Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:38, контрольная работа
Зачатки феноменологии можно найти в философии Локка, который утверждал о существовании очевидных истин. Однако, наиболее активно феноменология себя проявила в начале ХХ века, работами известных немецких классиков, а именно представителей знаменитых Геттингенской и Мюнхенской школ. Классическая феноменология призвана рассмотреть проблемы самосознания и рефлексии, проблемы описания различных форм и уровней деятельности сознания, проблемы очевидности и собственного сознания.
В каждом философском учении существую
Введение 3
Феноменологическая философия Э. Гуссерля 4
Этапы феноменологической редукции 7
Заключение 9
Список использованной литературы 10
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Саратовский
государственный технический
Институт развития бизнеса и стратегий
Бизнес
колледж
Контрольная работа
По дисциплине « Философия»
На
тему: «Феноменология Гуссерля»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Заключение 9
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Зачатки
феноменологии можно найти в
философии Локка, который утверждал
о существовании очевидных
В каждом философском учении существуют такие представители, которых можно охарактеризовать «законодателями мод». Феноменология, которая является одной из наиболее популярных систем познавания мира, не является исключением. В её лоне тоже есть свои корифеи, работы, которых называют классикой. Речь идёт о таких великих философов, как Франц Брентано, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер и других. Именно в их работах встречаются основные понятия феноменологии, которые и стали объектами данного реферата.
Термин
«Феноменология» ещё раньше был
предметом философии Гегеля. Им в
1807 году была опубликована работа под
названием «Феноменология духа», в
которой давалось происхождение
диалектики, объяснялся принцип абсолютного
идеализма: господство мирового разума
в мире, абсолютной идеи, которая
и создаёт окружающую действительность.
Рассматривая исторически весь путь
сознания, Гегель показал необходимость
его развития.
1 ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Э. ГУССЕРЛЯ
Феноменология - это философский метод или философская система, предложенная Эдмундом Густавом Гуссерлем в его монументальной работе «Логические Исследования», которую он опубликовал в трех томах с 1900 по 1913 года. Термин феноменология уже использовался в философских кругах с 1700 года. Тогда он означал абстрагирование сознания и опыта от их реальности интенциональных составляющих и обсуждение их в рамках философии. Также он обозначал исторические исследования в области самоосознания, начиная от первичных чувств и заканчивая разумной мыслью. Тем не менее, именно Гуссерль дал ей форму, которая существует в настоящее время. Он определил феноменологию, как философский метод для изучения сущностей, и акта введения этих сущностей в ткань повседневного опыта. Он считал ее трансцендентальной философией, которая имеет дело лишь с тем, что остается после того, как производится редукция. Он называл эту редукцию словом epoche, что означает заключение мнений в скобки или откладывание суждений. "Назад к предметам" - это было девизом Гуссерля, когда он говорил о каких- либо философских или научных предметах. Для того, чтобы вернуться к предметам, Гуссерль предполагал вводить в любой философский предмет, в виде его целостной части такую редукцию, которая утверждала бы существование мира до того, как начинается рефлексия. Он предполагал феноменологию как метод достижения живого опыта, как он возникает во времени и пространстве, это попытка напрямую описать опыт так, как он происходит, без остановки для определения его происхождения и объяснения его причин. Для того, чтобы выполнить эту задачу, Гуссерль предложил понятие epoche: полное изменение позиции, философ движется от самих вещей к их значениям, или, иначе говоря, от реальности воплощенных значений – ядра науки – к реальности значений, в том виде, в каком они переживаются непосредственно в окружающем мире.
Позже, другие западные философы определяли и заново определяли феноменологию для того, чтобы приспособить ее к своим частным концепциям.
Феноменология - это философия сознания. Гуссерль предполагал, что сознание всегда к чему-либо направлено, и оно несет в себе идеал.
Предметная
область, которую исследует
Феноменологический анализ "предполагает ... полное исключение каких бы то ни было допущений, установлений и убеждений" относительно объективности предмета, поскольку "феноменологические данные суть постижения времени", а поэтому "посредством феноменологического анализа нельзя обнаружить даже самую малость объективного времени", поскольку "переживаемое теперь, взятое как таковое, не есть точка объективного времени и т.д. Объективное пространство, объективное время и вместе с ними объективный мир действительных вещей и процессов - все это трансценденция". Порядок вещей и связи между ними, которые обнаруживает человек в собственных переживаниях, не встречаются в самом объективном мире, не является объективным порядком.
