Философия Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:04, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы является:
* Значимость Аристотеля в философии;
* Задача бытия в философии Аристотеля;
* Учение Аристотеля о государстве;
* Значение этики для Аристотеля.

Содержание

Введение ........................................................................................................ 2
1. Место и роль Аристотеля в философии ................................................4
2. Проблема бытия в философии Аристотеля ...........................................7
3. Учение Аристотеля о политике и морали ............................................ 14
Заключение ................................................................................................... 20
4. Практическое задание ............................................................................ 22
Список использованной литературы ......................................................... 23

Работа содержит 1 файл

Философия вариант- 6 готово .doc

— 113.50 Кб (Скачать)

     Основными задачами государства Аристотель считает  предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного  роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает спекулятивное "идеальное  государство" Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в делах государства.

     Идеал государства, по Аристотелю,- общество, которое опирается на частную  собственность на орудия труда, земли  и рабов. Здесь речь идет, собственно, об идеализации афинского государства  времен Перикла. Понимание Аристотелем устройства общества тесно связано с его воззрением на мораль. Здесь он во многом близок к Платону и Сократу. В отличие от Платона он, однако, обосновывает свои моральные принципы положением человека в реальном обществе и его отношением к государству.

     Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых  нельзя достичь благосостояния общества.

     Добродетели Аристотель разделяет на две группы. Первая - дианоэтические (разумные) добродетели. Они относятся, прежде всего, к интеллектуальной и умственной деятельности. Вторая содержит этические добродетели, относящиеся к характеру человека. Добродетели первой группы возникают преимущественно путем обучения, второй - результат, прежде всего привычки.

     Если речь идет о собственно поведении человека, то Аристотель видит гарантию добродетельной жизни, в частности, в уклонении от крайностей. Он отвергает чрезмерное обогащение, чрезмерную власть, чрезмерную роскошь и т. д. В то же время он отвергает и идеал чрезмерной бедности, и отречение от материальных благ.

     Основу, уравновешенной и благополучной  жизни он видел в умеренности. Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику, проходит принцип активной деятельности человека. При этом Аристотель отвергает усилия, направленные на обретение власти и наслаждений. Жизнь, в которой преобладают такие цели, он называет паразитической и характеризует ее как "животную", свидетельствующую о "рабском образе мышления".

     Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (т. е. наполненную политической деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это обеспечивает удовлетворенность, благость.

     В этике Аристотель развил как образец  и как цель блаженной жизни  идеал созерцательного постижения истины. Аристотель признал этот идеал  трудно достижимым, доступным в полной мере лишь для божества. Человек  может и должен стремиться к нему, так как в человеке также есть нечто божественное. Ценно этически только то, что необходимо для цели, которой подчинено богатство, и благо есть то, что оказывается не в избытке; то же, чего оказывается больше, чем нужно, дурно.

     Оригинальны и весьма плодотворны эстетические мысли Аристотеля. В отличие от Платона Аристотеле придает искусству большое значение. Это видно уже из того, что искусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням человеческой познавательной деятельности Эстетической проблематике и вопросам искусства посвящены труд Аристотеля "Поэтика", часть "Риторики" и часть "Политики". И Аристотель в своих суждениях об искусстве употребляет понятие "подражание", однако в совершенно ином значении, чем Платон.

     Искусство не является внешним, поверхностным уподоблением, но отражает существенные взаимосвязи в форме объяснения (изложения) конкретного. Поэтому нередко искусство (в частности, поэзия) бывает более правдивым в изображении действительности, чем, например, история.

     Важными для понимания Аристотелем искусства являются мысли, касающиеся взаимоотношения содержания и формы произведения. В этом вопросе он опирается на свое решение вопроса с отношении материи и формы, как он его разрабатывал в своей философии. Форма как активный принцип творит из материи (как пассивного принципа, как возможности) действительность.

     Однако, несмотря на это Аристотель в вопросах художественного творчества не подчиняет  строго содержание форме. Художественность формы оценивается в соответствии с тем, насколько выражение внутренних взаимосвязей, характерных для изображаемой действительности, делает это изображение правдоподобным. Воззрения Аристотеля на искусство по сравнению со взглядами Сократа и Платона содержат значительно больше материалистических элементов. Аристотель исходит из существования окружающего мира. Определенную роль при формировании эстетических представлений сыграла и его в принципе материалистическая ориентация в области теории познания. 

