Джамбаттиста Вико "Философия истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:18, доклад

Описание работы

Философия истории — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства.

Работа содержит 1 файл

Джамбаттиста Вико (исправленное).docx

— 21.83 Кб (Скачать)

Джамбаттиста Вико "Философия истории"

 

Философия истории  — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях  и духовно-нравственном смысле исторического  процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства.

В результате географических открытий и колонизации  в поле зрения европейской образованности попали туземные народы с их «первобытным», как тогда думали, образом жизни, что побудило сравнивать их с древними германцами, скифами и греками. Из этой обширной программы сравнения  выросла просветительская философия  истории, позднее поставившая всемирной  истории цель в виде идеи прогресса  человечества. Параллельно этому  движению и отчасти вопреки ему  появилась «Новая наука» Вико, обосновавшая теорию самопонимания порождающего исторического духа.

Джамбаттиста Вико — итальянский философ, основоположник философии истории и этнической психологии. Главная книга Вико — это «Основания новой науки об общей природе наций».

В «Основании новой науки…» он выдвинул циклическую  концепцию философии истории, предвосхитившую  ряд идей, впоследствии развитых Г. Гегелем, К. Марксом и др. Важнейшими идеями, выдвинутыми Вико, были наличие объективных законов истории, цикличность развития наций, целостность и своеобразие культур.

Перед нами система итальянского мыслителя  Дж. Вико, написавшего в начале XVIII в. книгу «О новой науке». В ней  он изложил спои воззрения на ход  всемирной истории и человечества. Вико впервые попытался дать систематический  обзор всей истории человечества, отыскать, уразуметь смысл истории - не только форм правления, их возникновения, развития, но и истории вообще, истории  в ее целом. В какое отношение  должен был стать Вико к той  умственной атмосфере, которую мы пытались очертить выше? Если мыслитель задумал  представить последовательный ход  развития человечества, он должен неминуемо  столкнуться с тем вопросом, который  для теоретика «естественного права» был второстепенным, а для него первостепенным. Это был вопрос о  телеологии в истории - другими словами, о целесообразности в истории. Вико цели в истории в том смысле, как мы её понимаем, но устанавливал совершенно, и в этом оригинальность его построения. По его мнению, вначале  люди жили в неопределенном состояния, потом стали выбиваться из животного  состояния и жить в состоянии  естественного варварства. Понемногу  у них стали складываться обще от ценные формы, появляться главари  данной группы общества, народа, племени, скажем скотоводческого, - словом, группы так или иначе организованных людей. В дальнейшем их власть ослабевает. Она сменяется владычеством немногих, раздробляется, переходит к аристократии. Власть аристократии переходит во власть многих, в республику, уже не аристократическую, по демократическую. Власть немногих ещё дальше раздробляется и становится властью всех, общество опять переходит в состояние, близкое к первобытному. Затем наступает новый хаос варварства, в который погружается общество, ведущее к озверению худшему, нежели в первый период варварства. Потом люди опять из состояния варварства, ужасающего озверения понемногу начинают переходить вновь в состояние, напоминающее естественное варварство.

 

Объективные законы истории Вико рассматривал как  результат действия Провидения. Познание законов истории – проникновение  человечества в замыслы Бога. Историческая наука в этой связи – познание человечества о собственных деяниях, так как познать мы можем только то, что мы делаем.

 

Важнейшая из закономерностей истории – наличие  трёх циклически повторяющихся эпох в развитии наций, «века богов», «века  героев», «века людей».

