Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:31, контрольная работа
К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.
Введение___________________________________________________________________________3
1. Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества _____________________________4
2. Основные элементы духовной жизни общества_________________________________________7
3. Диалектика духовной жизни общества _______________________________________________16
Заключительная часть _______________________________________________________________23
Список использованной литературы___________________________________________________25
Классическое
искусство возвышало и облагораживало,
поскольку стремилось пробуждать в человеке
лучшие чувства и помыслы. Грань между
высоким и низменным, прекрасным и безобразным,
истинным и фальшивым в классике вполне
очевидна.
Неклассическая культура («модерн»,
«постмодерн») носит, как отмечалось, подчеркнуто
антитрадиционалистский характер, преодолевает
канонизированные формы и стили и разрабатывает
новые. Для нее характерны размытость
идеала, антисистематичность. Светлое
и темное, прекрасное и безобразное могут
быть поставлены в один ряд. Более того,
безобразное и уродливое порой сознательно
ставятся на первый план. Гораздо чаще,
чем прежде, происходит обращение к области
подсознательного, делая, в частности,
импульсы агрессивности и страха предметом
художественного исследования.
В результате искусство, как и философия,
обнаруживает, что, к примеру, тема свободы
или несвободы не сводится к политико-идеологическому
измерению. Они коренятся в глубинах человеческой
психики и сопряжены с желанием господства
или подчинения. Отсюда приходит осознание,
что устранение социальной несвободы
еще не решает проблемы свободы в полном
смысле слова. «Маленький человек», о котором
столь сочувственно говорилось в культуре
XIX столетия, превратившись в «массового
человека», обнаружил не меньшую тягу
к подавлению свободы, чем прежние и новые
властители. Несводимость проблемы свободы
к вопросу о политическом и социальном
устройстве, а бытия человека - к социальности
обнаружилась во всей остроте. Именно
поэтому в XX в. велик интерес к творчеству
Ф.М. Достоевского и С. Кьеркегора, которые
разрабатывали тему свободы, обратившись
к глубинам человеческой психики и внутреннего
мира. Впоследствии этот подход был продолжен
в произведениях, наполненных размышлениями
о природе и сущности агрессивности, рационального
и иррационального, сексуальности, жизни
и смерти.
При всей спорности и проблематичности
неклассической культуры и искусства
их обращение к темным сторонам человеческого
естества есть не только элемент эпатажа,
но и средство достижения очищающего эффекта.
Известно, что незнание,
умолчание, сокрытие рождают тревогу и
агрессивность. Высвечивание же сокрытого
способно прояснить его содержание и,
следовательно, нейтрализовать агрессивность.
В силу своей идеальной природы художественный
или иной образ зла, безобразного, бескультурья
способен уменьшить их шансы на реализацию
в жизни, ибо человек, ужаснувшись увиденному
на сцене или полотне, постарается избежать
этого в действительности. К тому же современная
неклассическая культура как сложная
комбинация рационального, иррационального
и сверхрационального появилась именно
потому, что рационализм культуры просветительского
типа оказался недостаточным для предотвращения
самых чудовищных преступлений; более
того, выяснилось, что «чудовищ рождает»
не только «сон разума» (Ф. Гойя), но и его
«высокомерие» (Ф. Хайек). Рациональные
проекты и схемы способны уродливо деформировать
действительность, одновременно не препятствуя
прорыву на свет самых диких страстей
и инстинктов. Вынужденно обратившись
к низкому и темному в человеке и социуме,
культура предупреждает.
Поскольку духовная жизнь человечества
происходит и отталкивается все-таки от
жизни материальной, то и структура ее
во многом аналогична: духовная потребность,
духовный интерес, духовная деятельность,
созданные этой деятельностью духовные
блага (ценности), удовлетворение духовной
потребности и т. д. Кроме того, наличие
духовной деятельности и ее продуктов
необходимо порождает особый род общественных
отношений (эстетических, религиозных,
нравственных и т. д.).
