Философия Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 05:43, контрольная работа

Описание работы

Греческая философия вырастает на почве замкнутой в себе национальной культуры, она есть чистый продукт греческого духа. Она начинается с обособления потребности к познанию, вращается исключительно около свободного от побочных целей стремления к знанию и оканчивается в лице Аристотеля частью всеобщей теории науки (логикой), частью начертанием развившейся отсюда системы наук. Энергия этого чисто теоретического интереса угасает в последующее время и отчасти сохраняется только в скромных работах по отдельным положительным наукам. В философии же, напротив, выступает на первый план практический вопрос о житейской мудрости: знания не ищут больше ради знания, но – только, как средство для правильного строя жизни.

Содержание

I. Введение.

II. Жизнь Аристотеля величайшего ученика Платона и древней Академии.

III. Философия и учение Аристотеля.

1) Исходный пункт философии Аристотеля;

а) наука логика;

б) силлогистика Аристотеля;

в) система понятий у Аристотеля.

2) Аристотелевская метафизика.

3) Природа для Аристотеля;

а) астрономические представления Аристотеля;

б) психология Аристотеля;

б.1) животная душа;

б.2) учение об уме.

4) Практическая философия Аристотеля;

а) государство и государственное устройство;

б) поэтическая философия.

IV. Заключение.

Работа содержит 1 файл

аристотель.docx

— 35.85 Кб (Скачать)

  Поэтому вселенная  распадается на две существенно  обособленные системы: небо с  равномерными круговыми движениями  эфира и земля с изменчивыми  прямолинейными взаимно-противоположными  движениями элементов. Первое  – средоточие всего совершенного, соразмерного и неизменного, последняя  же – вместилище несовершенства  и вечно изменчивого разнообразия.

а) астрономические  представления Аристотеля.

  Астрономические  представления Аристотеля состоят  в следующем: вокруг неподвижного  земного шара концентрически  вращаются шарообразные сферы,  в которых укреплены луна, солнце, пять планет и, наконец, неподвижные  звезды. Принимая в соображение  постоянно одинаковое взаимное  положение этих звезд, Аристотель  предполагает для них только  одну общую сферу. Это небо  неподвижных звезд, помещающееся  на крайней периферии мира, приводится  в движение божеством, тогда  как прочие сферы получают  свое движение от собственных  духов. При этом Аристотель  следовал положениям Эвдоска  и его ученика Каллипса, приписывая, для объяснения уклонения планет  от правильного пути, каждой из  них множество сфер, зависящих  друг от друга, причем данная  планета всегда прикреплена к  низшей из этих сфер. При развитии  этой теории Аристотель насчитал  в общем 55сфер. Движению планет  он приписывал влияние на движение  элементов, а через это –  на все земное бывание. 

  Различие земных  элементов выводит Аристотель  прежде всего из противоположных  прямолинейных направлений движения. Огонь есть центробежный, а земля  центростремительный элемент; между  ними воздух составляет относительно  легкий, а вода – относительно  тяжелый элемент. Поэтому-то земля  имеет свое естественное место  в центре мира; далее по направлению  к небесной окружности расположены  – вода, воздух и огонь. 

б) психология Аристотеля.

  В психологии  Аристотеля следует различать  две части, которые, хотя и  соединены в одно целое, тем  не менее ясно обнаруживают  преобладающее влияние различных  точек зрения: это – общая теория  животной души, учение о психических  процессах, общих животному и  человеку, хотя у последнего они  и получают более широкое и  совершенное развитие, и учение  об уме, как о способности  отличающей человека.

  б.1) животная  душа.

  Животная душа  отличается от растительной, главным  образом, своей объединяющей концентрацией,  которой нет у последней. Главная  ее деятельность, по Аристотелю, состоит в ощущении, которое он  объясняет, через взаимодействие  воспринимаемого и воспринимающего,  причем это взаимодействие для  различных чувств обусловливается  различными посредствующими серединами. Самое первоначальное чувство,  присущее всем животным, есть  чувство осязания, которому Аристотель  подчиняет также и вкус; самое  же ценное чувство есть слух.

  Деятельность  отдельных чувств ограничивается  восприниманием качеств внешнего  мира, которые в виде возможности  свойственны им и присущи их (подобночастной) материи; соединение  же этих качеств в полные  восприятия и усвоение отношений  вещей, познаваемых при посредстве  различных чувств, т.е. их числа,  пространственных временных отношений,  их движений, все это производится  центральным чувственным органом,  общим чувством, которое находится  в сердце. В этом центральном  органе возникает наше знание  о нашей собственной деятельности; в нем же сохраняются эти  представления, как образы воображения  и по прекращении внешнего  возбуждения. Всякий образ воображения  становится воспоминанием, как  только в нем узнается отобраз  прежнего восприятия. Возникновение  представлений, удержанных в памяти, обусловлено той последовательностью,  которой они между собой связаны;  именно эта ассоциация идей  и делает возможным для человека  произвольное припоминание.

  Наряду с представлением  и его различными степенями  стоит вторая основная форма  деятельности животной души, а  именно желание. Причиной удовольствия  и желания всегда служит ощущение  приятного, и наоборот, ощущение  неприятного есть причина неудовольствия  и отвращения. Но желание, по  Аристотелю, чрез согревание и  охлаждение, которое физиологически  следует из живости чувства  удовольствия или неудовольствия, вызывает целесообразные движения  органов. 

  б.2) учение об  уме. 

  Все деятельности  животной души образуют в человеке  материю для развития свойственной  ему формы – разума. Последний,  являясь уже не формой тела, а скорее формой души, вполне  нематериален; он не смешивается  с телом, даже и как задаток;  но, как чистая форма, разум  прост, неизменяем и не подвержен  страданию. Разум не возникает  вместе с телом, как животные  функции души, он приходит извне,  как нечто высшее, Божественное, и поэтому только он один  и переживает смерть тела.

  Его основная  деятельность есть мышление, объектом  которого являются те высшие  принципы, в которых непосредственно  познаются первые основания всякого  бытия и знания. Разум бывает  так же и практическим.

  Но в человеческом  индивидууме разум не есть  чистая, а только развивающаяся  форма: поэтому-то и следует  в человеческом уме делать  различие между его способностью  и его действительностью, его  пассивной материей и активной  формой. Вследствие этого Аристотель, обозначая собственно ум, как  деятельный, противопоставляет ему,  как его еще долженствующий  осуществиться задаток, ум страдательный.  Этот задаток уже заключается  в теоретических функциях животной  души, однако только в том смысле, что у человека они могут  стать поводом для усмотрения  тех высших непосредственно известных  принципов. Отсюда постепенное  развитие разума заключается в том, что у человека, вследствие постоянных чувственных впечатлений, возникают общие представления, а эти последние путем индуктивного процесса становятся в конце концов поводом к тому, что на первоначальной tabula rasa страдательного разума появляются познания разума деятельного.

  Трудности учения  Аристотеля об уме заключаются  прежде всего в том, что «разум»,  согласно с обычным способом  выражения, рассматривается и  обсуждается, как особенность  человеческой «души», но при этом  определяется таким образом, что  он не может более подойти  под родовое понятие души, как  «энтелехии тела». 

  Разумное познание  подразделяется Аристотелем на  два вида: теоретический и практический. Первый, как мудрость, ведет к  знанию, второй, как практичность  – к искусству. Но и практический  разум сам по себе есть только  теоретическая деятельность, усмотрение  истинных принципов поступков;  и от свободного решения индивидуума  зависит, желает ли он им  следовать или нет. 

4) практическая философия  Аристотеля.

  На этих общих  теоретических основаниях зиждется  и практическая философия Аристотеля. Целью всякого человеческого  поступка является благо, осуществляемое  посредством деятельности; само  же оно есть всегда только  средство для достижения высшей  цели – блаженства, ради которого  именно желается и все остальное. 

  Свойство, при  помощи которого человек наисовершеннейшим  образом отправляет присущую  ему деятельность, есть добродетель.  Из ее применения вытекает, как  необходимое следствие совершенной  деятельности, - удовольствие.

  Но задача  разума двойная; с одной стороны,  она состоит в познании, с другой  – в управлении желаниями и  поступками посредством этого  самого познания. Сообразно с  этим, Аристотель различает дианоэтические  и этические добродетели, первые  суть высшие, в них раскрывается  разум, как чистая деятельность  формы; они доставляют самое  благородное и совершенное удовольствие; через них человек получает  доступное для него участие  в божественном блаженстве.

