Феофраст. Характеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

Феофраст, как естествоиспытатель продолжал вслед за софистами и Аристотелем наблюдать личность как нечто объективное, как вещь. Подобно тому, как философы среди многообразия «текучих» вещей ищут какой-то неизменный принцип, так и Феофраст подмечает в человеке среди множества черт некую постоянную черту — «характер», по которой создается представление о человеческих переживаниях

Работа содержит 1 файл

Cамым знаменитым из дошедших до нас сочинений Феофраста.docx

— 24.52 Кб (Скачать)

     Cамым знаменитым из дошедших до нас сочинений Феофраста, доставившим ему славу в веках, является его книжка  «Характеры» (по-гречески Χαρακτήρες , «Этические характеры»).

     Феофраст, как естествоиспытатель  продолжал вслед за софистами и Аристотелем наблюдать личность как нечто объективное, как вещь. Подобно тому, как философы среди многообразия «текучих» вещей ищут какой-то  неизменный принцип, так и Феофраст подмечает в человеке среди множества черт некую постоянную черту — «характер», по которой создается представление о человеческих переживаниях. Человеческая личность (индивидуум) в ее  замкнутости и неповторимости не была у греков предметом научного исследования и целью поэтического изображения. C нашей же, современной,  точки зрения «Характеры»  Феофраста — это скорее типы, серия из тридцати зарисовок, в которых изображены типические носители  какого-нибудь недостатка — льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник, сторонник олигархии и т. п. «Характер» рассматривается как нечто целостное, но статическое и показан только в своих внешних проявлениях, без   психологического анализа.  Такое понимание человеческого характера далеко от наших современных представлений. В основе представления о «характере» у  Феофраста лежат этические (и физиогномические) предпосылки, понятия о добре и зле,  добродетели и пороке. Перенеся в заглавие своей книги термин «характер» Феофраст придал ему этический смысл и подчеркнул его связь с с философией Аристотеля. Как и Аристотель Феофраст считал  высшим принципом этики жизнь соответственно природе.  Для него идеальной нормой являлась  «созерцательная» жизнь ученого-философа, которую он и сам вел. Реальный же мир для него  остается миром зла и всего «низменного», а «большинство людей — порочны», так как их свойства — это   врожденные пороки. Изображение этого «низменного» реального  мира в литературе  дается в ироническом плане. Философ же  должен прежде всего изучить пороки реального мира и поставить диагноз болезни. Феофраст, подобно естествоиспытателю,  изучает человека (его свойства) как вещь, как чужое

«я». Он стремится для каждого единичного явления установить его «непреходящую» сущность, которая есть  вместе с тем причина меняющихся состояний и человеческого поведения. 

     Человеческие  свойства (пороки) Феофраст  классифицирует и группирует по основному свойству (пороку), причем каждому свойству  соответствует определенный носитель (тип),   человеческий характер. Человек проявляется в своих повседневных поступках (в том, как он себя держит, как носит одежду,  общается с другими людьми).  Каждому   душевному свойству соответствует свой «стандартный» поступок в жизни.

     Предмет  исследования Феофраста — частный, обыденный человек (мелкий афинский обыватель). «Характеры» (типы) Феофраста —   лишенные индивидуальности носители отвлеченных душевных свойств (пороков), принадлежащие к низшим и средним слоям рабовладельческого общества. Это торговцы, ростовщики,  завсегдатаи рынка, зажиточные  крестьяне, представители старой земельной   аристократии и демократы — сторонники утраченной политической свободы и прочее.

     Каждый  характер начинается с определения. В нем дается моральная оценка  порока. Затем следует иллюстрация: данный  характер помещается в различные жизненные ситуации. «То, что человек есть „брюзга" или „льстец", мыслится столь же наглядно и   объективно, как его рост или форма его носа».

