Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 23:02, доклад
Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые - альтернативны, т. е. явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо. Определяющая черта ее характера - переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских идей.
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Древняя индийская
философия представлена множеством
традиций, школ, доктрин, концепций. Многие
из них взаимодополнительны, некоторые
- альтернативны, т. е. явно противопоставлены
друг другу. Несмотря на множественность
школ, расхождения и различия во взглядах
между ними, единство древнеиндийской
философии неоспоримо. Определяющая черта
ее характера - переплетение и взаимопроникновение
религиозных, моральных и собственно философских
идей. Религия занимала здесь особое место.
Именно религиозно-мифологическое мировоззрение
задавало древним индийцам их видение
мира, их высшие жизненные ценности и ориентации.
Так же, как и древнекитайская, древнеиндийская
философия отличалась умозрительностью,
слабой связью с научным, опытным знанием,
приверженностью традициям, однажды изобретенным
правилам и схемам.
Древнеиндийские мудрецы твердо верили
в Верховное существо, в духовное единство
мира, скрытое за призрачным и преходящим
характером всего существующего. Размышляя
о зле и страдании человеческого бытия,
они приходили к идее вечного нравственного
миропорядка, порядка справедливости,
выражающегося в законе Кармы. Карма -
это суммарный, итоговый эффект поступков
и помыслов живого существа во всех его
предыдущих перерождениях, определяющий
его судьбу в последующих перевоплощениях
(круговороте рождений и смертей). В случае
отрицательного сальдо - явного перевеса
неправедных, греховных дел карма действует
как закон возмездия: будущее рождение
у человека будет худшим (в более низкой
касте, в животном, растении). И наоборот,
в случае положительного сальдо - перевеса
добрых, праведных, благочестивых поступков
и дел карма действует как закон морального
воздаяния: человеку уготовано лучшее
будущее (рождение в более высокой касте).
Ну а если положительных дел и мыслей набирается
достаточно много, создается некая критическая
масса добра, человек вообще может вырваться
из сансары - бесконечного круговорота
рождений и смертей. В этом случае человек
достигает состояния просветления и блаженства,
растворяя свое индивидуальное "я"
в бесконечной духовной субстанции мира.
В числе важнейших средств достижения
этого состояния философы Древней Индии
называли приобретение и умножение знания
(постижение Истины), самоконтроль, направленный
на обуздание животных наклонностей, на
устранение страстей, мешающих внутренней
сосредоточенности и правильному поведению,
ненанесение вреда всему живому, отказ
от лжи, воровства, стяжательства.
Все школы древнеиндийской философии
различаются в зависимости от того, принимают
или отвергают они духовный авторитет
Вед. То или иное отношение к Ведам было
принципиальным, культурно- и социально-дифференцирующим.
Недаром в "Законах Ману" - древнеиндийском
сборнике религиозных заповедей и предписаний
сказано, что "тот дважды рожденный,
который, опираясь на логику, презирает
их (Веды.- П.Г.), должен быть изгнан как
безбожник".
Веды - древнейший памятник индийской
литературы, богатейший источник религиозных
и философских идей. "Веда" буквально
означает "знание" (ср. "ведать"
- "знать"). Вообще же Веды - откровение,
священное знание (шрути), открытое богами
для посвященных. Возникновение Вед относится
к концу 2-го - 1-й половине 1-го тысячелетия
до н. э. В течение многих веков Веды передавались
изустно от поколения к поколению с помощью
риши - старцев-мудрецов. Как тексты впервые
были записаны на пальмовых листьях в
V в. до н. э.
Веды - это целый комплекс, состоящий из
Ригведы (сборник гимнов мифологического
и космологического содержания), Самаведы
(собрание священных мелодий), Яджурведы
(описание ведических ритуалов и правил
совершения жертвоприношений), Атхарваведы
(свод магических заклинаний и формул).
