Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:32, реферат
Социокультурный контекст формирования западноевропейской средневековой философии. Основные источники. Феномен христианской религии в средневековой культуре. Горизонты христианского мировоззрения. Основные духовные ценности христианской религии. Христианство и античная философии.
С.Д.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ |
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА | |
КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА, ФИЛОСОФИИ, ПОЛИТОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ |
СРСП
Тема: Феномен философии в средневековой культуре
Курс: 1
Дисциплина: Философия
студентка 1 курса
специальности «Технологии
фармацевтического
Құлымбетова Ф.М
^ Феномен философии
и религии в
Социокультурный
контекст формирования западноевропейской
средневековой философии. Основные источники.
Феномен христианской религии в средневековой
культуре. Горизонты христианского мировоззрения.
Основные духовные ценности христианской
религии. Христианство и античная философии.
Разочарование в
"жизненной философии" и утрата интереса
теоретической проблематике античной
рационально ориентирования философии.
Земная жизнь как драматизация истории.
Учение о справедливом вознаграждении
за страдания и несправедливость. Встреча
двух культур: христианство и греческая
эллинистическая философия.
Формирование стратегии
философской рефлексии над религиозным
мировоззрением. Неоплатонизм как выражение
пробудившейся религиозной направленности
мировоззренческих поисков. Теоцентризм,
прови-денциализм, креационизм как основания
всей средневековой философии. Специфика
нового теоцентрического способа философствования.
Философия и теология
как основные виды интеллектуальной деятельности.
Центральные темы мировоззренческих поисков.
Новые положения, привнесенные христианством
в философию и интеллектуальную сферы
культурной жизни средневекового человека.
Роль А.Августина в формировании главных
стратегий культурного выбора средневекового
человека. Ценность человека и учение
о спасении. Роль средневековой философии
в выработке иерархически упорядоченной
картины правового положения человека в обществе.
Понять ту или иную философскую систему
невозможно, только, исходя из нее самой,
без уяснения ее социокультурных предпосылок.
Ведь формирование основных принципов
философского осмысления действительности
происходило в определенной культурной,
концептуальной, научной среде. Противоположный
подход будет абстрактно-гносеологическим,
потому что он не может привести к реальному
генезису становления и развития философского
знания. Это первое, на что нужно обратить
внимание при исследовании философии
того или иного периода, особенно такого
сложного и противоречивого этапа как
средневековая философия.
Доминирующей, господствующей идеей средневековой
культуры была вера в бога. Эта вера была
первым и последним постулатом, установкой
познания и практической деятельности
человека в мире. Она определила систему
научных и философских воззрений о мире,
«картину мира» средневекового человека.
Но, эта идея, по-разному проявилась на
Западе и Востоке. Это второй важный момент,
на который нужно обратить внимание.
Третье. При оценке средневековья до сих
пор не преодолены крайности. Во-первых,
этот период представляется как период
мракобесия, непримиримой борьбы разума
и веры, а последняя лишь «тормозила» развитие
науки. При таком понимании религия выпадает
из человеческой культуры. А ведь эта эпоха
дала немало положительного: идея равенства
всех людей, новый подход к человеку как
нравственной личности, представление
о внутренней свободе, совести и т д. Во-вторых,
этот период рассматривается как чисто
позитивный, высокопродуктивный. Но нельзя
забывать и о кострах инквизиции, «крестовых
походах», «священных войнах» и о том,
что развитие науки и философии в это время
на Западе практически приостановилось.
Об этом свидетельствует приведенный
П. Сорокиным анализ научных открытий
и технических изобретений. В VIII-VI вв. до
н. э. в. греческой культуре, когда господствовала
истина веры, число этих открытий незначительно.
Со второй половины VI в. до н. э. это число
резко возрастает и остается высоким для
античного мира до IV в. н. э. С V в достигнутый
уровень падает, оставаясь почти неизменным
вплоть до XIII в. С XIII в начинает возрастать.
Причины таких крайностей, видимо, лежат
в следующем:
Ни одна система не является абсолютно
истинной, как другая — абсолютно ложной.
