Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:57, контрольная работа
Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.
Введение……………………………………………………………….…….3
1.Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия..……………………………………………………………………...5
2.Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции ………………………………………………………...…….…….……..….8
3.Соотношение общественной психологии и идеологии в обществе …………………………………………………….……………………..…12
Заключение……………………………….………..………………..….….13
Список использованной литературы……………….…..…….………….14
Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и общественной среды, повседневных нужд и потребностей людей. Теоретическое же сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и отношения. Оно существует в форме системы идей, понятий и законов: теория - это систематизированное знание. На теоретическом уровне общественное сознание представлено главным образом наукой, а на обыденном - эмпирическим знанием.
Социологический аспект общественного сознания позволяет выделить две сферы - общественную психологию и идеологию. Доминирующим в разграничении этих сфер является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, его роль в общественной жизни, связь с потребностями конкретных субъектов сознания (классов, наций, народов) и видами общественной деятельности.
Если
к структуре общественного
Формы общественного сознания. Общественное сознание включает структурные элементы, которые принято называть формами общественного сознания. К их числу относят: политическое и правовое сознание, моральное, эстетическое, религиозное сознание и, наконец, философию.
Каждая из названных форм является особым видом духовного производства. Они отличаются друг от друга по предмету и способам отражения действительности, а также по присущим им социальным функциям.
Политическая и правовая формы сознания, отражая политические и правовые отношения, ближе всех стоят к экономическому базису общества, выполняя важнейшие функции, без которых невозможна жизнедеятельность социального организма.
Нравственное и эстетическое сознание также играют немаловажную роль в регулировании общественных отношений и воспитании человека. Предметом их отражения надо считать не саму природную и социальную реальность, а особый — аксиологический, оценочный вид отношения человека к этой реальности. Философия и религия наиболее удалены от экономического базиса и вследствие этого обладают наибольшей степенью относительной самостоятельности в своем функционировании и развитии.
Каждая из форм общественного сознания имеет два уровня: социально-психологический и идеологический. Следует также учитывать взаимодействие и взаимопроникаемость различных форм общественного сознания.
Отражая
те или иные стороны бытия природы,
общества и человека, формы общественного
сознания обладают силой обратного
воздействия на свой предмет отражения.
Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.
Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности.
Нет идеологии индивидуальной, она
всегда носит общественный
Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.
Отношение
между идеологией и общественной
психологией весьма сложно. С одной
стороны, формируясь, идеология базируется
на определенных чертах психологии данной
социальной группы. С другой стороны,
идеология не есть простое пассивное
отражение особенностей общественной
психологии. Появившись на свет, она
способствует усилению одних психологических
черт своего класса и ослаблению, введению
к минимуму других.
Заключение.
Главным
элементом духовной сферы является
общественное сознание, обладающее структурной
целостностью. Оно не сумма индивидуальных
сознаний, а те чувства и идеи,
которые характерны для всего
общества или для отдельной социальной
группы. Объективный мир, воздействуя
на человека, отражается у него в
виде представлений, мыслей, идей, теорий
и других духовных феноменов, которые
и образуют общественное сознание.
Структура общественного
Источниками
развития общества являются противоречия
между: общественным бытием и общественным
сознанием, общественной психологией
и идеологией, между личностью
и обществом, обществом и природой,
городом и селом, бедными и
богатыми, в экономике – между
производителем и потребителем и
т. д.
Литература:
Информация о работе Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия