Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:47, реферат
Феофраст, как естествоиспытатель продолжал вслед за софистами и Аристотелем наблюдать личность как нечто объективное, как вещь. Подобно тому, как философы среди многообразия «текучих» вещей ищут какой-то неизменный принцип, так и Феофраст подмечает в человеке среди множества черт некую постоянную черту — «характер», по которой создается представление о человеческих переживаниях
Cамым знаменитым из дошедших до нас сочинений Феофраста, доставившим ему славу в веках, является его книжка «Характеры» (по-гречески Χαρακτήρες , «Этические характеры»).
Феофраст, как естествоиспытатель продолжал вслед за софистами и Аристотелем наблюдать личность как нечто объективное, как вещь. Подобно тому, как философы среди многообразия «текучих» вещей ищут какой-то неизменный принцип, так и Феофраст подмечает в человеке среди множества черт некую постоянную черту — «характер», по которой создается представление о человеческих переживаниях. Человеческая личность (индивидуум) в ее замкнутости и неповторимости не была у греков предметом научного исследования и целью поэтического изображения. C нашей же, современной, точки зрения «Характеры» Феофраста — это скорее типы, серия из тридцати зарисовок, в которых изображены типические носители какого-нибудь недостатка — льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник, сторонник олигархии и т. п. «Характер» рассматривается как нечто целостное, но статическое и показан только в своих внешних проявлениях, без психологического анализа. Такое понимание человеческого характера далеко от наших современных представлений. В основе представления о «характере» у Феофраста лежат этические (и физиогномические) предпосылки, понятия о добре и зле, добродетели и пороке. Перенеся в заглавие своей книги термин «характер» Феофраст придал ему этический смысл и подчеркнул его связь с с философией Аристотеля. Как и Аристотель Феофраст считал высшим принципом этики жизнь соответственно природе. Для него идеальной нормой являлась «созерцательная» жизнь ученого-философа, которую он и сам вел. Реальный же мир для него остается миром зла и всего «низменного», а «большинство людей — порочны», так как их свойства — это врожденные пороки. Изображение этого «низменного» реального мира в литературе дается в ироническом плане. Философ же должен прежде всего изучить пороки реального мира и поставить диагноз болезни. Феофраст, подобно естествоиспытателю, изучает человека (его свойства) как вещь, как чужое
«я». Он стремится для каждого единичного явления установить его «непреходящую» сущность, которая есть вместе с тем причина меняющихся состояний и человеческого поведения.
Человеческие свойства (пороки) Феофраст классифицирует и группирует по основному свойству (пороку), причем каждому свойству соответствует определенный носитель (тип), человеческий характер. Человек проявляется в своих повседневных поступках (в том, как он себя держит, как носит одежду, общается с другими людьми). Каждому душевному свойству соответствует свой «стандартный» поступок в жизни.
Предмет исследования Феофраста — частный, обыденный человек (мелкий афинский обыватель). «Характеры» (типы) Феофраста — лишенные индивидуальности носители отвлеченных душевных свойств (пороков), принадлежащие к низшим и средним слоям рабовладельческого общества. Это торговцы, ростовщики, завсегдатаи рынка, зажиточные крестьяне, представители старой земельной аристократии и демократы — сторонники утраченной политической свободы и прочее.
Каждый характер начинается с определения. В нем дается моральная оценка порока. Затем следует иллюстрация: данный характер помещается в различные жизненные ситуации. «То, что человек есть „брюзга" или „льстец", мыслится столь же наглядно и объективно, как его рост или форма его носа».
Феофраст изображает исключительные характеры, которые легко обрисовать, но умеет также различать в человеческой душе и более тонкие характерологические черты. Все изображенные Феофрастом характеры делятся на несколько категорий. Так, некоторые характеры (например, скупой, льстец, трус, вестовщик и др.) — так называемые вечные типы — отображают нечто непреходящее в человеческой натуре, а другие — нечто преходящее. Наряду с этими «политическими» характерами стоит несколько «специальных» типов — представителей горожан. В обрисовке некоторых характеров Феофраста заметно стремление к индивидуализации путем членения отдельных типов. Так, характеры скупца и болтуна даны не только в общих чертах, но расчленены на их разновидности.
Можно кратко обрисовать каждый из характеров:
«Ирония в широком смысле - это притворство, связанное с самоумалением в действиях и речах. Придя к своим недругам, он [ироник] готов болтать с ними, показывая вид, будто вовсе не питает к ним неприязни. С людьми обиженными и раздраженными разговаривает спокойно, а если кто настойчиво добивается встречи с ним, велит прийти позднее». Характер его не прямой, а исполненный коварства. Таких людей следует бояться пуще змей.
«Лесть можно определить как недостойное обхождение, выгодное льстецу. Стоит только спутнику открыть рот, как льстец велит всем остальным замолчать, и если тот поет, то расхваливает, а по окончании песни кричит: "Браво!"».Близким льстецу является угодливый.
«Пустословие - это пристрастие к докучливо длинным и необдуманным речам». «Нелегко переносить людей, которые не способны различать, когда ты свободен и когда тебе не досуг». Феофраст строго различает пустослова, болтуна и вестовщика.
