Древнекитайская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:24, творческая работа

Описание работы

Становление древнекитайской философии, как и древнеиндийской, связано с ломкой традиционных общинных отношений, вызванной экономическим прогрессом, появлением денег и частной собственности, ростом научных знаний, в первую очередь в области астрономии, математики и медицины, которые создали благоприятную почву для духовных перемен. Примечательно, что и в Китае первыми «оппозиционерами» выступали аскетировавшие бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху «Чжань го» («борющихся царств») наступление «золотого века» китайской философии.

Содержание

Древнекитайская философия .
Отличительные черты
Конфуцианская философская традиция.
Основные школы.

Работа содержит 1 файл

Древнекитайская философия.ppt

— 335.50 Кб (Скачать)

           Древнекитайская       философия

План:

 

  • Древнекитайская философия .
  • Отличительные черты
  • Конфуцианская философская традиция.
  • Основные школы.

Древнекитайская философия.

 

         Становление древнекитайской философии, как и древнеиндийской, связано с ломкой традиционных общинных отношений, вызванной экономическим прогрессом, появлением денег и частной собственности, ростом научных знаний, в первую очередь в области астрономии, математики и медицины, которые создали благоприятную почву для духовных перемен. Примечательно, что и в Китае первыми «оппозиционерами» выступали аскетировавшие бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху «Чжань го» («борющихся царств») наступление «золотого века» китайской философии. Хотя отдельные философские идеи модно обнаружить в еще более древних памятниках культуры, каковыми в Индии были Упанишады и отчасти Ригведа, а в Китае — «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен»), философские школы здесь складываются одновременно — приблизительно в VI в. до н. э. Причем в обоих регионах философия, достаточно длительное время развивавшаяся анонимно, отныне становится авторской, связанной с именами Гаутамы-Будды, основателя джайнизма. Махавиры, первого китайского философа — Конфуция, даосского мудреца — Лао-цзы и др.

       Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились с ведизмом, то в Китае — с конфуцианской ортодоксией. Правда, в Индии, как отмечалось выше, размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, в то время как в Китае конфуцианство во II в. до н. э. добилось государственного статуса идеологии, сумев сохранить его до нового времени. Наряду с конфуцианством наиболее влиятельными в соперничестве «ста школ» были даосизм, моизм и легизм.

Отличительные черты:

 

1. Специфической чертой китайской философии был принцип рассмотрения мира (природа, человек и его общество) как единого универсума, все элементы которого взаимосвязаны и находятся в динамичном равновесии.

2. Практичность, ориентированность  не на поиск и выработку  идеала, в соответствии с которым  следовало бы изменить реальность,  а на поддержание реальности  такой, какая она есть. Отсюда  отсутствие сколько-нибудь серьезных  апелляций (от лат апелляцио  — обращение) к сверхъестественному,  базирование на вполне достижимом  идеале социальной, этической  и политической системы. Этот  идеал, конечно, освещен благословением  Неба, но для его воплощения  в жизнь не требовалось ничего  невозможного. Все теории должны  просто ориентировать народ на  поддержание порядка. Поэтому  в китайских письменных памятниках  очень подробно рассматриваются  способы управления государством  и способы самоусовершенствования  человека. 

3. Специфичность древнекитайской  философской мысли обусловлена  также употреблением в письменной  речи образно-символических знаков  — иероглифов. Пиктографическое  (от лат. пиктус — нарисованный  и греч. графо — пишу; рисуночное)  письмо вырабатывало эстетико-филологическое  отношение к тексту. Это неизбежно  сказалось на содержательных  особенностях представлений о  мире и человеке, на культуре  мышления древнекитайских философов  вообще. 

4. Отсутствие понятийного  аппарата, абстрактных спекуляций  натуралистического и мировоззренческого  порядка. Отсюда слабая связь  с наукой, неразвитость логики. 
5. Внутренне китайская философия необычайно стабильна. Основой такой стабильности было постоянное подчеркивание исключительности китайского способа мышления. Следствием его явилось постепенное появление и закрепление чувства превосходства китайского национального умозрения, его нетерпимости ко всем другим философским взглядам.

Конфуцианская философская традиция

 

    Конфуций (551-479 до н. э.), конфуцианство - визитная карточка китайской философии в целом. Главная работа великого Кунцзы (так в Китае называют Конфуция) - "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), представляет собой собрание нравственных поучений, записанных и систематизированных, кстати, его учениками. Эту книгу всякий образованный китаец стремился знать наизусть. Высшая сила, сила судьбы для Конфуция - Небо. Оно следит за справедливостью на земле, определяет для каждого человека его место и роль в обществе, в частности принадлежность к "благородным" или "низким". Только при соблюдении воли Неба государство может быть сильным, а общество - богатым. Первейшая обязанность человека - постигать и выполнять волю Неба. Сам Конфуций познал волю неба в 50 лет, что и сделало его проповедником.

В центре внимания конфуцианства - вопросы воспитания, нравственно-духовного роста человека. Индивид должен жить в согласии с людьми и с самим собой, быть человеколюбивым, соблюдать "золотую середину", пролегающую где-то между несдержанностью и осторожностью. Человеколюбие, золотая середина и взаимность составляют вместе "правильный путь" - дао, которому должен следовать всякий, кто хочет жить счастливо. Важное качество воспитанного человека - благопристойность, состоящая в соблюдении приличий, под которыми Конфуций понимал прежде всего ритуалы. Благопристойность сводилась к этической ритуальности. Учитель настаивал: "На то, что не соответствует ритуалу, нельзя смотреть; то, что не соответствует ритуалу, нельзя слушать; то, что не соответствует ритуалу, нельзя говорить; то, что не соответствует ритуалу, нельзя делать". К ритуальности, ритуалистике сведено во многом и человеколюбие: "Сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть человеколюбие". Главное моральное правило конфуцианства - "не делай другому того, чего не желаешь себе".

Идеалом морального и  воспитанного человека, т. е. личностью  нормативной, для Конфуция был "благородный  муж". Он противопоставлялся простолюдину  или "низкому человеку". Первый, т. е. муж благородный, следует долгу  и закону, второй, т. е. человек низкий, думает только о том, как бы  получше устроится да извлечь  выгоду. Первый требователен к  себе, второй - к другим людям. Первый  живет в согласии с другими  людьми, но не следует слепо  за ними, второй следует во  всем за другими, но не живет  в согласии с ними. О первом  нельзя судить по мелочам и  ему можно доверять большие  дела, второму же нельзя доверять  большие дела, но о нем можно  судить по мелочам. И так далее.

Во 2 в. до н. э., в эпоху  Хань, конфуцианство обрело статус  официальной идеологии. Этот статус  оно сохраняло до 1949 г. Мощное  мировоззренческое влияние конфуцианства  на культуру китайцев остается  фактом и сегодняшнего дня.  
Философия древних даосов. Даосизм - пожалуй, самая философичная школа в древнекитайской философии. Основателем даосизма считается Лаоцзы (VI-V вв. до н. э.) - старший современник Конфуция. Его основная работа - "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ")


Информация о работе Древнекитайская философия