       Феофраст изображает исключительные характеры, которые легко обрисовать, но умеет также различать в человеческой душе и более тонкие характерологические черты. Все изображенные Феофрастом характеры делятся на несколько категорий. Так,  некоторые характеры (например, скупой, льстец, трус, вестовщик и др.) — так называемые вечные  типы — отображают нечто непреходящее в   человеческой натуре, а другие — нечто преходящее. Наряду с этими «политическими»   характерами стоит несколько «специальных» типов —  представителей горожан.  В обрисовке некоторых характеров Феофраста заметно стремление к индивидуализации путем членения отдельных типов. Так,  характеры скупца и болтуна даны не только в общих чертах, но расчленены на их разновидности.

     Можно кратко обрисовать каждый из характеров:

    • I. Ирония (Притворщик)

     «Ирония в широком смысле - это притворство, связанное с самоумалением в действиях и речах. Придя к своим недругам, он [ироник] готов болтать с ними, показывая вид, будто вовсе не питает к ним неприязни. С людьми обиженными и раздраженными разговаривает спокойно, а если кто настойчиво добивается встречи с ним, велит прийти позднее». Характер его не прямой, а исполненный коварства. Таких людей следует бояться пуще змей.

    • II. Льстивость (льстец)

     «Лесть  можно определить как недостойное  обхождение, выгодное льстецу. Стоит только спутнику открыть рот, как льстец велит всем остальным замолчать, и если тот поет, то расхваливает, а по окончании песни кричит: "Браво!"».Близким льстецу является угодливый.

    • III. Пустословие (Пустослов)

     «Пустословие - это пристрастие к докучливо  длинным и необдуманным речам». «Нелегко переносить людей, которые не способны различать, когда ты свободен и когда  тебе не досуг». Феофраст строго различает пустослова, болтуна и вестовщика.

    • IV. Неотесанность (Деревенщина)

     «Деревенскую  неотесанность можно, пожалуй, определить как невоспитанность, связанную  с непристойностью. Напившись кикеона, он отправляется в народное собрание и заявляет, что мирра издает запах не лучше дикой мяты». Не всякая невоспитанность или необразованность есть неотесанность. Неотесанный имеет некоторые общие черты с бесстыдным, нечистоплотным, назойливым и бестактным.

    • V. Угодливость (Угодливый)

     «Угодливость, если определить ее точнее, - это неуклюжее стремление во что бы то ни стало вызвать чувство удовольствия. Приглашенный в третейские судьи, он старается угодить обеим сторонам, чтобы казаться беспристрастным».

    • VI. Отчаянность (Отчаянный)

     «Отчаянность - это приверженность к постыдным  деяниям и речам. Он легко приносит клятву, безразличен к дурной славе, за бранью не постоит». Отчаянный не знает стыда и неспособен здраво рассуждать.

    • VII. Болтливость (Болтун)

     «Болтливость - невоздержность в речи». Болтун –  человек тщеславный и самодовольный, он напористее пустослова, назойлив, бестактен  и надоедлив.

    • VIII. Вестовщичество (Сочинитель слухов)

     «Вестовщичество - это измышление ложных историй и известий, которым вестовщик хочет придать веру. У него всегда в запасе новости. Правда, источники, на которые он ссылается, передавая свои истории, таковы, что их, пожалуй, не сыщешь».

    • IX. Бессовестность (Бессовестный)

     «Бессовестность - это пренебрежение доброй славой ради постыдной корысти». У Феофраста бессовестность соединяется с корыстолюбием.

    • X. Крохоборство (Мелочный)

     «Крохоборство - это мелочное корыстолюбие.  За обедом в складчину он считает, сколько кто выпил кубков, и реже всех сотрапезников совершает возлияния Артемиде».

    • XI. Бесстыдство (Наглец)

     «Бесстыдство нетрудно определить: это явное и непристойное озорство. Когда кто-нибудь возвращается из суда, проиграв большую тяжбу, бесстыдный подходит и поздравляет неудачника».

    • XII. Бестактность (Несуразный)

     «Бестактность - это неумение выбрать подходящий момент, причиняющее неприятность людям, с которыми общаешься. Когда раба наказывают ударами бича, он стоит  тут же и рассказывает кстати, как у него как-то один раб повесился после бичевания». В противоположность бесстыдному бестактный действует не по злому умыслу, но всегда не впопад и не вовремя.

