Философия античности: основные проблемы и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:40, реферат

Описание работы

В лице философии мы сталкиваемся с почти трехтысячелетней культурной традицией. Двадцать шесть веков работы человеческой мысли создали феномен, который ныне называют европейской философией. Философское мышление, как и всякий подлинный духовный опыт, всегда современно. Поэтому многовековая история философии – не просто о прошлых временах. Это вечноживое достоинство мысли, поныне актуальный и поучительный для нас урок духовного самоопределения. История философии – незаменимая школа выучки разума. Ее не может миновать никто, желающий развить свою способность понимания и мышления.

Работа содержит 1 файл

Философия 2 работа.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

      Пифагорейский союз, однако, представлял собой  нечто большее, чем философскую  школу. Это была религиозная община, проникнутая благоговением к  своему пророку и беспрекословно повинующаяся ему; и вместе с тем  – объединение социальных реформаторов, стремившихся улучшить уклад человеческой жизни и позднее ставших коллегией правителей в созданном ими обществе. Примечательно, что среди членов Пифагорейского союза были женщины, чего мы не наблюдаем в других философских школах. Это еще раз подчеркивает более широкий смысл союза, чем круг людей, объединенных философскими занятиями. Многогранность и глубина сплоченности членов Пифагорейского союза не случайны. Они прямо вытекают из особенностей Пифагорова учения, о которых будет сказано ниже. 
 

ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ. ТОРЖЕСТВО И КРАХ ПИФАГОРЕЙСКОГО СОЮЗА

      Благодаря советам Пифагора жители Кротона  смогли одержать победу над своим  давним противником, богатым соседним городом Сибарис, который был  захвачен кротонцами и до основания разрушен. После этого события уважение граждан Кротона к Пифагору столь возросло, что они вручили ему и его приверженцам власть над городом. Вскоре правление Пифагорейского союза было установлено и в некоторых других южно-италийских городах, и даже в Сицилии. Правила каждым городом община пифагорейцев, устанавливавшая строй жизни города и граждан согласно учению Пифагора. По-видимому, в переустройстве общественной жизни, предлагавшемся Пифагором, было немало привлекательного. Иначе трудно объяснить распространение власти Пифагорейского союза на ряд городов.

      Однако  в дальнейшем система правления  замкнутой коллегией неподотчетных  гражданам лиц стала, вероятно, тяготить жителей. Легко представить, что  новые правители вольно или невольно ущемили чьи-то интересы, в каком-то случае злоупотребили своим положением, словом, стали вызывать недовольство своей властью. Это недовольство росло и привело в конце концов к открытому восстанию против пифагорейцев. Расправа с последними в некоторых случаях была крайне жестокой. В Кротоне возмущенные граждане окружили дом, где происходило собрание пифагорейской общины и сожгли его вместе со всеми находившимися в нем людьми. Так трагически закончилась предпринятая пифагорейцами попытка переустройства общества. Ко времени этих событий Пифагора, по-видимому, уже не было в живых. Хотя сообщали и о том, что он пережил крах власти Союза и умер спустя несколько лет в маленьком италийском городке; другие утверждали, что он погиб вместе с прочими пифагорейцами в Кротоне.

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ

      Так или иначе, но после свершившейся трагедии и гибели многих пифагорейцев, традиция пифагореизма не прервалась. Пифагорейский союз продолжал существовать, но в преобразованном виде. Он отказался  от претензий на переустройство общества, перестал быть замкнутым сообществом и открыто излагал свое учение, становясь по способу своего существования все более похожим на прочие философские школы. Пифагорейской традиции была суждена долгая жизнь. Она оказала ощутимое влияние на Платона и еще большее – на платоновскую Академию, в стенах которой пифагореизм господствовал почти столетие. А в конце  I в. до Р.Х. исчезнувшая было пифагорейская традиция возрождается в виде неопифагореизма, который, в свою очередь, повлиял на многие течения позднеантичной мысли.

