру своего учителя, основал в Афинах школу, получившую название Ликей. Все современные лицеи ведут свою историю именно от школы Аристотеля, посвященной Аполлону Ликейскому (отсюда и название). Школа располагалась в саду и Аристотель имел обыкновение беседовать с учениками, прогуливаясь по дорожкам. Поэтому Ликей прозвали перипатетической школой, а учеников Аристотеля – перипатетиками, что в переводе с греческого означает «прогуливающиеся».
В отличии от Платона, который уезжал из Афин устраивать идеальное государство, Аристотелю приходилось бороться с реальной тиранией, угрожавшей Греции. Как полагается древнему греку, он активно участвовал в политической жизни, смело проповедуя свои взгляды.
В 323 году он был обвинен в нечестии за то, что «не поклоняется идолам, которых чтили в те времена», обвинение сходное выдвинутому против Сократа. Не дожидаясь суда он уехал из Афин, дабы не повторять ошибки предшественников и умер в изгнании в 322 году до н.э.
Что человек
есть существо общественное в большей
степени, нежели пчелы и всякого
рода стадные животные, ясно из следующего:
природа, согласно нашему утверждению,
ничего не делает напрасно; между тем
один только человек из всех живых
существ одарен речью. Голос выражает
печаль и радость, поэтому он свойствен
и остальным живым существам.
Но речь
Аристотель считал, что нет никаких доказательств существования двух миров, мир один, но в нем есть место и общему, и единичному. Вещи вокруг нас материальны. Но материя вещей оформлена, и благодаря форме мы отличаем медный шар от медной статуи, хотя они и сделаны из одного вещества. Более того, форма вечна, и не зависит от своего конкретного воплощения в предмете.
Аристотель был убежден, что нет никакого платоновского мира идей, идея вещи находится в ней самой как форма. Форма – неизменна и вечна, именно она делает предмет тем, что он есть, а не наоборот. Форма выступала в качестве общего, а конкретные ее воплощения, вещи – в качестве единичного. Аристотель, как и Сократ с Платоном, не отрицал, что научное знание должно быть знанием не отдельных предметов, а знанием общего, но это общее находилось для него не вне вещей (как у Платона), а в самих вещах: знание должно быть направлено на изучение формы вещей.
Этика рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика – благо человеческого сообщества, государства.
Высшее
человеческое благо Аристотель определил
как счастье, однако он сам говорил,
что разные люди по-разному его
понимают: то ли счастье заключено
в материальных благах, то ли в уважении
и почете, то ли в добродетельной
жизни. Получается, что счастье –
это такое состояние души, когда
ее «нрав» (характер) и умственные способности
находятся в гармонии и проявляют
себя полнее всего. Значит, для счастья
нужны не только добродетели, но и
материальные блага: здоровье, жилище,
одежда, деньги и т.п. Аристотель вовсе
не призывал к отказу от телесных удовольствий,
но предостерегал: эти удовольствия
и обладание материальными
В учении
об обществе и государстве Аристотель
исходил из понимания человека как
«животного политического», то есть такого
животного, для которого естественна
жизнь в кругу себе подобных, в
обществе. Аристотель не был согласен
с платоновской идеей упразднения
семьи и частной собственности.
Он настаивал в этом вопросе на
необходимости следовать
Философ выделил три основных принципа государственного устройства: власть одного, власть немногих и власть большинства. Но каждая форма может существовать как со знаком «плюс», так и со знаком «минус».
Логика Аристотеля – это очень важная часть его философии, оказавшей огромное влияние на развитие человеческой мысли. Аристотель сформулировал ряд правил, следуя которым можно было прийти к истинным суждениям. Основой для таких правил стал силлогизм – форма умозаключения, в которой из двух высказываний (посылок) следует новое высказывание (вывод).
Силлогизм – это дедуктивное рассуждение, где свойство быть истинным передается от более общего высказывания к менее общему. Действительно, логика Аристотеля носила, прежде всего, дедуктивный характер. Ее влияние определило на века строгость научных рассуждений. Научные доказательства содержали, как правило, дедуктивный вывод, и своеобразным эталоном для этого стала математика.
В своих логических трактатах Аристотель обстоятельно исследовал теорию умозаключений и доказательств, сформулировал основные законы мышления, в том числе закон тождества, закон противоречия и закон исключения третьего, согласно которому нельзя сформулировать два противоречащих друг другу суждения так, чтобы они оба были истинными.
Аристотель
является самым универсальным мыслителем
всех времен и народов. Вся современная
философия, наука и культура, так
или иначе связаны с
Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Даже стиль Аристотеля существенно отличался от платоновского. Если Платон создавал свои произведения в форме диалогов, то Аристотель писал философские тракты.