Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:34, реферат
Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" — т.е. природа. Оно обозначало "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первозданному", "дикому" и применялось прежде всего для различения растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих. Со временем слово "культура" стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были их сверхприродный, так сказать "противоестественный", характер, их человекотворное, а не божественное происхождение.
1. Введение. *
2. Эволюция взаимосвязи культуры и философии. *
3. Современные представления о взаимосвязи философии и культуры. *
4. Анализ и обоснование философии как феномена культуры. *
Заключение. *
Список использованной литературы: *
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение. *
2. Эволюция взаимосвязи культуры и философии. *
3. Современные представления о взаимосвязи
философии и культуры. *
4. Анализ и обоснование философии как
феномена культуры. *
Заключение. *
Список использованной литературы: *
1. Введение.
Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" — т.е. природа. Оно обозначало "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первозданному", "дикому" и применялось прежде всего для различения растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих. Со временем слово "культура" стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были их сверхприродный, так сказать "противоестественный", характер, их человекотворное, а не божественное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец себя самого, как плод преобразования богоданного или природного материала, попадал в сферу культуры, и она приобрела смысл "образование", "воспитание" (например, немецкое Bildung).
Следует,
однако, иметь в виду, что то явление,
которое человечество стало обозначать
понятием "культура", было замечено
и выделено общественным сознанием
задолго до того, как у римлян
появилось для этого данное слово.
Древнегреческое "техне" ("
Неудивительно, что в образной форме, свойственной мифу, это сознание запечатлевалось так или иначе во всех мифологических системах: сотворение мира богами описывалось в них по аналогии с человеческим предметным творчеством как лепка из глины, ваяние, сочинение слова, а соответствующие действия человека осмыслялись как дар богов, позволивших людям в несовершенной и, так сказать, миниатюрной форме повторять акты творения бытия.
2. Эволюция взаимосвязи культуры и философии.
На
философском уровне размышления
о сути культуры появляются сравнительно
поздно — пожалуй, лишь в XVII—XVIII
веках, в учениях С. Пуфендорфа, Дж. Вико,К. Гел
После
Г. Гегеля попытки охватить культуру
единым взором, постичь ее строение,
функционирование и законы ее развития
оказываются все более и более
редкими; работа культуролога сводится
либо к изучению того или иного
исторического типакультуры
— первобытной, античной, средневековой, ренессансной (
При всей значимости такого конкретно-исторического подхода, позволявшего увидеть богатство культурных форм, выработанных человечеством, и некоторые закономерности их исторической смены, сама сущность культуры, ее инвариантные черты становились все более эфемерными, неуловимыми, растворяясь в многообразии ее феноменальных форм.
В конце XIX в. П. Ю. Милюков во введении к "Очеркам по истории русской культуры" отмечал существенные расхождения в понимании самой сущности культуры: одни ученые сводят ее к "умственной, нравственной, религиозной жизни человечества" и соответственно противопоставляют ее историческое развитие истории "материальной" деятельности, другие же используют понятие "культура" в его изначальном, широком значении, в котором оно охватывает "все стороны внутренней истории: и экономическую, и социальную, и государственную, и умственную, и нравственную, и религиозную, и эстетическую".
Неудивительно, что попытка суммировать все сделанное культурологической мыслью, предпринятая А. Кребером и К. Клакхоном в 1952 г. в фундаментальном обобщающем исследовании "Культура", вылилась в простую группировку собранных ими 180 (!) различных дефиниций (не считая определений русских мыслителей XIX—XX вв., описанных в приложении к этой книге); названия выделенных рубрик — определения: "описательные", "исторические", "нормативные", "психологические", "структурные", "генетические" и "неполные" достаточно выразительно показывают, сколь многосторонне исследуемое явление и сколь хаотична общая картина его научного изучения.