Это доказывает история, в частности история
Западной Европы в эпоху средневековья.
Это эпоха, имевшая и достижения, и недостатки.
К несомненным достижениям культуры эпохи
средневековья относятся: во-первых, возникновение
и развитие христианства. Христианство
возникло в период глубокого кризиса рабовладельческого
строя, для разрешения которого были необходимы
новые формы знания и деятельности. Такой
формой оказалось христианство, которое
было основано на вере в бога и идее равенства
всех людей перед Богом. Во-вторых, в эпоху
средневековья в Западной Европе стали
развиваться города, ремесла, торговля.
В-третьих, первые европейские университеты
возникли именно в это время. Но в то же
время эпоха средневековья имела и недостатки.
Во-первых, в средневековье на Западе практически
приостановилось развитие науки и культуры.
Во-вторых, философия стала «служанкой
богословия». Отсюда и круг изучаемых
его вопросов: сотворен ли мир Богом или
он существует от века? Постижима ли воля
бога и сотворенный им мир? Как сочетаются
свобода воли человека и божественная
необходимость? Как соотносятся истины
откровения и истины разума? и т п.
В своем историческом развитии средневековая
западноевропейская философия прошла
два периода: патристика и схоластика.
Патристика просуществовала с I по VIII вв.
н. э. Патристика (от лат. слова pater - отец)
— святоотеческая литература, совокупность
религиозных, философских, социально-политических
учений отцов церкви. Основной задачей
патристики были защита христианства
от критики и разработка вероучения и
философии христианства. Патристика явилась
своеобразным переходным этапом от античной
философии к философии эпохи феодализма,
так как средневековая философия как мировоззрение
феодального общества развивалась с V
по XV вв. н. э. В этот период в отношениях
между античной и средневековой философией
наблюдались три основные тенденции:
Патристику подразделяют на восточную
(греко-византийскую) и западную (латинскую).
Наиболее крупными представителями восточной
патристики были Ориген, Дионисий, Ареопагит,
И. Дамаскин и др., западной — А. Августин,
Боэций и др. Вершиной периода патристики
является Аврелий Августин (354-430 гг.). Он
заложил основы новой христианской философии,
просуществовавшей в качестве ведущего
типа философствования вплоть до учения
Ф. Аквинского (XVIII в.). Основные его труды:
«О троице», «О граде божьем», «Исповедь».
Августин, решая проблему отношения Бога
и мира, пришел к выводу о том, что Бог —
внематериальный Абсолют, личность, сотворившая
мир из ничего. Он сотворил и время как
меру изменения сотворенных вещей. А сам
Бог находится вне времени. Он имеет только
Сегодня, которое означает вечность. Для
человека время течет из прошлого через
настоящее к будущему, которые сливаются
в вечности. Человек есть разумная душа,
которая пользуется земным телом. Он стремится
к Богу как высшей инстанции любви, покоя,
благодати. Путь к Богу может быть двояким:
через разум, используя философию и науку,
и через веру, которая проявляется в воле
человека. Вера и воля выше ума человека.
Основным постулатом его учения было:
«Верю, чтобы понимать», то есть вера должна
предшествовать пониманию.
История общества, по мнению Аврелия Августина,
определяется божественным провидением,
борьбой двух институтов — Божьего и земного
царства. Божье царство составляет часть
человечества, ведущая праведную жизнь,
а земное — ведущая греховную жизнь. Высшим
назначением земного града является служение
церкви.
В целом, учение Августина способствовало
стабилизации религиозной догматики,
выдвижению теологии в качестве центральной
среди других областей знания. Августиновская
традиция вплоть до XVIII в до появления
идей Ф Аквинского, считалась основным
типом ортодоксальной философии. И после
этого, влияние Августина было большим.
Но в творчестве Августина много противоречий.
С одной стороны, он считал, что истина
доступна лишь индивидам, а с другой —
полагал её привилегией церкви. Отвергая
античный рационализм, он все-таки конечную
цель, устремленность понимал как связанное
с разумом божественное созерцание. Тело
не является злом, ибо происходит от бога,
но в телесных желаниях — источник зла.