Каждая веда в свою очередь делится на
четыре относительно самостоятельные
части: мантры (священные изречения), брахманы
(теологическое обоснование ритуальной
практики), араньяки (аллегорически-мистическое
и медитативное толкование ритуалов, адресованное
лесным отшельникам) и упанишады (заключительные
философские трактаты, раскрывающие сущность
мироздания). Составной часть Вед являются
также веданги - тексты, посвященные фонетике,
стихотворным размерам, грамматике, этимологии
и церемониалу. Веданги - плод не сверхъестественного
откровения, уже упоминавшегося нами шрути,
а "запоминания" (смрити), т. е. человеческой
мысли.
Древнеиндийские философские школы, следовавшие
в фарватере ведической традиции, принято
называть классическими или ортодоксальными.
Всего их шесть: ньяя, вайшешика, санкхья,
йога, миманса и веданта. Соответственно
к неортодоксальным школам относятся
джайнизм, буддизм (в их теоретико-мировоззренческом
аспекте) и чарвака-локаята. Они не считают
Веды непогрешимыми и не дают своего обоснования
их авторитета.
1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпический период;
• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.
Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
• описание ритуалов
("брахманы"), сочиненное брахманами
(жрецами) и используемое ими при
отправлении религиозных
• книги лесных отшельников ("араньяки");
• философские комментарии к Ведам ("упанишады"). До наших дней дошло всего четыре Веды:
• Ригведа;
• Самаведа;
• Яджурведа;
• Атхарваведа.
Наибольший интерес
у исследователей древнеиндийской
философии вызывают заключительные
части Вед — Упанишады (дословно
с санскрита — "сидение у
ног учителя"), в которых дается
философская трактовка
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа ( VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
• буддизм;
• джайнизм;
• чарвана-лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:
• йога;
• веданта;
• вайшешина;
• ньяя;
24
• миманса;
• санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр ( II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.
В XVIII — ХХ вв.
индийская философия
2. Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
3. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет /при вида сознания.
• "пракрити" — материальное сознание;
• "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);
• "майя" — сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных
видов сознания согласно индийской
философии реально и
25
4. Душа в индийской философии состоит из двух начал:
• атмана;
• манаса.
Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
5. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
1. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" ( 527 г . до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.
Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма"
26
(умерщвления
плоти, лишений, страданий,
"Средний путь"
— путь знания, мудрости, разумного
ограничения, созерцания, просветления,
самосовершенствования,
2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:
• земная жизнь полна страданий;
• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;
• от страданий можно избавиться;
• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
3. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.
Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов:
• правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
• правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
• правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
• правильное умение — усердие и трудолюбие;
• правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
• правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
4. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:
• не убий;
• не. укради;
• будь целомудренным;
• не лги;
• не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Древняя китайская
философия весьма специфична. Определяется
это прежде всего ее подчиненностью политической
и моральной практике, т. е. редукцией к
так называемой практической философии.
Вопросы этики, ритуала, управления страной,
построения идеального общества, упорядочения
отношений между "верхами" и "низами"
и т. п. были в ней доминирующими. Совпадение
с политикой было не только проблемным,
но и, скажем так, должностным. Многие философы
представляли влиятельные общественные
силы и служили министрами, сановниками,
послами. "Знание - действие - нравственность"
- эта цепочка в Древнем Китае составляла
одну из главных линий философствования.
Знание оценивалось и отбиралось в соответствии
с задачами нравственного совершенствования
человека. Высшее знание - знание о добродетелях
и правилах поведения великих людей.
Еще один элемент рассматриваемой специфики
- оторванность философских исканий от
конкретных научных знаний, естественнонаучных
наблюдений, опытных свидетельств, экспериментальных
данных. В этой оторванности определенно
просматривается пренебрежительное отношение
к естественнонаучным наблюдениям и прикладным
знаниям как к чему-то явно низкому и недостойному
человека, человека-мудреца. Противостояние
философии и естествознания лишала древнекитайскую
культуру возможности выработать цельное
и всестороннее мировоззрение. Оно пагубно
сказывалось на естественных науках, которые
тем самым обрекались на очень низкий
общественный статус и становились, по
сути, уделом одиночек. Для самой философии
недооценка естествознания обернулась
недостаточной развитостью натурфилософских,
в частности космогонических идей и представлений.