Схватывание
и удержание сознанием какого-
Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции
В
своей первой работе "Философия
арифметики" Гуссерль исследует
процесс образования понятия "число"
(то, как образуется понятие "число").
В "Логических исследованиях" Гуссерль,
напротив, анализирует содержание понятия
"число" и утверждает, что предметом
научного интереса ученого является не
вещь-в-себе, а понятие о вещи-в-себе, как
единство значения и смысла. Другими словами,
ученый удивляется не самому предмету
объективной реальности, а понятию об
этом предмете, тому содержанию, которое
имеется в представлении субъекта относительно
данного понятия. Именно здесь, в "Логических
исследованиях", Гуссерль наметил принципиальную
установку на очищение научного исследования
от всякого рода неявных предпосылок,
тех предпосылок, что носят метафизический
характер.
2
ЭТАПЫ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ
Феноменологическая
редукция включает в себя два этапа. 1)
‘Эйдетическая редукция: мы ‘заключаем
в скобки’ весь реальный мир, а также имеющееся
знание о нем, в особенности научное знание.
Феноменолог ‘воздерживается’ от всяких
суждений о мире, о реальном. Это воздержание
Гуссерль обозначает термином ‘эпохе’
(от греч. — удерживание, самообладание).
Осуществляя эпохе, субъект исключает
из поля зрения все накопленные историей
научного и ненаучного мышления мнения,
все суждения, оценки предмета и стремится
занять позицию ‘абсолютного наблюдателя’,
и с этой позиции ‘чистого наблюдателя’
сделать доступной саму сущность этого
предмета. Поясняя смысл эйдетической
редукции, Гуссерль особо настаивает на
методическом характере феноменологического
воздержания (эпохе). Процедура ‘заключения
в скобки’ не затрагивает самого мира
— она относится исключительно к действиям
феноменолога, который просто оставляет
в стороне все утверждения, высказываемые
в духе естественной установки. Гуссерль
пишет: ‘Когда я осуществляю это — а я
вполне свободен поступать таким образом,
— то я не отрицаю этот мир, как если бы
я был софистом; я даже не сомневаюсь в
том, что он наличен, как делал бы, если
бы был скептиком. Но я просто осуществляю
феноменологическое эпохе, которое совершенно
освобождает меня от использования каких
бы то ни было суждений, касающихся пространственно-временного
существования (Dasein)’. Результат первого
этапа Ф.Р. — переход феноменолога от ‘естественной’
установки к ‘трансцендентальной’ позиции
— к последовательному выделению сознания
(или ‘субъективности’ или ‘Я’) как единственного
объекта анализа. В результате Гуссерль
получает субъективность в виде Субъекта,
в виде ‘Я’. Но понимание сознания нуждается,
считает Гуссерль, и в дальнейшем очищении,
так как оно, как правило, оказывается
захваченным ‘натуральным’, естественнонаучным,
культурно-историческим и философским
истолкованием. Отсюда Гуссерль выводит
необходимость второго этапа Ф.Р. — собственно
‘феноменологической’, или ‘трансцендентально-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее
время феноменология – это
философский метод, который не поддается
определению. Утверждается, что она все
еще находится в процессе поиска своего
определения. Заключение мнений в скобки
или откладывание суждений, которое Гуссерль
постулировал, как суть редукции любого
философского предмета, невозможно выполнить
в том случае, если это просто упражнение
для интеллекта практикующего. Один человек,
обучавшийся вместе с Мартином Хайдеггером,
который был студентом Гуссерля, рассказывал,
что когда Гуссерлю задавали прагматический
вопрос, как можно выполнить эту редукцию,
то он отвечал, – «Как, черт побери, я могу
это знать? Я ведь философ». Современные
философы, которые переработали и расширили
параметры феноменологии, никогда на самом
деле не обращались к практической стороне
применения феноменологии. Для них феноменология
осталась чисто философской темой. Поэтому,
в их реальности, это заключение мнений
в скобки остается просто философским
упражнением. С 1939 года в Бельгии, куда
были вывезены основные рукописи Гуссерля
и создан гуссерлевский архив, начинает
издаваться "Гуссерлиана",- полное
собрание сочинений философа с комментариями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
феноменология.
Введение в феноменологическую философию
// Вопросы философии,1992.