Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:35, контрольная работа
Изучив материалы двух тем: «Единство природы и человека» и «Возникновение и сущность сознания». Я решила остановиться на первой: т.к. вторая тема - интересна для меня, поработав над ней я расширяю свой взгляд на , казалось бы давно знакомые нам слова: эволюция, человек , природа но как окажется при дальнейшем ее изучении , все гораздо сложнее, чем на первый взгляд. Да это все интересно, но я считаю, что наиболее важно и не только для меня, но и для всех нас, понять саму суть единства общества с природой и суметь сохранить все, что мы имеем.
Введение. 2
1 Природа – и храм, и мастерская. 3
2 Этапы взаимодействия природного и социального бытия человека. 5
3 Обоснуйте соотношение систем «человек – биосфера», «техносфера – ноосфера», понятие «коэволюции». 9
Заключение. 14
Список литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. | 2 | |
1 | Природа – и храм, и мастерская. | 3 |
2 | Этапы взаимодействия природного и социального бытия человека. | 5 |
3 | Обоснуйте соотношение систем «человек – биосфера», «техносфера – ноосфера», понятие «коэволюции». | 9 |
Заключение. | 14 | |
Список литературы. | 15 |
Изучив материалы двух тем: «Единство природы и человека» и «Возникновение и сущность сознания». Я решила остановиться на первой: т.к. вторая тема - интересна для меня, поработав над ней я расширяю свой взгляд на , казалось бы давно знакомые нам слова: эволюция, человек , природа но как окажется при дальнейшем ее изучении , все гораздо сложнее, чем на первый взгляд. Да это все интересно, но я считаю, что наиболее важно и не только для меня, но и для всех нас, понять саму суть единства общества с природой и суметь сохранить все, что мы имеем.
Человек
как особая форма жизни и существо,
обладающее разумом, вносит принципиально
новые элементы во взаимоотношения
с природой. Он выступает как автономная
целостность внутри биосферы.
Аналогично человек, преобразуя биосферу,
создает техносферу. Но если при формировании
биосферы все животный
и растительный мир
лишь поддерживает системную целостность
путем обмена веществом и энергией, то
человек, помимо этих функций, в первую
очередь производит овеществление природы,
создавая новые искусственные предметы
и процессы.
К сожалению, далеко не все результаты деятельности человека находятся в гармонии с окружающей действительностью. И если живые организмы, модифицированные человеком, в большинстве своем вписываются в общую систему природы, то этого никак нельзя сказать о других предметах и процессах связанных с деятельностью человеческой цивилизации: зданиях, сооружениях, ландшафтах, горных выработках, последствиях ядерных и химических испытаний и захоронений. Кроме того, деятельность человека, как правило, не способствует созданию новых запасов энергии. Бесконечное же истребление полезных ископаемых и живого вещества ставит на грань катастрофы само существование не только разумной жизни, но и жизни как таковой (изобретение ядерного оружия, изменения климата и ландшафта, загрязнение континентов и водоёмов ). Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине огромны. И темпы ее развития постоянно, и теперь уже угрожающе увеличиваются.
Игнорирование
человеком целостного диалектического
характера природы приводит к отрицательным
последствиям, как
для развития человеческого общества,
так и для природной среды внутри которой
происходит это развитие.
Пробелы в общем
уровне развития
культуры, пренебрежение
поколениями людей закономерностями и
особенностями живого и растительного
мира, к сожалению,
печальная реальность сегодняшнего дня.
Нетрудно понять, что экологические проблемы
являются прямым следствием нарушения
баланса между естественной и расширяющейся искусственной средой
обитания человека.
Цель данной работы – попытаться раскрыть сущность
взаимовлияния природы и человека.
1. ПРИРОДА – И ХРАМ,
И МАСТЕРСКАЯ.
В
философии под природой понимается
вся совокупность естественных условий
существования человека и человеческого
общества. При таком подходе понятие природы
характеризует ее место и роль в системе
исторически изменяющихся отношений к
ней человека и общества.
Со времени появления человеческого общества на Земле происходит
три рода процессов:
Диалектика взаимодействия природы и общества такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная - усиливается. Это вполне объяснимо: познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя ее, человек увеличивает свою власть над некоторыми природными процессами; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой. Человек на протяжении нескольких сот тысяч лет постоянно, изо дня в день всё более тесно и широко общается с окружающей природной средой, и становится всё более зависимым от неё.
Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени такого воздействия происходит расширение рамок географической среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от изначального состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество, учитывая современное население Земли, в исходные природные условия, то оно не сможет беспроблемно существовать : т.к. человек в значительной степени модифицировал окружающую среду включая, изменения ландшафта, строительство крупных инженерных сооружений ( каналы, мосты, искусственные водоёмы, плотины, транспортная инфраструктура, объекты энергетики, теплоснабжения и водоснабжения, населённые пункты с огромным объёмом помещений для жилья и производственной деятельности и.д.). Природная , в частности, географическая среда оказывает постоянное немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты, изменяющийся климат и другие факторы, способствовали или, напротив, препятствовали распространению человечества. Если на Крайнем Севере, человек вырвал у суровой природы средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках человеческое существование требовало гораздо меньшей предприимчивости и изобретательности. Гобальные миграционные движения человеческой цивилизации , включая распространение гуманоидных предков человека, а затем и человеческих рас по Земле были непосредственно связаны с эти влиянием. Географическая среда как условие хозяйственной деятельности общества сегодня и в будущем будет оказывать определенное влияние на темпы освоения новых регионов и хозяйственное развитие уже освоенных людьми стран и районов.