    • XIII. Суетливость (Усердствующий)

     «Суетливость - излишнее усердие в речах и  действиях из добрых побуждений. В  походе, подойдя к военачальнику, он осведомится, когда будет битва  и какие приказания тот отдаст послезавтра». Суетливый обнаруживает «усердие не по разуму».

    • XIV. Тупоумие (Бестолковый)

     «Тупоумие - это душевная вялость, проявляющаяся в речах и поступках. При вести о кончине какого-нибудь приятеля и получив приглашение на похороны, он с печальным лицом и слезами восклицает: "В добрый час!"». Этот характер соединяет в себе также и черты рассеянности. 

    • XV. Грубость (Зазнайка)

     «Грубость - это резкость при обхождении, проявляющаяся  в речах». Особый случай грубости –  неуместное недовольство ворчуна.

    • XVI. Суеверие (Суеверный)

     «Суеверие - страх перед божественной силой». Суеверный прибегает к недостойным разумного человека действиям.

    • XVII. Ворчливость (Брюзга)

     «Ворчливость - это недовольство некстати всем, что  тебе предлагают».

    • XVIII. Недоверчивость (Подозрительный)

     «Недоверчивость - это какая-то склонность подозревать  всех в нечестности».

    • XIX. Нечистоплотность (Неопрятный)

     «Нечистоплотность - это нерадение о своем теле, неприятное другим».

    • XX. Назойливость (Несносный)

     «Назойливость - это поведение неприятное, хотя и безвредное для других. За столом рассказывает, что прочистил себе желудок и вверх и на низ, выпив чемерицы, и что желчь в его испражнениях при этом была чернее похлебки, что стоит на столе». Назойливый – это бестактный невежа и грубый эгоист. 

    • XXI. Тщеславие (Тщеславный)

     «Тщеславие - низменное стремление к почету. Когда приносит в жертву быка, то уж непременно приколотит у себя перед  входной дверью бычий лоб с  рогами, обвитый огромным венком, чтобы  входящие видели, что он принес в  жертву быка». Этот ограниченный, напыщенный человек смешон потому, что стремиться возвыситься над своим ничтожеством во что бы то ни стало.

    • XXII. Скаредность (Скаред)

     «Скаредность - это низменная боязнь расходов». Напоминает гоголевского Плюшкина.

    • XXIII. Бахвальство (Хвастун)

     «Бахвальство - это не что иное как притязание на достоинства, которых нет в  действительности».

    • XXIV. Высокомерие (Надменный)

     «Высокомерие - это какое-то презрение ко всем остальным людям, кроме себя. Отправляясь куда-нибудь, заранее посылает человека сообщить о своем прибытии».

    • XXV. Трусость (Трус)

     «Трусость - это некая душевная слабость, выражающаяся в неспособности противостоять  страху». Трус показан Феофрастом в различных ситуациях: на море, на поле битвы, перед сражением, после битвы.

    • XXVI. Приверженность к олигархии (Приверженец олигархии)

     «Приверженность к олигархии - это стремление к  господству, тесно связанное с  корыстью. Говорит о том, как он стыдится, когда рядом с ним  в народном собрании усаживается  какой-то жалкий и грязный нищий».

    • XXVII. Опсиматия (Молодящийся)

     «Опсиматию уместно определить как усердие не по возрасту. Влюбленный в гетеру, выламывает двери дома прелестницы и затем, избитый счастливым соперником, подает в суд на обидчика».

    • XXVIII. Злоязычие (Злоречивый)

     «Злоязычие - это недоброжелательное расположение, проявляющееся в речах. И не счесть гадостей, которые он распространяет о приятелях и домашних, не щадя даже покойников! Злословие - это для него и свобода слова, и демократия, и независимость; и нет на свете ему большего удовольствия, чем это».

    • XXIX. Подлолюбие (Дружок подлецов)

     «Подлолюбие - это пристрастие к пороку. Он ищет общения с проигравшими гражданский процесс и ограниченными в гражданских правах по суду, думая при этом, что если он будет с ними якшаться, то приобретет больше опыта и внушит к себе больше страха». Подлолюбие – сестра подлости.

Информация о работе Феофраст. Характеры