 

«Век богов» характеризуется отсутствием государства, господством жрецов и патриархальной семьи, религиозно-мифологическим отражением представлений людей о мире, и  о себе самих. Поэты создавали  мифы о богах, в которых находила своё своеобразное представление сама история. Миф таким образом –  не вымысел, не результат забавы или  развлечения. Это один из способов познания мира, основанный на чувствах, воображении, фантазии, осуществляемый людьми, только вступившими на путь изучения окружающего  мира. Не будучи в состоянии понять действительные причины тех или  иных явлений, люди для их объяснения создавали богов в своём воображении. В мифах отражается мироощущение народа, они основа любой культуры. Поэтому изучать мифы необходимо для понимания прошлого человечества. Язык века богов – это язык метафор  и образов, в которых люди стремились, подобно мифу, передать те или иные явления, например, безобразная Бедность, печальная Старость, бледная Смерть. Мораль «века богов» окрашена религией и благочестием. Хотя государство  и отсутствовало, но существовала безграничная власть отцов семейств над своими домочадцами и слугами, которая  была самой деспотичной формой господства в истории. В руках отцов семейств находилась неограниченная власть. Они  имели право на жизнь и смерть слуг и домочадцев. Страх перед  отцами семейств, так же как и  страх перед богами, обеспечивал  соблюдение морали и норм права.

 

«Век героев»  – суровый и жёсткий. Нравы  людей гневливые, гордые, надменные  и мстительные. Господствует «право Ахилла», то есть право силы. Рассудок беспомощен, страсти всесильны, речь хвастлива и возвышенна. Язык, соответствующий  героическому веку – это язык символов, подобий, сравнений. Представления  людей об обществе кристаллизуются  в героических поэмах, блестящим  образцом которых, выступают, например, поэмы Гомера, особенно «Илиада». Кстати, Вико не считал Гомера реальной исторической личностью, а его поэмы понимал как продукт коллективного творчества поэтов-певцов. Государство героического века – это государство благородного сословия, аристократии, которой противостоит подчинённая масса простого народа, плебеев.

 

«Век людей» представлен такими атрибутами, как  демократическая республика или  представительная монархия, главенство не происхождения, а личных качеств  людей. На смену религиозно-благочестивым  нравам «века богов» и гневливо-щепетильным  нравам «века героев» приходит мораль, основанная на совести и долге. На смену «праву силы» приходит «человеческое  право», где все равны перед  законом», а в основе права лежат  установления человеческого разума. Господствует язык простого народа, а  не благородного сословия.

 

Смена эпох происходит в результате борьбы между  различными общественными силами –  сначала домочадцами и отцами семейств, приводящей к смене «века  богов» на «век героев», затем народом  и аристократией, приводящей к смене  «века героев» на «век людей». В  конце каждого трёхфазового цикла  наступает упадок и крах общества.

 

Целостность культуры проявляется у Вико в  том, что каждый тип эпохи характеризуется  целым рядом взаимосвязанных  культурных особенностей. Так, существует три вида языка, три вида характеров, юриспруденции, понимания права, государства, морали, искусства, три вида мышления.

 

Наличие трёх данных эпох Вико прослеживает в истории  Греции и Рима, затем средневековой  Европы и современного ему общества.

 

Первый круг (трёхфазовый цикл) развития охватывает Грецию и Рим. «Век богов» характеризуется  эпохой поэтов-теологов, создававших  основы языческой мифологии, «век героев»  – временем Гомера, «век людей» –  демократиями древности. Однако свобода  была недолговечной. Частные интересы побеждали общественные, происходило  обогащение немногих, и свобода превращалась в рабство. Господство формального  права не означало справедливости, которая находила своё выражение  только в милости, а не в праве. Тирания законов выгодна для  «Могущественных», то есть для знати, а не для народа. (Сам же Вико видел  основы справедливой юстиции не в  следовании формальным правовым нормам, а в отступлении от них в  пользу милостивого правосудия). «Могущественные» стали направлять волю демократических  учреждений в своих интересах. Как  следствие – начались восстания  и гражданские войны, и во взаимном истреблении наций возникла монархия римских императоров. Прекращаются гражданские войны и борьба партий. Монарх выступает как бы гарантией  прав простого народа. Но рабство как  гарантия свободы приводит к тому, что монарх берёт на себя все общественные дела, а подданным остаётся заботиться прежде всего о своих частных  делах, а об общественных – лишь в той мере, в какой им разрешает  монарх. В итоге утрачивается всякий интерес граждан к делам государства, исчезает героизм, характерный для  более ранних эпох, человечество вновь  впадает в варварство, хотя и иное, чем то, что было прежде. Всё это  закончилось крахом античного мира. Города превратились в леса, а леса – в человеческие берлоги.

 

Во втором круге истории в качества «века  богов» Вико рассматривает Тёмные века в истории Европы, когда зародилась христианская религия, «времена поистине Божественные», в качестве «века  героев» – времена, когда христианские короли основывали свои вооруженные  монархии и вели чистые и благочестивые  войны героических народов. Аналогом «Илиады» Гомера был описывавший  похождения рыцарей эпос Средневековья, воспевавший те же «героические»  идеалы. Эпоху, в которую жил сам  Вико, он рассматривал как «век людей» и оценивал её весьма оптимистично, как эпоху культурности и изобилия благ. Вико искал и, как он считал, находил, сходные явления между  двумя циклами истории Античности – Западной Европы, а также проводил параллели с историей других регионов (Индии, Китая, России, Персии, Турции, Японии). Некоторые же области, по его мнению, такого движения не проделали –  это Карфаген, Капуя и Нуманция.

 

В то же время  сходные явления в одинаковых фазах разных циклов не предполагают у Вико простую повторяемость  явлений. История человечества не начинается каждый раз сначала, циклы хотя и повторяются, но в другом качестве. Схема Вико представляет собой нечто смутное, потому что основывается только на примере истории Рима и Греции, но у этой теории были важные черты:

 
Во-первых, в выдвижении чрезвычайно  глубокой по своим последствиям идеи круговращения, круговорота, беспрерывной эволюции, повторяемости исторических событий.

 
Во-вторых, в схеме Вико отсутствует  телеологический взгляд на историю, вся схема Вико показывает, что  телеологии в исторических явлениях Вико не видел.

 
Таким образом, утверждая, что общество проходит одни и те же этапы, Вико заложил  первый камень того фундамента науки, на котором зиждется современная  социология.

 

 

Цитаты Джамбаттиста Вико:

  1. «Когда мы пытались спуститься от нашей современной человеческой утонченной природы к природе совершенно дикой и бесчеловечной, то представить ее себе нам оказалось абсолютно невозможным, и лишь с большим трудом стало доступно ее понимание.»
  2. «Авторитет - свободное применение воли, тогда как интеллект- пассивная сила, подчиненная истине: ведь люди с этого начального момента всех вещей человеческих начали пользоваться свободно человеческой волей для обуздания телесных движений, чтобы или совершенно их успокоить, или дать им лучшее направление»
  3. «У однородных идей, происходящих среди всех народов, неизвестных друг другу, должны быть точки соприкосновения истины.»
  4. «Здравый смысл - суждение без отражения, разделенного всем классом, всей страной или всем человеческим родом.»
  5. «Верно, что сами мужчины сделали этот мир, но этот мир без сомнения вышел из ума, часто разнообразен, время от времени довольно противоположен, и всегда выше особых устоев, которые мужчины представляли себе.»
  6. «Природа народов - сначала сырая, потом серьезная, потом мягкая, потом тонкая, и наконец развратная.»
  7. «Наука рассматривает вечные истины, которые независимы от человеческого духа: таков Платон. Благоразумие стремится раскрыть те частные истины, которые в любой момент могут стать ложными: таков Тацит»
  8. «Именно Люди выдумывали себе Богов и считали свою природу героической смешанной из пpирoды Бoгoв и природы Людей»
  9. «Век Богов должен был продолжаться по меньшей мере девятьсот лет с тех пор, когда среди языческих наций появились Юпитеры, т.е. с того времени, когда начали блистать молнии на Небе после Всемирного Потопа»
  10. «Из указания Солона Афинянам возникли Народные Республики, из Народных Республик - Законы, а из Законов - Философия.»

 

Список  использованной литературы:

  • Дунаевский В.А. «Наука», 1981 г.
  • Киссель М.А. «Джамбаттиста Вико»
  • Статья  В.В. Поколодина, 2005 г.
  • Википедия
  • Вико Д. «Основания новой науки», «О древнейшей мудрости итальянцев…» 

 

 

 

Смирнов Дмитрий ТД1302

 


Информация о работе Джамбаттиста Вико "Философия истории"