Экология (от греч. oikos - обиталище, местопребывание) есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет1. В более строгом определении экология - комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы "общество - природа".
Известно, что человеческая деятельность является тем каналом, по которому осуществляется постоянный "обмен веществ" между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах человеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практически-преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи биосферы.
В прошлом
использование человеком сил
природы и ее ресурсов носило преимущественно
стихийный характер: он брал у природы
столько, сколько позволяли его
собственные производительные силы.
Но научно-техническая революция
столкнула человека с новой проблемой
- с проблемой ограниченности природных
ресурсов, возможного нарушения динамического
равновесия сложившейся системы, а в связи
с этим и с необходимостью бережного отношения
к природе. Если, таким образом, прошлый
тип отношения общества к природе носил
стихийный (а чаще безответственный) характер,
то новым условиям должен соответствовать
и новый тип - отношение глобального, научно
обоснованного регулирования, охватывающего
как природные, так и социальные процессы,
учитывающего характер и границы допустимого
воздействия общества на природу с целью
не только ее сохранения, но и воспроизводства.
Теперь стало ясно, что воздействие человека
на природу должно происходить не вопреки
ее законам, а на основе их познания. Видимое
господство над природой, приобретаемое
за счет нарушения ее законов, может иметь
только временный успех, оборачиваясь
в результате непоправимым ущербом и для
самой природы, и для человека: не стоит
слишком обольщаться нашими победами
над природой, зная
или предполагая будущую цену за каждую такую победу.
2. ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДНОГО И
СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА.
Под природой обычно понимают совокупность несоциальных явлений. В связи с этим часто говорят о соотношениях "природа и общество", "человек и общество".
Весьма близки по своему значению понятия
"природа" и "материя". Материя
— это объективная реальность. Материя
в отличие от природы не содержит психические
явления мира животных, в остальном природа
и материя совпадают. Есть, впрочем, еще
один оттенок, по которому различаются
природа и материя. Когда используется
понятие "природа", то обычно предполагается
некоторое отношение человека и общества
к внешнему окружению. Другими словами,
понятию
материи придается
более яркий прагматический смысл, чем
понятию природы. По этой причине нам
привычны высказывания типа "отношение
человека к природе" и режет ухо высказывание
типа "отношение человека к материи".
Аристотель противопоставлял материи
форму. В таком значении понятие материи
используется ныне весьма редко.
Природа в силу своей
непреходящей значимости всегда являлась
предметом философского анализа.
Античная философия строилась на верховенстве природного. Выдающиеся
древнегреческие философы воспринимали
природу как полноту бытия, эстетически
прекрасное, результат целесообразной
упорядочивающей деятельности создателя (демиурга-Платон). По
своей мощи природа неизмеримо превосходит
человека, выступает идеалом совершенства.
Благая жизнь мыслится не иначе, как в
согласии и гармонии с природой.
Средневековая
христианизированная философия развивала концепцию ущербности
природы как результата грехопадения
человека. Неизмеримо высоко над природой
стоит Бог. Человек, развивая свои духовные
силы, стремится к возвышению над природой.
Свои намерения по возвышению над природой
человек может осуществлять разве что
по отношению к собственному телу (умерщвление
плоти), ибо в глобальном масштабе он в
средневековье подчинен природным ритмам.
Эпоха Возрождениея, возвращаясь
к античным идеалам понимания природы,
давала им несколько новое толкование.
Выступая против средневекового резкого
противопоставления Бога и природы, философы
эпохи Возрождения их сближают и довольно
часто доходят до пантеизма, до отождествления
Бога и мира, Бога и природы. У Дж. Бруно
Бог стал просто-напросто природой. Античные
философы в силу указанных выше оснований
не могли быть пантеистами. Впрочем, они
часто выступали с позиций гилозоизма,
считая Космос живым (гиле — жизнь) целым. Возрожденческая философия фактически
реализовала лозунг "Назад к природе".
Она это сделала в силу культивирования
чувственно-эстетического идеала философии.
Впоследствии лозунг "Назад к природе"
будет приобретать популярность по политическим
(Руссо), экологическим (движение "зеленых")
и другим основаниям.
В Новое время природа впервые
становится объектом тщательного научного
анализа и вместе с тем поприщем активной
практической деятельности человека,
масштабы которой в силу успехов капитализма
постоянно нарастают. Относительно низкий
уровень развития науки и вместе с тем
овладение человеком мощными силовыми
агентами природы (тепловой, механической,
а затем и электрической энергией) не могли
не привести к хищническому отношению
к природе, преодоление которого растянулось
на века, вплоть до наших дней.
Необходимость
такой организации взаимодействия общества
и природы, которая отвечала бы нынешним
и будущим потребностям развивающегося
человечества, получила
свое выражение
в концепции ноосферы французских философов
Тейяра де Шардена и Е. Ле-Руа и русского
мыслителя В.И.Вернадского. Ноосфера
— это область господства разума. Концепция
ноосферы была развита в начале 20-х годов
XX в., впоследствии ее концептуальные идеи
получили детальную разработку в особой
науке — экологии.