Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 02:42, сочинение
Джон Локк придерживался мнения, что психика и сознание новорожденного – частая доска или tabula rasa. Иными словами, ребенок рождается без врожденных задатков, идей, знаний, умений. В процессе развития взрослеющий человек «записывает» на доске свой уникальный жизненный опыт. Запись эта ведется по средствам оттиска человеческих ощущений и переживаний.
Нельзя не упомянуть конструктивную крити
Душа
как tabula rasa..
Джон Локк придерживался мнения, что психика и сознание новорожденного – частая доска или tabula rasa. Иными словами, ребенок рождается без врожденных задатков, идей, знаний, умений. В процессе развития взрослеющий человек «записывает» на доске свой уникальный жизненный опыт. Запись эта ведется по средствам оттиска человеческих ощущений и переживаний.
Нельзя не упомянуть конструктивную критику Лейбница, которая указывала на неправомерность сравнения ребенка с чистой доской. По его мнению, более уместным сравнением была бы мраморная глыба, которая изначально уникальная своими цветами и прожилками. Под этой метафорой Лейбниц подразумевал генетически заложенные отличия и задатки, т.е. даже вчера родившийся ребенок, не имеющий никакого жизненного опыта и знаний об окружающем мире, будет отличаться от другого такого же ребенка особенностями строения нервной системы и головного мозга, а следовательно темпами познания, скоростью переключения внимания, раздражительность, реактивностью, эмоциональной возбудимостью и т.д. Но, тем не менее, все это остается задатками, требующими созревания и развития. По большей мере ребенок остается «tabula rasa». Выготский характеризовал психику новорожденного как недифференцированное, нерасчлененное переживание, которая представляет собой сплав аффекта, ощущения и влечения. Ребенок не выделяет и не осознает себя и свои переживания, не различает физические и социальные объекты. Новорожденный еще не способен переживать всю гамму эмоций. Единственным его выражение служит реакция недовольства, которая обычно связана с холодом, болью или голодом. Единственное, что имеет новорожденный – это безусловные рефлексы, которые помогают ему выжить. Это глотание, сосание, хватательный лабиринтный рефлекс и другие. Лишь со временем появляются условные рефлексы, которые завися от ухаживающего за ребенком взрослого и внешней обстановки.
Таким образом, мы видим, что психика новорожденного ребенка резко отличается от психики взрослого. Во многом она не развита и не оформлена. Но тем не менее нельзя сравнить ее с абсолютно чистой доской, поскольку каждый ребенок имеет задатки, недифференцированные, но все же переживания, потребности.