Ф.Фукуяма. Конец истории и последний человек

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:15, реферат

Описание работы

Проблема «конца света», поднятая социологом, философом и политологом Ф. Фукуямой, всегда будет носить актуальный характер. Конец истории – это своеобразное выражение конца определенной фазы в ее развитии, преддверие ее другой ступени или, конкретнее, - это конец одной исторической формы цивилизации и переход к другой.

Работа содержит 1 файл

Конец истории.Шкарбутко.doc

— 29.50 Кб (Скачать)

Шкарбутко Владислав Б-341 

Ф.Фукуяма. Конец истории  и последний человек

    Проблема  «конца света», поднятая социологом, философом и политологом Ф. Фукуямой, всегда будет носить актуальный характер. Конец истории – это своеобразное выражение конца определенной фазы в ее развитии, преддверие ее другой ступени или, конкретнее, - это конец одной исторической формы цивилизации и переход к другой. Проблема конца истории, ее постановка и активная разработка имеют глубокие социальные, жизненные корни. Они выражают стремление к углубленному пониманию истории, к решению важных мировоззренческих, социально-философских вопросов.

    В книге конец истории и последний  человек Фукуяма пытается ответить на вопросы: «Имеет ли история направление, и есть ли смысл думать, что может существовать универсальная эволюция в направлении либеральной демократии и действительно ли почти все общества развиваются в определенном направлении или их истории движутся по циклическим или просто случайным путям?».15 В качестве предполагаемого механизма направленных исторических изменений он выбирает естественные науки, так как благодаря научному знанию происходят различные исторические изменения, меняется форма производства, культура, образование и так далее.

    Фукуяма считает, что первым из способов, которым современная наука порождает изменения, это военное соревнование. Второй способ – это прогрессивное покорение природы с целью удовлетворения желаний человека, по-другому это называется экономическим развитием. Современная наука дает решающее военное преимущество тем обществам, которые могут разрабатывать, производить и внедрять технологии наиболее эффективно, и относительное превосходство растет вместе с ростом скорости технологических изменений. В итоге можно сделать вывод, что науки порождают направленность истории.

    Фукуяма убежден, что именно наука ведет  к капитализму в сфере экономики  и к либерализму в сфере  политике. Но есть такие страны, которые  прошли первые этапы индустриализации, стали экономическими развитыми, урбанизированными, обладающие сильными государственными структурами, но при этом не стали ни капиталистическими не демократическими. К ним относятся государства с центральным планированием экономики и коммунистическим режимом. Ярким примером такого государства может служить Советский Союз. Благодаря идеологической пропаганде среди малограмотного населения Советский Союз начал не только быстрыми темпами развиваться, но и распространять свою идеологию.

       Фукуяма видит в повороте социалистических стран к демократическим ценностям, к использованию рыночных механизмов в экономике, торжество либерально-демократических идей27. Он имеет все основания считать эту победу окончательной, и потому выдвигает лозунг о "конце истории". Тезис конца истории базируется на основных двух постулатах: идее окончательной победы либерализма над коммунизмом в идеологической борьбе и на представлении современного западного общества как некого демократического и эгалитарного идеала, который и достигнут благодаря либерализму.

Особенно, я хотел бы отметить идею Фукуямы: « Конец истории печален: борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо всего этого - экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворении изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории... Признавая неизбежность постисторического мира, я испытываю самые противоречивые чувства к цивилизации, созданной в Европе после 1945 года, с ее североатлантической и азиатской ветвями... Быть может, именно эта перспектива многовековой скуки вынудит историю взять еще один, новый старт?»

    Социолог  Френсис Фукуяма заставил меня посмотреть на некоторые вещи другими глазами. Действительно, одна идеология, так  или иначе, вытеснит все остальные, и мы превратимся в однонаправленное общество, заботящееся только о собственном экономическом процветании. Возможно это Фукуяма и называет концом истории.

    Ещё для меня стал открытием тот факт, что государство иногда специально не даёт образовываться населению, ведь необразованными людьми легче управлять, и это сводит к минимуму шанс попытки свергнуть власть. По-моему именно такую политику сейчас ведёт и наше правительство.

    Необычайно  широкий резонанс получила книга  «Конец истории и Последний человек» Ф. Фукуямы , так как он оказался первым, кто предложил солидную теорию для объяснения наступающей кончины коммунизма, и перехода к другой идеологии.


Информация о работе Ф.Фукуяма. Конец истории и последний человек