Фетишизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:01, реферат

Описание работы

Фетишизм - это культ неодушевлённых предметов – фетишей, наделённых, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Фетишем, объектом фетишизма, мог стать любой предмет, чем-либо поразивший воображение человека. Фетишизм был распространён у всех первобытных народов.

Работа содержит 1 файл

Фетишизм.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

     1. Фетишизм  - это культ неодушевлённых предметов – фетишей, наделённых, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Фетишем, объектом фетишизма, мог стать любой предмет, чем-либо поразивший воображение человека. Фетишизм был распространён у всех первобытных народов.

     Когда первые португальские мореплаватели  в XV в. высадились на побережье Африки (Золотого и Невольничьего берега), они столкнулись со сложным и незнакомым миром представлений темнокожих туземцев. Попытки обратить их в «истинную веру» не удались, поскольку местное население имело собственную веру, и португальцам поневоле пришлось заняться её изучением. Чем дальше продвигались они в глубь африканского континента, тем более поражались распространённому у местных племён обычаю поклоняться различным предметам (куски дерева, камешки, горшки с землей и кровью, когти, перья, зерна и т. п.), которым приписывались сверхъестественные свойства, они стали называть их фетишами. И в дальнейшем эта форма религии получила название фетишизм.

     Например, боги изображались в виде животных и неодушевленных предметов, в облике людей с головой того или иного животного, мужчинами или женщинами. Изображение богов в виде животных или неодушевленных фетишей, как и в виде мужчин и женщин, является отражением в искусстве соответствующих стадий религиозного мышления.

     Антропоморфные  изображения богов статичны, канонически  обусловлены и символичны, т. е., по существу, фигура одного бога или богини ничем не отличается от фигуры другого  бога или богини, различны лишь  присущие им инсигнии. К примеру, древнеегипетские божества изображались обычно в торжественных, культовых позах (как и христианские святые), никаких «вольностей» греческого типа не допускалось. В эпоху тотемизма и фетишизма народы мира, считали божеством то или иное животное, тот или иной фетиш, иначе говоря, наделяли сверхъестественными качествами конкретный одушевленный или неодушевленный предмет, т. е. нечто материальное.

     Перенесение человеческого сознания на природу  и на неодушевленные предметы закономерно на определенном этапе исторического развития общества, чаще всего в период общинно - родового строя. Человек видит в природе и в окружающих его предметах свой  аналог, обладающий присущими ему эмоциями и способностью мыслить.

       Все это достаточно хорошо известно научному, материалистическому религиоведению. С развитием производительных сил и производственных отношений, с изменением мировосприятия и подъемом мышления на более высокую ступень появляются представления о силах,  находящихся вне объектов почитания, но как-то с ними связанных. Так возникают боги. Божество невидимо и неосязаемо, но в такой же мере реально, как и материальное изображение божества. Для того, чтобы из материального объекта сотворить фетиш, первобытный человек должен, иметь основание думать, что данный объект отличается чем-нибудь особенным от других, ему подобных. Если тот или другой объект имеет не совсем обыкновенную форму или найден при какой-нибудь необыкновенной обстановке, если присутствие его случайно сопровождается каким-нибудь экстраординарным обстоятельством - удачей или, наоборот, несчастьем.  

     2. Существуют фетиши, которые не обладают ни самостоятельным, ни вселившимся духом, а получают силу лишь вследствие близости их или отношения к тому или другому божеству или священному предмету и приобретаемого таким образом табу. Вещь, взятая из храма, гробницы шамана, местопребывания какого-нибудь божества и т.п. мест, в силу своего табу, может стать могучим средством против врага или божеством-хранителем. К фетишизму очень близко примыкает идолопоклонство: идол (предмет из дерева, глины и иных материалов и различного рода амулеты, талисманы) отличается от фетиша только тем, что он представляет собою материальный объект, которому дана та или другая животная или человеческая форма. Раз имеется на лицо материальное изображение, оно, по воззрению анимиста, обязательно либо обладает собственной, самостоятельной душой, либо может стать обителью того или другого духа (смотря по форме идола), по тем или другим соображениям решившегося поселиться в нем. Психология идолопоклонства - та же, что у фетишизма: вера, что в идоле есть могущественная душа или что в него вселился дух божества, который, в награду за хороший уход или за красивую форму, ему данную, оказывает помощь человеку.

     Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта, например камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетишем мог быть даже какой-нибудь рисунок, татуировка на теле, также - любой другой предмет.

     До  наших дней дошло множество фетишей  в форме амулетов-оберегов. Амулетом служил предмет, которому приписывали  магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был всячески оберегать своего владельца от бед и неприятностей. Способность отвращать от беды приписывалась и талисманам (от лат – "посвящение"). Но амулет носили открыто, обычно на шее, а талисман прятали от посторонних глаз.

     Яркой иллюстрацией фетиша, связанного с культом предков, являются алэлы енисейских кетов. Алэл представляет собой деревянную куклу с большой головой, с руками, ногами, глазами из бусин или пуговиц, одетую в традиционную кетскую одежду из сукна и оленьих шкур. Обычно куклы изображают старух, которые призваны помогать семье во всех её делах. Они охраняют дом, следят за детьми, за оленями и собаками. Алэлы переходят от родителей к детям. При перекочёвках их возят в специальном берестяном туеске. По понятиям кетов человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае членам семьи грозит гибель. 