  Этические же  добродетели имеют свое начало  в воле. Этическая добродетель  есть то постоянное свойство  воли, благодаря которому практический  разум господствует над желаниями.  Для выработки ее, кроме задатков  к ней и разумного усмотрения, нужно и упражнение, причем направление  воли должно утвердиться посредством  привычки.

  Укрощение страстей  разумом состоит только в том,  что между крайностями, к которым  стремятся необузданные страсти,  выбирается правильная середина.

  Из этого принципа  с тонким знанием жизни и  людей выводит Аристотель отдельные  этические добродетели в восходящем  порядке. При этом чисто греческим  принципом является ценность  правильной меры.

а) государство и  государственное устройство.

  Человек, как  существо, уже от природы предназначенное  для социальной жизни, может  развить свою «совершенную деятельность»  только в общежитии. Естественная  первоначальная форма этого общежития  есть семья, наиболее совершенная  – государство. 

  Государственное  устройство есть такой порядок,  в котором господство исходит  от власти, законно установленной.  Поэтому ценность государства  будет зависеть от того, имеет  ли в виду господствующая власть  общую государственную цель, или  нет. Но т.к. господство может  принадлежать одному, немногим или  множеству, то и существует  шесть основных форм действительного  государственного устройства, из  которых три суть правильные, а три ложные: монархия, аристократия, тимократия, деспотия, олигархия, демократия. Из правильных форм государственного  устройства Аристотель считает  монархию и аристократию, как  господство лучшего или лучших, наиболее совершенными, а между  ними монархия заслуживала бы  предпочтения, если бы можно было  надеяться, что когда-нибудь она  может соответствовать своему  определению, как господство одного  человека, превосходящего добродетелью  всех остальных людей; в действительности  же аристократия представляет  большие гарантии. Из форм ложных  господство массы является наиболее  сносной, а тирания наиболее  гнусной формой правления. 

  Лучшее государство,  по Аристотелю, должно было иметь  основную форму народного господства, но при этом управление общественными  делами должно было бы быть  вручено, по образцу аристократии, наиболее способным лицам. Это  было бы государство мира, а  не войны, и его главная задача  состояла бы в правильном воспитании  всех граждан, которые должны  были бы сделаться годными  не только к практической деятельности, но быть также восприимчивыми  к прекрасному и наконец способными  к высшему наслаждению – познанию.

б) поэтическая философия.

  К практической  философии у Аристотеля присоединяется  и поэтическая, т.е. наука о  творческой деятельности человека. Но она в сохранившихся научных  сочинениях, разработана в «Поэтике»  только по отношению к изящным  искусствам и в особенности  к поэзии.

  Всякое искусство,  по Аристотелю, есть подражание; поэтому различные искусства  отличаются друг от друга частью  по средствам, частью по предметам  подражания. Средства поэзии суть: речь, ритм и гармония; предметы  ее – люди и их поступки. Трагедия (анализ которой и составляет, главным образом, дошедший до  нас отрывок Поэтики) изображает  нам в прекрасных речах какое-нибудь  значительное и законченное деяние  в непосредственном исполнении  различных действующих лиц. 

  Цель же искусства  возбудить аффекты человека до  такой степени, чтобы он, именно  благодаря этому возбуждению  и возвышению, освобождался от  их власти и очищался. А это  возможно только потому. Что искусство  изображает не эмпирическую действительность, а лишь то, что могло бы быть  возможным само по себе, а также  и потому, что оно возводит  конкретное в общее.  

                                                  IV.        Заключение.

  Итак, Аристотель  прожил славную и многотрудную  жизнь. Задачей его философии  было ничто иное, как самосознание  эллинской культуры. Он был величайшим  учеником Платона и знаменитым  учителем Александра Македонского.

  Однажды некоего  иезуитского профессора XVIII века  пригласили посмотреть в телескоп  и убедиться, что на Солнце  есть пятна, он ответил астроному  Кирхеру: «Бесполезно, сын мой.  Я два раза читал Аристотеля от начала до конца, и я не обнаружил у него никакого намека на пятна на Солнце. А, следовательно, таких пятен нет».

Информация о работе Философия Аристотеля