Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:18, доклад
Философия истории — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства.
Джамбаттиста Вико "Философия истории"
Философия истории
— раздел философии, призванный ответить
на вопросы об объективных закономерностях
и духовно-нравственном смысле исторического
процесса, о путях реализации человеческих
сущностных сил в истории, о возможностях
обретения общечеловеческого
В результате географических открытий и колонизации в поле зрения европейской образованности попали туземные народы с их «первобытным», как тогда думали, образом жизни, что побудило сравнивать их с древними германцами, скифами и греками. Из этой обширной программы сравнения выросла просветительская философия истории, позднее поставившая всемирной истории цель в виде идеи прогресса человечества. Параллельно этому движению и отчасти вопреки ему появилась «Новая наука» Вико, обосновавшая теорию самопонимания порождающего исторического духа.
Джамбаттиста Вико — итальянский философ, основоположник философии истории и этнической психологии. Главная книга Вико — это «Основания новой науки об общей природе наций».
В «Основании новой науки…» он выдвинул циклическую концепцию философии истории, предвосхитившую ряд идей, впоследствии развитых Г. Гегелем, К. Марксом и др. Важнейшими идеями, выдвинутыми Вико, были наличие объективных законов истории, цикличность развития наций, целостность и своеобразие культур.
Перед нами
система итальянского мыслителя
Дж. Вико, написавшего в начале XVIII
в. книгу «О новой науке». В ней
он изложил спои воззрения на ход
всемирной истории и
Объективные
законы истории Вико рассматривал как
результат действия Провидения. Познание
законов истории –
Важнейшая из
закономерностей истории –
«Век богов»
характеризуется отсутствием
«Век героев» – суровый и жёсткий. Нравы людей гневливые, гордые, надменные и мстительные. Господствует «право Ахилла», то есть право силы. Рассудок беспомощен, страсти всесильны, речь хвастлива и возвышенна. Язык, соответствующий героическому веку – это язык символов, подобий, сравнений. Представления людей об обществе кристаллизуются в героических поэмах, блестящим образцом которых, выступают, например, поэмы Гомера, особенно «Илиада». Кстати, Вико не считал Гомера реальной исторической личностью, а его поэмы понимал как продукт коллективного творчества поэтов-певцов. Государство героического века – это государство благородного сословия, аристократии, которой противостоит подчинённая масса простого народа, плебеев.
«Век людей»
представлен такими атрибутами, как
демократическая республика или
представительная монархия, главенство
не происхождения, а личных качеств
людей. На смену религиозно-
Смена эпох происходит в результате борьбы между различными общественными силами – сначала домочадцами и отцами семейств, приводящей к смене «века богов» на «век героев», затем народом и аристократией, приводящей к смене «века героев» на «век людей». В конце каждого трёхфазового цикла наступает упадок и крах общества.
Целостность культуры проявляется у Вико в том, что каждый тип эпохи характеризуется целым рядом взаимосвязанных культурных особенностей. Так, существует три вида языка, три вида характеров, юриспруденции, понимания права, государства, морали, искусства, три вида мышления.
Наличие трёх данных эпох Вико прослеживает в истории Греции и Рима, затем средневековой Европы и современного ему общества.
Первый круг
(трёхфазовый цикл) развития охватывает
Грецию и Рим. «Век богов» характеризуется
эпохой поэтов-теологов, создававших
основы языческой мифологии, «век героев»
– временем Гомера, «век людей» –
демократиями древности. Однако свобода
была недолговечной. Частные интересы
побеждали общественные, происходило
обогащение немногих, и свобода превращалась
в рабство. Господство формального
права не означало справедливости,
которая находила своё выражение
только в милости, а не в праве.
Тирания законов выгодна для
«Могущественных», то есть для знати,
а не для народа. (Сам же Вико видел
основы справедливой юстиции не в
следовании формальным правовым нормам,
а в отступлении от них в
пользу милостивого правосудия). «Могущественные»
стали направлять волю демократических
учреждений в своих интересах. Как
следствие – начались восстания
и гражданские войны, и во взаимном
истреблении наций возникла монархия
римских императоров. Прекращаются
гражданские войны и борьба партий.
Монарх выступает как бы гарантией
прав простого народа. Но рабство как
гарантия свободы приводит к тому,
что монарх берёт на себя все общественные
дела, а подданным остаётся заботиться
прежде всего о своих частных
делах, а об общественных – лишь
в той мере, в какой им разрешает
монарх. В итоге утрачивается всякий
интерес граждан к делам
Во втором
круге истории в качества «века
богов» Вико рассматривает Тёмные века
в истории Европы, когда зародилась
христианская религия, «времена поистине
Божественные», в качестве «века
героев» – времена, когда христианские
короли основывали свои вооруженные
монархии и вели чистые и благочестивые
войны героических народов. Аналогом
«Илиады» Гомера был описывавший
похождения рыцарей эпос Средневековья,
воспевавший те же «героические»
идеалы. Эпоху, в которую жил сам
Вико, он рассматривал как «век людей»
и оценивал её весьма оптимистично,
как эпоху культурности и изобилия
благ. Вико искал и, как он считал,
находил, сходные явления между
двумя циклами истории
В то же время сходные явления в одинаковых фазах разных циклов не предполагают у Вико простую повторяемость явлений. История человечества не начинается каждый раз сначала, циклы хотя и повторяются, но в другом качестве. Схема Вико представляет собой нечто смутное, потому что основывается только на примере истории Рима и Греции, но у этой теории были важные черты:
Во-первых, в выдвижении чрезвычайно
глубокой по своим последствиям идеи
круговращения, круговорота, беспрерывной
эволюции, повторяемости исторических
событий.
Во-вторых, в схеме Вико отсутствует
телеологический взгляд на историю,
вся схема Вико показывает, что
телеологии в исторических явлениях
Вико не видел.
Таким образом, утверждая, что общество
проходит одни и те же этапы, Вико заложил
первый камень того фундамента науки,
на котором зиждется современная
социология.
Цитаты Джамбаттиста Вико:
Список использованной литературы:
Смирнов Дмитрий ТД1302