«Деревенскую неотесанность можно, пожалуй, определить как невоспитанность, связанную с непристойностью. Напившись кикеона, он отправляется в народное собрание и заявляет, что мирра издает запах не лучше дикой мяты». Не всякая невоспитанность или необразованность есть неотесанность. Неотесанный имеет некоторые общие черты с бесстыдным, нечистоплотным, назойливым и бестактным.
«Угодливость, если определить ее точнее, - это неуклюжее стремление во что бы то ни стало вызвать чувство удовольствия. Приглашенный в третейские судьи, он старается угодить обеим сторонам, чтобы казаться беспристрастным».
«Отчаянность - это приверженность к постыдным деяниям и речам. Он легко приносит клятву, безразличен к дурной славе, за бранью не постоит». Отчаянный не знает стыда и неспособен здраво рассуждать.
«Болтливость - невоздержность в речи». Болтун – человек тщеславный и самодовольный, он напористее пустослова, назойлив, бестактен и надоедлив.
«Вестовщичество - это измышление ложных историй и известий, которым вестовщик хочет придать веру. У него всегда в запасе новости. Правда, источники, на которые он ссылается, передавая свои истории, таковы, что их, пожалуй, не сыщешь».
«Бессовестность - это пренебрежение доброй славой ради постыдной корысти». У Феофраста бессовестность соединяется с корыстолюбием.
«Крохоборство - это мелочное корыстолюбие. За обедом в складчину он считает, сколько кто выпил кубков, и реже всех сотрапезников совершает возлияния Артемиде».
«Бесстыдство нетрудно определить: это явное и непристойное озорство. Когда кто-нибудь возвращается из суда, проиграв большую тяжбу, бесстыдный подходит и поздравляет неудачника».
«Бестактность - это неумение выбрать подходящий момент, причиняющее неприятность людям, с которыми общаешься. Когда раба наказывают ударами бича, он стоит тут же и рассказывает кстати, как у него как-то один раб повесился после бичевания». В противоположность бесстыдному бестактный действует не по злому умыслу, но всегда не впопад и не вовремя.
«Суетливость - излишнее усердие в речах и действиях из добрых побуждений. В походе, подойдя к военачальнику, он осведомится, когда будет битва и какие приказания тот отдаст послезавтра». Суетливый обнаруживает «усердие не по разуму».
«Тупоумие - это душевная вялость, проявляющаяся в речах и поступках. При вести о кончине какого-нибудь приятеля и получив приглашение на похороны, он с печальным лицом и слезами восклицает: "В добрый час!"». Этот характер соединяет в себе также и черты рассеянности.
«Грубость - это резкость при обхождении, проявляющаяся в речах». Особый случай грубости – неуместное недовольство ворчуна.
«Суеверие - страх перед божественной силой». Суеверный прибегает к недостойным разумного человека действиям.
«Ворчливость - это недовольство некстати всем, что тебе предлагают».
«Недоверчивость - это какая-то склонность подозревать всех в нечестности».
«Нечистоплотность - это нерадение о своем теле, неприятное другим».
«Назойливость - это поведение неприятное, хотя и безвредное для других. За столом рассказывает, что прочистил себе желудок и вверх и на низ, выпив чемерицы, и что желчь в его испражнениях при этом была чернее похлебки, что стоит на столе». Назойливый – это бестактный невежа и грубый эгоист.
«Тщеславие
- низменное стремление к почету.
Когда приносит в жертву быка, то
уж непременно приколотит у себя перед
входной дверью бычий лоб с
рогами, обвитый огромным венком, чтобы
входящие видели, что он принес в
жертву быка». Этот ограниченный, напыщенный
человек смешон потому, что стремиться
возвыситься над своим
«Скаредность - это низменная боязнь расходов». Напоминает гоголевского Плюшкина.
«Бахвальство - это не что иное как притязание на достоинства, которых нет в действительности».
«Высокомерие - это какое-то презрение ко всем остальным людям, кроме себя. Отправляясь куда-нибудь, заранее посылает человека сообщить о своем прибытии».
«Трусость - это некая душевная слабость, выражающаяся в неспособности противостоять страху». Трус показан Феофрастом в различных ситуациях: на море, на поле битвы, перед сражением, после битвы.
«Приверженность к олигархии - это стремление к господству, тесно связанное с корыстью. Говорит о том, как он стыдится, когда рядом с ним в народном собрании усаживается какой-то жалкий и грязный нищий».
«Опсиматию уместно определить как усердие не по возрасту. Влюбленный в гетеру, выламывает двери дома прелестницы и затем, избитый счастливым соперником, подает в суд на обидчика».
«Злоязычие - это недоброжелательное расположение, проявляющееся в речах. И не счесть гадостей, которые он распространяет о приятелях и домашних, не щадя даже покойников! Злословие - это для него и свобода слова, и демократия, и независимость; и нет на свете ему большего удовольствия, чем это».
«Подлолюбие - это пристрастие к пороку. Он ищет общения с проигравшими гражданский процесс и ограниченными в гражданских правах по суду, думая при этом, что если он будет с ними якшаться, то приобретет больше опыта и внушит к себе больше страха». Подлолюбие – сестра подлости.