Этот проблемный блок довольно скуден
и, по сути, мифологичен. В общих чертах
древнекитайская космогоническая картина
выглядит следующим образом: вначале был
тай цзи ("великий предел" - хаотически
недифференцированное состояние мира,
бытия); из него выделились инь и ян (две
упорядочивающие силы: темное и светлое,
женское и мужское, земное и небесное);
закон их жизни - дао (взаимопревращение,
или постоянная смена чередование инь
и ян). Инь и ян вместе с опосредующим их
цзы образуют триадическую спираль Дао:
инь - цзы -ян. Отсюда, кстати и объяснение,
почему все древнекитайские философы
называются цзы: Лаоцзы, Кунцзы, Мэнцзы
и т. д. Они занимают срединное, "детское"
(цзы буквально - дитя) положение и являются
мудрецами "центра". Своеобразной
материалистической конкретизацией рассматриваемой
картины мира было учение о "пяти первостихиях"
(воде, огне, металле, земле, дереве). В "Шу
цзин" ("Книге истории") говорится:
"Первое начало - вода, второе - огонь,
третье - дерево. Четвертое - металл и пятое
12; земля. [Постоянная природа] воды - быть
мокрой и течь вниз; огня - гореть и подниматься
вверх; дерева - [поддаваться] сгибанию
и выпрямлению; металла - подчиняться [внешнему
воздействию] и изменяться; [природа] земли
проявляется в том, что она принимает посев
и дает урожай.
То, что мокрое и течет вниз, создает соленое;
то, что горит и поднимается вверх, создает
горькое; то, что поддается сгибанию и
выпрямлению, создает кислое; то, что подчиняется
и изменяется, создает острое; то, что принимает
посев и дает урожай, создает сладкое".
К специфике древнекитайской философии
следует отнести и ее сущностную обращенность
к прошлому, в прошлое. Так, все выдвинутые
ею проекты идеального общества были в
действительности не чем иным, как идеализацией
глубокой древности, "золотого века"
совершенномудрых правителей - Яо, Шуня
и Вэнь-вана. Ярким выражением этой обращенности
был культ предков, состоявший в признании
влияния умерших, их духов, на жизнь и судьбы
потомков.
Для древнекитайской философии характерна
также тесная связь с мифологией, мифами.
Отличительной же особенностью последних
был зооморфный (животноподобный: полуживотные
- полулюди) характер действовавших в них
богов и духов. Важным, системообразующим
элементом мифологии была божественная
сила неба. Древние китайцы свято верили
в то, что все в мире зависит от предопределения
или воли неба. Земля, мир для них всегда
- Поднебесная. Сыном неба перед своими
подданными выступал государь, правитель.
Его почитали как высшего посредника между
людьми и небесными духами. Ссылки на мифы
рассматривались в философии как самые
авторитетные аргументы.
В связи с мифологией следует сказать
и об отношении древней (и последующей)
китайской философии к религии. Это отношение
не похоже на то, что было в греко-римском
мире и особенно в средневековой Европе,
где философия довольствовалась - разумеется,
вынужденно - ролью прислужницы теологии.
Религия здесь проходила тест на философское
обоснование, чтобы быть принятой обществом.
Даже более того, сама философия могла
превращаться в религию. Вот конфуцианство.
Это и философия, и, как канонизированное
учение, - религия.
К особенностям древнекитайской философии
необходимо причислить также слабую разработку
вопросов логики, равно как и сознания,
мышления, познания. Дополнительным препятствием
на пути выработки и развития логико-философской
терминологии был иероглифический характер
китайской письменности. Расцвет древнекитайской
философии приходится на VI-III вв. до н. э.,
которые по праву называют золотым веком
китайской философии. Здесь целое созвездие
имен: Лаоцзы, Кунцзы (Конфуций), Моцзы,
Чжуанцзы, Мэнцзы, Сюньцзы, Шан Ян и Хань
Фэйцзы. Мы остановимся только на первых
двух -Лаоцзы и Конфуции как наиболее представительных,
репрезентативных, для всей древнекитайской
философии.