Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…….3
1.Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия..……………………………………………………………………...5
2.Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции ………………………………………………………...…….…….……..….8
3.Соотношение общественной психологии и идеологии в обществе …………………………………………………….……………………..…12
Заключение……………………………….………..………………..….….13
Список использованной литературы……………….…..…….………….14

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 30.16 Кб (Скачать)

  Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и общественной среды, повседневных нужд и потребностей людей.  Теоретическое же сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и отношения. Оно существует в форме системы идей, понятий и законов: теория - это систематизированное знание.  На теоретическом уровне общественное сознание представлено главным образом наукой, а на обыденном - эмпирическим знанием.

  Социологический аспект общественного сознания позволяет выделить две сферы - общественную психологию и идеологию. Доминирующим в разграничении этих сфер является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, его роль в общественной жизни, связь с потребностями конкретных субъектов сознания (классов, наций, народов) и видами общественной деятельности.

  Если  к структуре общественного сознания подходить с точки зрения его  носителей, то в нем следует различать общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание представляв собой совокупность общественно значимых, относительно устойчивых духовных образований данного общества; индивидуально же сознание есть отражение индивидуального бытия, духовный мир конкретной личности[2,79]. Индивидуальное сознание нельзя непосредственно вывести из анализа закономерностей общественного развития. Его можно раскрыв лишь исходя из знания биографии, условий жизни, воспитания, учета всей системы влияний, которые испытал на себе индивид.

     Формы общественного сознания. Общественное сознание включает структурные элементы, которые принято называть формами общественного сознания. К их числу относят: политическое и правовое сознание, моральное, эстетическое, религиозное сознание и, наконец, философию.

     Каждая  из названных форм является особым видом духовного производства. Они  отличаются друг от друга по предмету и способам отражения действительности, а также по присущим им социальным функциям.

     Политическая  и правовая формы сознания, отражая  политические и правовые отношения, ближе всех стоят к экономическому базису общества, выполняя важнейшие  функции, без которых невозможна жизнедеятельность социального  организма.

     Нравственное  и эстетическое сознание также играют немаловажную роль в регулировании  общественных отношений и воспитании человека. Предметом их отражения  надо считать не саму природную и  социальную реальность, а особый —  аксиологический, оценочный вид отношения человека к этой реальности. Философия и религия наиболее удалены от экономического базиса и вследствие этого обладают наибольшей степенью относительной самостоятельности в своем функционировании и развитии.

     Каждая  из форм общественного сознания имеет  два уровня: социально-психологический  и идеологический. Следует также  учитывать взаимодействие и взаимопроникаемость различных форм общественного сознания.

     Отражая те или иные стороны бытия природы, общества и человека, формы общественного  сознания обладают силой обратного  воздействия на свой предмет отражения. 

  1. Соотношение общественной психологии и идеологии в обществе.

     Общественная  психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.

          Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности.

          Нет идеологии индивидуальной, она  всегда носит общественный характер. Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания.

     Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку  только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.

     Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной  стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное  отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она  способствует усилению одних психологических  черт своего класса и ослаблению, введению к минимуму других. 

Заключение. 

     Главным элементом духовной сферы является общественное сознание, обладающее структурной  целостностью. Оно не сумма индивидуальных сознаний, а те чувства и идеи, которые характерны для всего  общества или для отдельной социальной группы. Объективный мир, воздействуя  на человека, отражается у него в  виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые  и образуют общественное сознание. Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём  выделяют обыденно-практический - как общественную психологию и научно-теоретический - как идеологию уровни. Общественная психология складывается в результате целостно-непосредственных воздействий общественной жизни и прямо зависит от реального положения дел в обществе, от теоретического сознания, идеологического воздействия. Выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Выделяют формы общественного сознания - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д.

     Источниками развития общества являются противоречия между: общественным бытием и общественным сознанием, общественной психологией  и идеологией, между личностью  и обществом, обществом и природой, городом и селом, бедными и  богатыми, в экономике – между  производителем и потребителем и  т. д. 

     Литература: 

  1. Алексеев, П. В. Социальная философия: Учебное  пособие. / П. В. Алексеев. – М.: ТК Велби изд-во Проспект, 2005
  2. Барулин, В.С. Социальная философия: / В. С. Барулин. - Ч. 2. - М.: Гардарики, 2002
  3. Социальная философия. Учебное пособие /П.В.Алексеев – ТК Велби, 2004.
  4. Филипов, П. А.  Основы философских знаний: Учебник для вузов / П. А. Филипов. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007
  5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – 3-е изд.: перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  6. www.philosophy.ru
  7. www.filosof.historik.ru

Информация о работе Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия