Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 16:26, доклад
В работе рассматриваеться жизнь и работы Зенон Элейский.
Философ
Зенон Элейский.
Зенон из Элеи (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.), древнегреческий философ, политический деятель, ученик Парменида.
Развивал
учение Парменида о едином, отрицая
познаваемость чувственного
Знаменит своими апориями (парадоксами), доказывающими невозможность движения, пространства и множества. Работы Зенона дошли до нас в изложении Аристотеля и комментариев к нему Симпликия.
До нас дошли четыре доказательства невозможности движения, получившие названия 'Дихотомия', 'Ахилл', 'Стрела' и 'Стадий'. Неизвестно, было ли их только четыре и в книге Зенона или же Аристотель, которому мы обязаны отчетливыми их формулировками, выбрал те, которые показались ему самыми трудными.
Дихотомия. В первом парадоксе утверждается, что, прежде чем движущийся объект сможет преодолеть определенное расстояние, он должен пройти половину этого пути, затем половину оставшегося пути и т.д. до бесконечности. Поскольку при повторных делениях данного расстояния пополам всякий отрезок остается конечным, а число таких отрезков бесконечно, данный путь невозможно пройти за конечное время. Более того, этот довод действителен для любого, сколь угодно малого расстояния, и для любой, сколь угодно большой скорости. Следовательно, невозможно какое бы то ни было движение. Бегун не в состоянии даже тронуться с места. Симплиций, который подробно комментирует этот парадокс, указывает, что здесь за конечное время необходимо совершить бесконечное число касаний: 'Тот, кто чего-либо касается, как бы считает, однако бесконечное множество невозможно сосчитать или перебрать'.
Aристотель
усматривал в 'дихотомии' скорее заблуждение,
нежели парадокс, полагая, что его значимость
сводится на нет 'ложной посылкой.., будто
невозможно пройти или коснуться бесконечного
числа точек за конечный период времени'.
Также и Фемистий полагает, что 'Зенон
либо в самом деле не знает, либо делает
вид, когда полагает, что ему удалось покончить
с движением, сказав, что невозможно движущемуся
телу за конечный период времени пройти
бесконечное число положений'. Аристотель
считает точки лишь потенциальным, а не
действительным бытием, временной или
пространственный континуум 'в реальности
не делится до бесконечности', поскольку
не такова его природа.
Ахилл. Во втором
парадоксе движения рассматривается состязание
в беге между Ахиллом и черепахой, которой
при старте дается фора. Парадокс заключается
в том, что Ахилл никогда не догонит черепаху,
поскольку сперва он должен добежать до
того места, откуда начинает двигаться
черепаха, а за это время она доберется
до следующей точки и т.д., словом, черепаха
всегда будет впереди. Разумеется, это
рассуждение напоминает дихотомию с той
только разницей, что здесь бесконечное
деление идет сообразно прогрессии, а
не регрессии. В 'Дихотомии' доказывалось,
что бегун не может пуститься в путь, потому
что он не может покинуть того места, в
котором находится, в 'Ахилле' доказывается,
что даже если бегуну удастся тронуться
с места, он никуда не прибежит. Аристотель
возражает, что бег - это не прерывный процесс,
как толкует его Зенон, а непрерывный,
однако этот ответ возвращает нас к вопросу,
каково отношение дискретных положений
Ахилла и черепахи к непрерывному целому?
Стрела. Согласно Аристотелю, в третьем парадоксе - о летящей стреле - Зенон утверждает: любая вещь либо движется, либо стоит на месте. Однако ничто не может пребывать в движении, занимая пространство, которое равно ему по протяженности. В определенный момент движущееся тело (в данном случае стрела) постоянно находится на одном месте. Следовательно, летящая стрела не движется. Симплиций формулирует парадокс в сжатой форме: 'Летящий предмет всегда занимает пространство, равное себе, но то, что всегда занимает равное себе пространство, не движется
Аристотель
с наскока отмел парадокс 'стрела', утверждая,
что время не состоит из неделимых моментов.
'Ошибочен ход рассуждений Зенона, когда
он утверждает, что если все, занимающее
равное себе место, находится в покое,
и то, что находится в движении, всегда
занимает в любой момент такое место, то
летящая стрела окажется неподвижной'.
Трудность устраняется, если вместе с
Зеноном подчеркнуть, что в каждый данный
момент времени летящая стрела находится
там, где она находится, все равно как если
бы она покоилась. Динамика не нуждается
в понятии 'состояния движения' в аристотелевском
смысле, как реализации потенции, однако
это не обязательно должно приводить к
сделанному Зеноном выводу, что раз такой
вещи, как 'состояние движения', не существует,
не существует и самого движения, стрела
неизбежно находится в покое.
Стадий. Больше
всего споров вызывает последний парадокс,
известный под названием 'стадий', и он
же труднее прочих поддается изложению.
Тот его вид, в котором он дан Аристотелем
и Симплицием, отличается фрагментарностью,
и соответствующие тексты считаются не
вполне надежными. Возможная реконструкция
данного рассуждения имеет следующий
вид. Пусть А1, А2, А3 и А4 - неподвижные тела
равного размера, а В1, В2, В3 и В4 - тела, имеющие
такой же размер, что и А, которые единообразно
движутся вправо так, что каждое В минует
каждое А за одно мгновение, считая мгновение
наименьшим возможным промежутком времени.
Пусть С1, С2, С3 и С4 - тела также равного
А и В размера, которые единообразно движутся
относительно А влево так, что каждое С
проходит мимо каждого А тоже за мгновение.
Предположим, что в определенный момент
времени эти тела находятся в следующем
положении друг относительно друга:
Тогда через
два мгновения позиция станет
следующей:
Отсюда очевидно,
что С1 миновало все четыре тела В.
Время, которое потребовалось С1
для прохождения одного из тел В,
можно принять за единицу времени. В таком
случае на все передвижение потребовалось
четыре такие единицы. Однако предполагалось,
что два момента, которые прошли за это
передвижение, являются минимальными
и потому неделимыми. Из этого с необходимостью
следует, что две неделимые единицы равны
четырем неделимым единицам.
Согласно некоторым толкованиям 'стадия', Аристотель полагал, что Зенон совершил здесь элементарную ошибку, предположив, что телу требуется одно и то же время на прохождение мимо подвижного тела и тела неподвижного
Критику аргументов Зенона с позиций идеалистической диалектики дал Гегель. Апории Зенона явились важнейшим этапом на пути развития античной диалектики. Они оказали существенное влияние и на развитие философии в новое время, в частности на философское обоснование математики.