 

    Заключение 

     Аристотель  особое внимание уделяет в своих трудах наиболее важным вопросам философии, ядром которой он считал антологию – "науку о сущем". Основу всякого бытия составляет, по Аристотелю, так называемая первая материя, которая является потенциальной предпосылкой всякого существования. Четыре элемента - огонь, воздух, вода, земля - лежат в основе реальных вещей. Конкретные вещи есть результат всевозможных комбинаций этих элементов. Они суть соединения материи и образа, формы. Форма, согласно Аристотелю, образует из потенциального (первой материи, четырех основных элементов) действительное реальное бытие. Таким образом, действительное бытие представляет единство материи и формы.

     Аристотель  различает шесть видов движения "возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена, изменение места". Согласно характеристике философа, движение есть реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает, собственно, переходом возможности в действительность, становясь практически универсальным свойством сущего. Шаг вперед по сравнению с предшествующей ему философией сделал Аристотель в понимании проблемы пространства и времени. Он видел тесную связь между конкретным бытием и временем, отмечал взаимосвязь времени и движения. Пространство философ также связывал с движением тел, однако понимал его как "особую" необходимую реальность, которая может проявляться в движении тел, существуя независимо от них.

     Аристотель  выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию  и три – неправильными: тиранию, олигархию и демократию.

     Значительное  место в философии Аристотеля занимают этические проблемы. Именно после его трудов по этике она  становится фактически самостоятельной  философской дисциплиной. Аристотель выстраивал уже социальную систему  моральных отношений и в общественных же отношениях искал основной принцип нравственности. В отдельном (изолированном от общества) индивиде не может проявиться нравственность, считал он, и только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение и целенаправленность, прежде всего, на достижение справедливости.

     Творчество  Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в  логическом смысле наиболее разработанной системой познания. Ряд современных специальных наук (этика, эстетика, логика и т. д.) имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. По своему характеру его творчество было выдающимся вкладом в развитие научных, в частности естественнонаучных, исследований. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны. Длительное время его определяли как Философа с большой буквы. 

 

    1. Практическое задание
 

     Приведите хотя бы три примера  того, как идеи Аристотеля реализуются в  наше время.

     Аристотель  был первым, кто создал логику вообще и, в частности: силлогистику, модальную логику; первым стал применять параметры (заменять конкретные термины на буквенные обозначения) и, следовательно, в явном виде указывать то, что сегодня называется логической формой; описал отношение между высказываниями, которое сегодня называется классическим логическим следованием.

     Основная  работа Аристотеля, посвященная силлогистике – "Первая аналитика". В ней  он описывает систему модальной  силлогистики с простыми общими терминами (так называемая, чистая позитивная модальная силлогистика). Теория силлогистических выводов с негативными и сингулярными (единичными) терминами была развита его учениками (в частности, Теофрастом и Эвдемом Родосским).

     Постепенно  под названием "аристотелевская  логика" сформировалось логическое учение, в котором (в силлогистической части) признавалось:

  • законы "логического квадрата";
  • аристотелевские правильные модусы (для четырех фигур);
  • законы силлогистического тождества;
  • законы обращения, превращения и противопоставления;
  • а с высказываниями, содержащими единичные термины в качестве субъекта, можно было работать как с общими высказываниями.

     Сейчас  эту силлогистическую теорию принято  называть "традиционная силлогистика".  

 

Список использованной литературы 

  1. Асмус В.Ф. "Античная философия": 3-е изд. – М.; Высш. школа, 1999 – 400 с.
  2. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю, Смирнов Ю.Б. "Философия". Ответственный редактор Борисова Е.М. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.; 2002 – 137 с.
  3. Губин В.Д. Ф "Философия" учеб. – М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 – 336 с.
  4. Лукашевич В.К. Белакурский В.М. Мамыкин И.П. и др. "Философия": 2-е изд. – Мн.: БГЭУ, 2002 – 431 с.
  5. Энциклопедия "История Философии" - Мн.: Интерпрессервис, Книжный дом, 2002 – 1376 с.

Информация о работе Философия Аристотеля