     3. Фетишизм в Африке распространён в форме культа обожествляемых материальных предметов — от деревянных столиков, брусков, раковин, камней, деревьев, скал до предметов традиционного африканского искусства (статуи и статуэтки людей и животных, различные украшения, маски, барабаны), всевозможных талисманов и амулетов (предметов, защищающих от болезней, несчастий и приносящих удачу). Фетишистские представления часто переплетались с анимистическими, и поэтому бывает трудно отделить одни от других.

     Выделяют  также семейные и родовые фетиши, появившиеся на заре человеческой истории. Такими фетишами были, например, каменные топоры, почитавшиеся в глубокой древности как окаменевшие молнии божества воды и грома Фаро у народа бамбара (Мали) и божества грома и молнии Шанго у йоруба. У бамилеке (Камерун) можно перечислить около 20 общеплеменных фетишей, в том числе священные камни, барабаны и гонги, табуретки и троны предков, глиняные трубки, слоновьи бивни, шкуры леопардов, кожи питонов и т.д.

     В средневековом государстве Лунда (существовало на стыке территорий современных Анголы, Замбии и Заира) наибольшее распространение получили деревянные изображения животных и людей. Общенародные фетиши почитались в Африке как высшие святыни и имелись, в частности, у ашанти (Гана) и баганда (Уганда). .

     К числу наиболее известных и значительных фетишей, призванных обеспечить контакты между земным и священным мирами, между живущими, с одной стороны, и духами и богами — с другой, относятся статуи, статуэтки, маски и тамтамы (барабаны). И сегодня они являются непременной принадлежностью многих ритуальных церемоний и обрядов. Статуи и статуэтки предназначены для воздействия на участников церемоний своей торжественной неподвижностью, маски же, наоборот, — своим динамизмом.

     Роль  барабанов не сводится к простому ритмическому сопровождению религиозных  шествий, танцев и песнопений. "Они, — пишет французский исследователь Верже, — считаются существами, наделёнными душой, личностью. Их освящают, время от времени в них вливают новую силу путем приношения даров и жертв... Если барабан во время церемонии опрокидывается, то церемонию сейчас же прерывают... У каждого барабана есть свой исполнитель, которому разрешается... играть на нём лишь после особого посвящения и длительного обучения.» 

     4. Поскольку поведение фетишей часто непредсказуемо, их побаивались и старались задобрить. Обладатель фетиша ублажал его, совершая определённые ритуалы и делая подношения. Если же приобретённый фетиш вообще не действовал, его возвращали изготовителю. Иногда провинившиеся фетиши даже наказывали.

     Интересен африканский обычай истязания фетишей, причём не только для наказания их, но и для побуждения к действию. Например, прося о чём-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращённые к нему просьбы и обязательно выполнит их.

     Фетишизм явился как бы завершающей стадией процесса формирования всего комплекса ранних религиозных представлений человека. В самом деле, анимизм с его одухотворением природы и предков и тотемизм с его культом тех же мертвых предков и тотемов означали, что в сознании первобытных людей появилось представление о существовании наряду с миром реальных вещей мира иллюзорного, сверхъестественного, причем в рамках этого второго мира при всей бесплотности его обитателей ум первобытного человека видел ту же бесспорную реальность, что и в первом. Практически это означало, что ответственность за действия и события, не обусловленные очевидными причинно-следственными связями и зависевшие от воли случая, первобытный коллектив возлагал на потусторонние силы сверхъестественного мира. Для общения с этим миром, привлечения его сил на свою сторону первобытные люди обращались к помощи магии, опора на которую сильно укрепила в их сознании сектор паралогического, магического мышления. Таким образом, в сознании первобытных людей в процессе становления родового общества выработался довольно четкий, стройный и обширный комплекс ранних религиозных представлений. Суть его сводилась к тому, что мир сверхъестественного с его свободной волей и магической силой является неотъемлемой и чуть ли не основной частью реального бытия человека. Именно силы этого мира регулируют законы природы и общества и поэтому должное уважение к ним - первейшая обязанность коллектива, если он хочет нормально существовать, быть обеспеченным пищей, находиться под чьей-то защитой. Можно вспомнить ораторов, которые часто клялись богами, уверяя толпу в своей правоте. Мифопоэтическое творчество всегда было тесно связано с духовной жизнью и религиозными представлениями людей. Это легко понять: коль скоро основой духовной жизни первобытного человека были его родство с тотемом, культ умерших предков, одухотворение мира или перенесение магической силы на идолы и амулеты, то неудивительно, что центральное место в мифологии занимали зооантропоморфные предки или обоготворенные герои, которым под силу любые чудеса. С именами, так называемых культурных героев в мифах, обычно ассоциировались важнейшие изобретения или нововведения, будь то добывание огня или установление форм семьи и брака, изготовление оружия и орудий труда или учреждение правил инициации.

Информация о работе Фетишизм