Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:50, реферат
Арабская философия – это традиция философской рефлексии, возникшая и получившая развитие в эпоху господства исламского мировоззрения в условиях преимущественно арабоязычной цивилизации. В наши дни она претерпела значительную трансформацию в силу новых исторических условий и под влиянием западной цивилизации и философии. Термин «арабская философия» – не единственный, который употребляется в этом значении. Философы и историки философии говорят также об «исламской философии», «арабо-мусульманской философии», «философии Арабского Востока» и т.п. В любом случае эти словосочетания можно рассматривать лишь как таксономические ярлыки, маркирующие определенный историко-культурный феномен. Трудно говорить об однозначно выраженных предпочтениях, и все же в арабских странах и европейском востоковедении скорее ведут речь об «арабской философии», а в американской науке и исламском мире за пределами собственно арабских стран предпочитают термин «исламская философия». Вместе с тем ни о какой однозначности определения говорить не приходится. Для развития этой традиции немалое значение имело усвоение античного наследия, а в этом процессе существенная роль принадлежала и неарабам, и арабам-немусульманам. Точно так же арабскую философию невозможно представить без того вклада, который внесли в нее неарабские мусульманские народы, равно как и без культурного наследия доисламских времен. Термин «арабская философия» поэтому указывает на языковую (примерно так же говорят о средневековой «латинской философии» Запада), но не этническую характеристику этого феномена.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА»
БИЗНЕС
– КОЛЛЕДЖ
РЕФЕРАТ
по
дисциплине
«ФИЛОСОФИЯ»
на
тему:
«ФИЛОСОФИЯ
АРАБСКОГО МИРА»
Выполнила: Студентка 2-го курса
Абдулгамидова З.Д.
Проверил: Магомедов
М.Г.
Махачкала
2010г.
ФИЛОСОФИЯ АРАБСКОГО МИРА
Арабская
философия – это традиция философской
рефлексии, возникшая и получившая развитие
в эпоху господства исламского мировоззрения
в условиях преимущественно арабоязычной
цивилизации. В наши дни она претерпела
значительную трансформацию в силу новых
исторических условий и под влиянием западной
цивилизации и философии. Термин «арабская
философия» – не единственный, который
употребляется в этом значении. Философы
и историки философии говорят также об
«исламской философии», «арабо-мусульманской
философии», «философии Арабского Востока»
и т.п. В любом случае эти словосочетания
можно рассматривать лишь как таксономические
ярлыки, маркирующие определенный историко-культурный
феномен. Трудно говорить об однозначно
выраженных предпочтениях, и все же в арабских
странах и европейском востоковедении
скорее ведут речь об «арабской философии»,
а в американской науке и исламском мире
за пределами собственно арабских стран
предпочитают термин «исламская философия».
Вместе с тем ни о какой однозначности
определения говорить не приходится. Для
развития этой традиции немалое значение
имело усвоение античного наследия, а
в этом процессе существенная роль принадлежала
и неарабам, и арабам-немусульманам. Точно
так же арабскую философию невозможно
представить без того вклада, который
внесли в нее неарабские мусульманские
народы, равно как и без культурного наследия
доисламских времен. Термин «арабская
философия» поэтому указывает на языковую
(примерно так же говорят о средневековой
«латинской философии» Запада), но не этническую
характеристику этого феномена.
Место арабской философии в ряду мировых философских традиций
Место арабской философии в
ряду мировых философских
Другой
фактор внешнего порядка – влияние
арабской философии на средневековую
еврейскую мысль. Это касается и
самого возникновения последней: первый
оригинальный еврейский философ
средневековья, Саадия Гаон (882–942), был
учеником мутазилитов, и влияние
мутазилизма на его построения прослеживается
достаточно отчетливо. Средневековая
еврейская философия
При безусловной важности внешних факторов значение классической арабской философии следует полагать все же преимущественно в факторах внутреннего порядка. Арабская философия продемонстрировала не сводимый к опыту других традиций подход к максимально обобщенному и абстрактному представлению в мысли внешнего для нее универсума. Эта несводимость обусловлена особым характером принятой здесь процедуры обобщения. Общее мыслится как то, что, вовсе не присутствуя в различном как таковое, позволяет тем не менее приравнять различное. Общее здесь – то, в чем различное находит свою эквивалентность, но что не может быть обнаружено в самом различающемся, если оно рассматривается как таковое, вне зависимости от обобщающей процедуры. Поэтому обобщение – это не абстрагирование от различающегося в пользу инвариантного, а перевод различающегося в то, что будет считаться равно обосновывающим различающееся и вместе с тем отличным от него. При таком понимании обобщения смысловое наполнение частного не совпадает (частично) со смысловым наполнением общего, но полагается как бы вне его. Именно поэтому при переходе от частного к общему требуется операция перевода, а не просто отвлечения: общее как смысл не присутствует в частном, оно должно быть создано. Общее здесь, таким образом, – то, что обосновывает эквивалентность частного, не совпадая с ним по наличию общего признака: такое общее возникает как будто заново при попытке обнаружить совпадение различающегося частного.
Если
понимание сути общего как понятия,
стоящего в определенном отношении
к своему частному, и сути обобщения
как процедуры его нахождения
составляет в весьма определенном смысле
стержень философского мышления, то понятно,
что такое существенное отличие,
характеризующее классическую арабскую
философскую традицию, не могло не
наложить свой отпечаток если не на
все ее детали, то во всяком случае на
существенные черты учений, созданных
в ее русле. Это проявляется на
разных срезах историко-философского
анализа и касается понимания
таких важнейших
Соотношение с религией.
Философия
в классической арабо-мусульманской
культуре имела больший простор
для своего развития, нежели в сопоставимый
период в условиях западного Средневековья.
Это объясняется прежде всего
тем фактом, что ислам не знает
церковной организации, а следовательно,
и утвержденной общеобязательной догматики.
Отсутствие идеологического и