Однако внешняя похожесть организации
материальной и духовной сторон жизни
человека не должна затемнять существующих
между ними принципиальных различий. К
примеру, наши духовные потребности в
отличие от материальных не заданы биологически,
не даны (хотя бы в основе своей) человеку
от рождения. Это вовсе не лишает их объективности,
только объективность эта другого рода
– чисто социальная. Потребность индивида
в освоении знаково-символического мира
культуры носит для него характер объективной
необходимости – иначе человеком-то не
станешь. Только вот «сама собой», естественным
образом эта потребность не возникает.
Она должна быть сформирована и развита
социальным окружением индивида в длительном
процессе его воспитания и образования.
Что же касается самих духовных
ценностей, вокруг которых складываются
отношения людей в духовной сфере, то этим
термином обычно указывают на социально-культурное
значение различных духовных образований
(идей, норм, образов, догм и т.д.). Причем
в ценностных представлениях людей непременно;
присутствует некий предписательно-оценочный
элемент.
В духовных ценностях (научных,
эстетических, религиозных) выражаются
общественная природа самого человека,
а также условия его бытия. Это своеобразная
форма отражения общественным сознанием
объективных тенденций развития общества.
В понятиях прекрасного и безобразного,
добра и зла, справедливости, истины и
пр. человечество выражает свое отношение
к наличной реальности и противопоставляет
ей некое идеальное состояние общества,
которое должно быть установлено. Любой
идеал всегда как бы «приподнят» над действительностью,
содержит в себе цель, желание, надежду,
в общем нечто должное, а не сущее. Это-то
и придает ему вид идеальной сущности,
вроде бы совершенно ни от чего не зависимой.
Под духовным
производством обычно понимают производство
сознания в особой общественной форме,
осуществляемое специализированными
группами людей, профессионально занятых
квалифицированным умственным трудом.
Результатом духовного производства являются
по меньшей мере три «продукта»:
• идеи, теории, образы, духовные ценности;
• духовные общественные связи индивидов;
• сам человек, поскольку он, кроме прочего,
– существо духовное.
Структурно духовное производство
распадается на три основных вида освоения
действительности: научное, эстетическое,
религиозное.
В чем заключается специфика духовного
производства, его отличие от производства
материального? Прежде всего в том, что
его конечным продуктом являются идеальные
образования, обладающие целым рядом замечательных
свойств. И, пожалуй, главное из них – всеобщий
характер их потребления. Нет такой духовной
ценности, которая не была бы в идеале
достоянием всех! Пятью хлебами, о которых
говорится в Евангелии, все-таки нельзя
накормить тысячу человек, а пятью идеями
или шедеврами искусства – можно Материальные
блага ограничены. Чем больше людей на
них претендует, тем меньше приходится
на долю каждого. С духовными благами все
иначе – от потребления они не убывают
и даже наоборот: чем больше людей овладевает
духовными ценностями, тем больше вероятность
их приращения.
Иначе говоря,
духовная деятельность самоценна, она
обладает значимостью нередко безотносительно
к результату. В материальном производстве
такое почти не встречается. Материальное
производство ради самого производства,
план ради плана, конечно, – нелепость.
А вот искусство для искусства – вовсе
не такая глупость, как это может показаться
на первый: взгляд. Такого рода феномен
самодостаточности деятельности встречается
не так уж редко: различные игры, коллекционирование,
спорт, любовь, наконец. Разумеется, относительная
самодостаточность такой деятельности
не отрицает ее результата.
1. Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия:
Учебное пособие. – Белгород, 2000. – Тема
19.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух
капитализма //Избр. произведения. – М.,
1988.
3. Кириленко Г.Г. Философский словарь:
Справочник студента. – М., 2002.
4. Кризисный социум. Наше общество в трех
измерениях. – М., 1994.
5. Самосознание европейской культуры
XX века. – М., 1991.
6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.,
2001. – Глава 18.
7. Федотова В.Г. Практическое и духовное
освоение действительности. – М., 1992.
8. *Философия: Учебник для вузов /Под ред.
В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.
– Раздел IV, глава 21, 23.
9. Франк С.Л Духовные основы общества.
- М., 1992.