В конце VIII - начале IX вв. центр философской
мысли перемещается на Запад и Север Европы.
Это период быстрого развития феодальных
отношений, которое требовало объединения
народов, политического и социального
единства. Этому способствовал, в немалой
степени, католицизм, который управлял
всей духовной жизни. Монопольное положение
церкви проявляется во всех областях,
в том числе в организации образования,
воспитания. Церковные школы и монастыри
становятся культурными центрами. Этому
же единству должно было способствовать
и единство религии и философии. Философия
в тот период преподавалась лишь в монастырских
школах, и она должна была найти рациональные
пути истинности догматов веры. Отсюда
и название схоластика (школа) — IX-XV вв.
Три периода в развитии схоластики:
Метод схоластической философии преследовал
следующие идеи. Во-первых, с помощью
разума обосновать истины веры и тем
самым приблизить их содержание к
человеку. Во-вторых, придать религиозной
истине систематическую форму при
помощи философских методов. В-третьих,
используя философские
Основные проблемы схоластической философии:
В решении проблемы знания и веры
большое место принадлежит Фоме
Аквинскому (1225-1274 гг.), который во многом
решил противоречия Августина. По мнению
Ф Аквинского, к Богу можно прийти
двумя путями: 1)путем веры, откровения
— короткий непосредственный путь;
2) путем разума — длинный путь
со многими доказательствами. Эти
пути взаимосвязаны друг с другом
и помогают человеку в познании истины.
Христианская истина выше разума, но не
противоречит ему. Наука, опирающаяся
на разум, должна заниматься познанием
природы, но она не может проникнуть
в истины веры. Между наукой, философией
и теологией нет противоречий,
они не могут подменять друг друга.
Человек — это личность, живущая
в реальном мире и стремящаяся
не только к райскому, но и земному
блаженству. Вера не должна отрываться
от земных проблем, в противном случае,
она выдохнется, а христианство переродится
в мистику.
Одной из центральных проблем схоластической
философии была проблема универсалий
или наиболее общих понятий. Вопрос был
в том, являются ли эти понятия первичными
или вторичными. В решении этого вопроса
сложились три основные направления —
реализм, номинализм и концептуализм.
Реалисты (А. Кентерберийский, Гийом из
Шампо, Ф. Аквинский и др.) считали, что
общие понятия существуют до и независимо
от вещей, то есть универсалии самостоятельны
и не зависят от конкретных вещей и человека.
Номиналисты (И. Росцелин, Д. Скотт, У. Оккам
и др.) считали, общее существует лишь после
единичных вещей. Универсалии независимы
и не отражают свойств вещей. Они лишь
имена, названия вещей.
Концептуалисты (П. Абеляр и др.) рассматривали
вещь как единство общего и единичного.
Общие понятия существуют объективно
в уме человека.
Одной из важнейших проблем средневековой
философии была проблема доказательства
существования Бога. Онтологическое доказательство
Ансельма Кентерберийского заключается
в том, что идеи существуют реально. А раз
есть идея Бога, значит, есть и сам Бог.
В отличие от Ансельма Фома Аквинский
стремился идти от бытия к Богу и выдвинул
следующие доказательства его существования:
В XIV-XV вв. происходит ряд изменений
в западной культуре и философии:
Этот этап - этап поздней схоластики
можно характеризовать как
Несмотря на замедление темпов роста науки
и философии, все же эпоху средневековья
в Западной Европе нельзя представлять
только как бесплодную эпоху, «выпавшую»
из общего хора исторического развития.
Средневековая философия и культура сохранила
преемственность с античной культурой,
и в некоторой степени наметила переход
к новому стилю мышления, поставила проблемы,
которые были решены позднее.
Во-первых, целостное видение мира, которое
было у греков, сохранилось, хотя в ином
виде. Если целостность у античности рассматривалась
в виде космоса, то здесь основой целостного
мира является божественная воля. Многообразие
явлений мира порождено Богом. Правда,
«сотворенное» многообразие мира утрачивает
здесь всякую самостоятельность существования
— так обернулось в средние века противопоставление
мира по истине миру по мнению, характерное
для греков.