Двадцать
лет спустя два других американских
ученых — А. Каплан и Д. Мэннерс — продолжили эту работу в книге
"Теория культуры", сгруппировав
материал по иному принципу: в главе "Теоретические
ориентации" были выделены описания
"Эволюционизма XIX в.", "Современного
эволюционизма", "Функционализма",
"Культурной экологии", а в главе
"Типы теорий культуры" — параграфы"Техноэкономика", "
3. Современные представления о
взаимосвязи философии и
Прошло
еще десять лет, и в 1983 г. в Торонто состоялся XVII Всемирный философский конгресс, специально
посвященный проблеме "Философия и
культура". На ней был представлен широкий спектр подходов
к культуре современных философов — от
теологического до марксистского, от рационалистического
доэмотивистского от
технологического до символического,
от персоналистского досубстанц
В конце 60-х годов в нашей философии возродился былой интерес к проблемам теории культуры, заглохший в годы господства сталинизма, — некультурному руководству страны, уничтожавшему интеллигенцию как враждебную тоталитарному строю общественную силу, не нужны были ни практика культуры, ни ее теория (показательно, что в сталинском изложении сути марксистской философии, вульгаризировавшем ее действительное содержание, но канонизированном как единственно адекватное представление ее содержания, не было не только постановки вопроса о культуре, но не упоминалось само это слово!). Когда же началось активное обсуждение этого круга проблем, оказалось, что разброс взглядов на сущность культуры столь же широк, каким был он в дореволюционной России и каков он в наши дни в культурологической мысли Запада.
Обращение
к итогам изучения культуры приводит
к выводу, что здесь происходит
нечто, подобное теоретическому исследованию
человека и искусства: потому что, если
искусство моделирует, иллюзорно
воссоздает целостное человеческое
бытие, то культура реализует это
бытие именно как человеческое во
всей полноте исторически
Вместе с тем культура отличается и от человека, и от искусства — она многоэлементна и разнородна по своему составу, тогда как и человек и искусство представляют собой единые образования, сохраняющие это единство во всех своих модификациях (скажем, мужчина и женщина, живопись и музыка и т.д.). Поэтому научному изучению подлежат не только разные стороны, аспекты, грани, способности, свойства культуры, но и разные формы, ее существования — наука, искусство, техника, религия, мораль и т. д., разные ее институты — политические, правовые, медицинские, система образования, массовые коммуникации, разные культурные процессы — формы управления, обслуживания, общения людей.
Тут-то
и выясняется, что существует не
только возможность, но и известная
необходимость в редуцировании
культуры разными науками к той
или иной конкретной форме ее бытия,
изучение которой является смыслом
существования данной отрасли знания.
Ибо представителям каждой из них
культура раскрывается определенной своей
стороной и к ней, в сущности, сводится:
скажем, для археолога культура —
это совокупность материальных предметов,
которые извлекаются из земли, характеризующая
образ жизни и деятельности определенного
народа в определенную эпоху (например, трипольская культур
Такая
привязанность
После
того как в нашей философии
в 60-е годы стала разрабатываться
теория ценности, открылась возможность
соответствующего взгляда на культуру,
которая и была реализована в
деятельности Н. Чавчавадзе и других грузинских философов, противопоставивших аксиологиче
Так
проясняется комплементарность
4. Анализ и обоснование
Необходимо, следовательно, осмыслить культуру в этой ее реальной целостности и полноте конкретных форм ее существования, в ее строении, функционировании и развитии. Такую задачу способна и призвана решить только философия, поскольку она имеет дело с подобного масштаба целостными системными объектами. Задача философии и состоит в преодолении узости, однобокости, частичности интерпретации культуры, свойственных частным наукам, в том, чтобы не поддаваться их влиянию, а самой проявлять инициативу и предлагать всем им такую теоретическую модель культуры, из коей каждая могла бы исходить в решении своих конкретных задач.
Каким
же способом философия как феномен
культуры может достичь этой цели?
Здесь имеется в виду нечто
гораздо большее, чем "подход",
— особый способ мышления, который
проявляется в наши дни и в
научном познании, и в техническом
творчестве, и в проектной деятельности,
и в медицинской, и в управленческой,
все шире и глубже проникая в общественное
сознание; неудивительно, что он захватывает
и сферу философского умозрения.
Обретение системным мышлениемп
В нашей отечественной философии разработку общей теории систем и методологии системных исследований, с опорой на сделанное в этом направлении за рубежом и преодолевая упорное сопротивление догматиков от советского квазимарксизма, начали еще в 60-е годы И. Блауберг, В. Садовский, Э. Юдин, А. Уемов, В.Сагатовский и ряд других ученых; в 1969 году был основан ежегодник "Системные исследования", в 70-е—80-е годы стали выходить одна за другой книги, посвященные теории и истории этого направления научной мысли (тогда же была оценена по достоинству деятельность замечательного русского ученого, писателя и философа А. Богданова, уже в начале XX века предвосхитившего своей "всеобщей организационной теорией" последующее развитие мировой научной и философской мысли по тому пути, на котором родились кибернетика, синергетика, теория систем).