СИНКРЕТИЧЕСКИЙ  ХАРАКТЕР УЧЕНИЯ ПИФАГОРА

      Что же заключало в себе учение Пифагора, вызвавшее к жизни столь драматические  события и сохранявшее свое духовное влияние на протяжении почти тысячи лет? Самосского мыслителя мало назвать  философом. В равной мере он был пророком новых религиозных верований, и именно религия образует духовный центр пифагореизма. Не меньше оснований видеть в нем пытливого исследователя и великого математика, имя которого мы  впервые узнаем из школьного учебника геометрии. Заслужил Пифагор и славу социального реформатора, пытавшегося основать общественный порядок на новых началах. И, конечно, "Сам" (как почтительно именовали Пифагора ученики) был великим мистиком, вдохновенным теоретиком музыки, целителем, а также – в чем не сомневались многие его почитатели – чудотворцем.

      Все эти занятия и дарования, столь  разнообразные и на первый взгляд трудно сочетаемые, соединялись в  жизни и учении Пифагора столь  тесно и естественно, что даже трудно говорить о разносторонности великого эллинского мыслителя. Неточно представлять, будто благодаря своей многогранной талантливости Пифагор преуспел во многих сферах деятельности. Это слишком внешний взгляд. В действительности, занимаясь музыкой, математикой, познанием Бога, наставлением в добродетели, переустройством общества, Пифагор делал одно и единственное свое дело. Весь его дух был поглощен поиском мировой Гармонии и следованию ей во всем. Поэтому учение Пифагора представляет собой единое неразрывное целое, в котором одну часть (например, так называемые "научные достижения") невозможно отделить от другой (скажем, от правил добродетельной жизни или от сокровенного знания о Боге).

      Такая слитность элементов целого в  единое, неразделимое внутри себя содержание, обозначается понятием "синкретизм" (от греческого "синкретис" – соединение). Синкретичность пифагореизма крайне затрудняет выделение собственно философского содержания учения Пифагора, делая это выделение весьма искусственной операцией, противоречащей самой сути учения. Тем не менее, мы вынуждены к ней прибегнуть, поскольку таковы требования нашего предмета, и будем лишь помнить об условности и вынужденной односторонности последующего изложения.

      И еще одно замечание. В немалой  степени синкретичность составляет не индивидуальную особенность творчества Пифагора, а общую черту большинства досократиков. При рассмотрении каждого из них мы сосредоточиваемся на вкладе в развитие философской мысли, отделяя последнюю от научных исследований, технических изобретений, государственной деятельности и художественного творчества. То есть совершаем разделение, привычное для нас, но практически не свойственное культуре того времени. Философ в собственном смысле слова – лишь одна из ипостасей почти любого из досократиков.

ПРОБЛЕМА  СОДЕРЖАНИЯ ПИФАГОРОВА УЧЕНИЯ

      Трудность реконструкции пифагореизма заключается также в том, что учение Пифагора тщательно охранялось от посторонних и было доступно только посвященным. Такое учение принято называть "закрытым", или "эзотерическим". Этой чертой пифагореизм разительно отличается от других философских учений античности, изучение которых было доступно каждому и которые строились именно в расчете на восприятие обычным человеческим разумом. Пифагор, по-видимому, учил только устно и не оставил письменных сочинений. Поэтому его учение было известно лишь замкнутому кругу слушавших Пифагора учеников. Те тщательно оберегали от посторонних сокровенное знание, сообщенное учителем. Только после краха власти Пифагорейского союза положение меняется: выдающийся последователь Пифагора Филолай делает содержание пифагореизма публичным достоянием. Но что в учении, изложенном Филолаем, принадлежит самому Пифагору, что его ученикам, а что самому Филолаю – сказать трудно. Поэтому принято говорить об общем содержании пифагорейского учения, не отделяя в нем мысль Пифагора от вклада его ближайших последователей.

Информация о работе Философия античности: основные проблемы и особенности