Логические поиски средневековой философии
привели к конструированию логики в качестве
самостоятельной науки отличной от онтологии.
Во-вторых, средневековая философия и
теология уделяли значение проблеме человека.
Причем, человек рассматривался в ее целости,
а не в отдельности его частей, как делает
наука. Человек рассматривается не как
объект, а как субъект, как бы «изнутри».
Человек — природное существо, но в нем
есть элемент, превышающий природное начало.
Он лежит в акте самосознания. Но самосознание
человека двойственно: он подавлен и угнетен,
но и свободен, способен творить. Религия
дает оправдание этой природе человека.
С одной стороны, человек — греховен и
нуждается в искуплении, он должен смириться;
с другой — человек сотворен Богом по
его образу и подобию. Тем самым, Бог как
бы стал человеком и этим высоко поднял
его. Но нужно сказать, что христианская
философия отвергала человека как творца.
Человек разумен и свободен, но он не может
быть творцом.
В-третьих, в отличие от предшествующих
эпох нравственные категории были подняты
на небывалую высоту. Это не означает,
что нравственность — открытие религии.
Истоки морали лежат в мифологии, в табу,
запретах. Но именно религия возвела нравственность
в ранг закона, нормы, ценности. Человек
не только природное, разумное и свободное
существо, но и нравственное существо.
В-четвертых, наука часто рассматривается
как во всем противоположное религии.
Но ни один феномен культуры не может плодотворно
развиваться вне связи с другими феноменами.
В этом смысле, без тех «изменений», которые
дала средневековая наука, равно как и
изменений в понимании человека невозможно
было бы Новое время, новая эра в развитии
науки.
В-пятых, немало достижений средневековой
культуры в музыке, литературе, искусстве.
Для средневековой философии были характерны
следующие черты.
В отличие от античности в средневековье
появилось понятие личности, но в первую
очередь, личности Бога. Бог — это абсолютная
личность. Отсюда вытекает теоцентрическое
понимание мира. Бог является источником
всякого бытия, истины, добра и красоты.
При этом, Бог един — монотеизм.
Одной из характерных особенностей средневековья
был креационизм, то есть идея сотворения
мира Богом из ничего. Отсюда вытекает
ряд проблем, вызывающих до сих пор споры.
Если Бог сотворил мир и человека по своему
образу и подобию, то почему он не отвечает
за дела сотворенных им людей? Если творит
Бог, то почему хоть в меньшей степени
не может творить и сотворенный им человек,
тем более, что он выделяется из природы
и имеет возможность изменения своей жизни?
В понимании общественных проблем средневековые
мыслители придерживались идеи провиденциализма,
воззрения, согласно которому развитие
человеческого общества определяется
божественным провидением.
В средневековье произошли изменения
в понимании времени. К античному цикличному
пониманию времени присоединяется Святая
история, в связи с чем цикличность как
бы растягивалась. Появилась идея линейного
времени и множественности времен.
Одной из особенностей этого периода является
символизм, так как весь мир представлялся
как огромное множество символов и средневековые
мыслители стремились постичь их скрытый
смысл.
Большое внимание средневековые мыслители
уделяли слову, тексту, так как считалось,
что все тайны мира находятся в Священных
писаниях. Отсюда, средневековая герменевтика
или экзегетика, то есть искусство интерпретации
текстов. Источником и мерой оценки теорий
была Библия. Для этой цели использовались
все достижения формальной логики, особенно
аристотелевской.
В отличие от античности, где центральной
проблемой был космос, в средневековье
становится человек. Появляется понятие
личности, правда нравственной личности,
который должен жить по этическим нормам,
изложенным Иисусом. Человек понимается
как единство тела, души и духа. Духовность
как качество человека появляется в это
время, что означает, сопричастность божественному
посредством веры. Человек стоит выше
природы, но это не означает, что он должен
разрушать природу. Все, что сотворено
Богом, не может быть уничтожено человеком.
В целом, средневековье — сложный и противоречивый
период в истории человечества, для которого
характерны и несомненные достижения
и недостатки.
Информация о работе Феномен философии в средневековой культуре