Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:08, реферат
Аристотель родился в г. Стагире во Фракии в 384 году до н. э. Его отец был придворным врачом македонского царя. Семнадцати лет Аристотель уезжает в Афины, поступает в платоновскую Академию, становится учеником Платона. В Академии пробыл двадцать лет (после ее окончания преподавал в ней). Смерть Платона заставила его покинуть Афины. Аристотель поселяется в Малой Азии. Живет некоторое время на о. Лесбосе. Принимает приглашение македонского царя и переезжает в Пеллу (столицу Македонии), где преподает в течение трех лет философские и политические науки юному Александру - будущему великому полководцу.
Содержание
1. Жизнь и основные сочинения Аристотеля
2. Логика и метафизика (первая философия). Учение о бытии
3. Историческое значение философии Аристотеля
Список литературы
Социально-политические взгляды Аристотеля тесно переплетаются с его взглядами на мораль. По его мнению, государство которое он не отделял от общества, должно требовать от члена общества добродетельного поведения, без чего невозможна жизнь последнего. Добродетели у Аристотеля разделяются на этические, основанные на привычке и обычае, и дианоэтические - разумные, основанные на рассуждении. Этические добродетели деятельны, дианоэтические - созерцательны, хотя и связаны с поведением. Поэтому этику Аристотель называл практической философией: Добродетельный член общества стремится избегать чрезмерностей во всех отношениях, так как нравственность состоит в соблюдении определенной меры.
Среди добродетелей Аристотель особо выделяет справедливость. Для него справедливость бывает двух видов - уравнительная и распределительная. Первый вид справедливости относится к благам отдельных лиц и имеет отношение к обмену в соответствии с количеством и качеством труда. Второй вид имеет дело общими благами и направлен на разделение благ в соответствии с достоинствами граждан.
Аристотелю принадлежит значительный вклад в античную эстетику. Для него искусство имело познавательное значение, и в нем он резко расходился с Платоном, который разделял и противопоставлял искусство и познание. Искусство, как считает Аристотель, воспроизводит действительность, используя при этом возможности творчества. Высшим видом искусства для Аристотеля выступала трагедия, которая путем катарсиса очищает человека и облагораживает его чувства.
После Аристотеля его философские идеи в течение следующего периода античной философии продолжили разрабатывать многочисленные его ученики. Параллельно с аристотелизмом (перипатетической школой) развертывали свою деятельность сократическая школа и представители неоплатонизма. Значительное место в истории философии этого периода занимали, как уже отмечалось, школы эпикуреизма, стоицизма и скептицизма. И хотя после распада империи Александра Македонского Греция была завоевана Римом, древнегреческая культура, в том числе философия, стала глубоко проникать в римскую культуру, "завоевывая" ее, создавая во многом общую культуру.
Имеются основания говорить об эллинистическо-римской философии как относительно единой философии, охватывающей значительный по времени период -- с конца IV до н. э. и до VI в. н. э. Виднейшими философами того времени были Эпикур, Лукреций, Сенека, Эпиктет, Плотин, Порфирий, Секст Эмпирик и др. Оценивая в целом историю античной философии, А. С. Богомолов писал: "Учения древних философов - милетцев и пифагорейцев, Гераклита и элеатов, атомистов и Платона, Аристотеля и стоиков, скептиков и неоплатоников - вошли в золотой фонд европейской и мировой культуры как памятники своего времени и как предвосхищения будущего... Развиваясь и видоизменяясь соответственно времени, учения древних философов воспринимаются в последующем философском движении, "переключаясь" на решение новых, еще неведомых самим древним задач. На каждом шагу освоения философии в ее историческом развитии мы обнаруживаем античные влияния...".
Таким образом, историческое значение философии Аристотеля в различных областях жизни огромно. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре - с ее начала вплоть до IV пека до н.э. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.
Список литературы
1. Адо П. Что такое античная философия. - М., 1999
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М., 2004
3. Антология мировой философии: Античность. - М., 2001
4. Аристотель. Политика. Никомахова этика // Философская антропология. Ч. I. - Йошкар-Ола, 1993
5. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976. Т. 1
6. Асмус В. Ф. Античная философия. 3-е изд. М., 2001
7. История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. - СПб., 2003
8. Канке В.А.
Философия. Исторический и
9. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. - 2-изд. М.: Гардарики, 2008
10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991