Древнегреческий философ Эпикур

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:26, доклад

Описание работы

В работе говорится о биография Эпикура, его жизненном пути, трудах

Работа содержит 1 файл

ЭПИКУР.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

ЭПИКУР  (341-270гг. до н. э.)   

Древнегреческий философ (341- 306 гг. до н э) - родился на о. Самос, хотя по происхождению был афинянином, ибо его родители были колонистами из Афин. Впервые в Афинах Эпикур побывал в 323/322 гг. до н.э., а затем отправился в путешествие. Основал философскую школу.

Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и 

этику. В физике Эпикур следовал атомистике Декарта. Признавал блаженно

безразличных  богов в пространствах между  бесчисленными мирами, но отрицал их

вмешательство в жизнь космоса и людей. Девиз Эпикура - живи уединенно Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа

Эпикур  жил в одну из самых мрачных  эпох, какие только знал античный мир  Кровь,

пожары, убийства, грабежи - вот его время. В Афинах с 307 по 261 год до н. э шли

войны и мятежи.

Будущий великий философ, известный античному  миру под именем Спасителя людей,

родился в семье клеруха Неокла, выходца из аттического селения Гаргетта

Некоторые из античных писателей склонны считать, что предки

Неокла  были знатными людьми, но, как утверждал  поэт Еврипид, "злая бедность

заглушит  правду имени", а Неокл был настолько  стеснен в средствах, что ему  с 

трудом  удавалось прокормить четырех своих  сыновей, обрабатывая свой надел и,

кроме того, обучая письму и счету местных  ребятишек. Старшим из его сыновей был,

по-видимому, Эпикур, родившийся 7-го числа месяца Гамелеона, в конце 342 -

начале 341 года до н. э.

Эпикур учился в школе своего отца, как считают античные авторы, и выделялся

незаурядными  способностями. Его мало интересовали поэзия и музыка, Эпикур упорно расспрашивал отца о том, о чем сам Неокл знал значительно меньше - о мудрости Гераклита, Анаксагора и Протагора. Он беседовал с отцом о "Теогонии" Гесиода, философской символикой которой заинтересовался еще в детстве, а потом помогал ему убирать помещение для занятий, обрабатывать земельный участок.

Около 328 года Неокл отправил своего старшего сына учиться в малоазийский город

Теос, где  читали тогда лекции по философии Праксифан и Навсифан. Последний из

них, по свидетельству античных писателей, был последователем Демокрита.

Скорее  всего, Эпикур был недолго слушателем теосского демокритовца, вряд ли отец

мог несколько  лет оплачивать его обучение (впоследствии недоброжелатели не раз 

язвили, что он, мол, учился на медные деньги). Кроме того, у него, с юных лет

отличавшегося самостоятельностью мышления и гордившегося тем, что "он всем

обязан  лишь самому себе", не сложились отношения  с Навсифаном. Скорее всего их

разногласия имели мировоззренческий характер, что подчеркивал сам Эпикур в 

"Письме  к митиленским философам", называя  Навсифана "скверным человеком, 

занимавшимся  такими вещами, посредством которых нельзя достичь мудрости".

Между тем Эпикуру исполнилось восемнадцать и, как афинский гражданин, он должен

был отправиться  в Афины для прохождения воинской службы - так называемой эфебии, первоначальный смысл, которой все более утрачивался по мере того, как некогда богатый и могущественный город превращался в захолустную провинцию.

В Афинах он посещал занятия академика  Ксенократа, слушал речи Аристотеля. Судьба

свела его с Менандром, - юношей "блестящего рода и блестящей жизни", будущим

великим поэтом-комедиографом. Как считают античные авторы, Менандр был одним из ближих товарищей Эпикура по эфебии. Через два года, отслужив в эфебии, Эпикур стал полноправным афинским гражданином, как его прадед, дед и отец. Его отец к этому времени обосновался на ионийском берегу в Колофоне. Туда же отправился и двадцатилетний Эпикур.

Сведения  об этой поре его жизни скудны. Известно, что, пробыв какое-то время у

отца в Колофоне, Эпикур поселился в Митиленах, на острове Лесбос, устроившись

учителем  в школе (лучшее из того, что ему  оставалось), чтобы затем в течение 

почти восемнадцати лет зарабатывать преподаванием, не считавшимся у греков

почетным.  После Митилен он учительствовал в Лампсаке, а туманные сообщения античных авторов позволяют предполагать, что, гонимый нуждой, Эпикур побывал в эти годы (с 322 по 306 год до н э ) и в других малоазийских городах.

Эпикур  все свободное от преподавания время  отдавал изучению философии. Но целиком посвятить себя любимому делу мешал недуг. Уже в молодом возрасте у него появились болезни желудка и мочевого пузыря и Эпикур приспособился к своему мучительному недугу, он стойко переносил мучительные приступы и радовался перерывам между ними.

Источники ничего не сообщают о личной жизни  Эпикура. Неизвестно, был ли он женат, имел ли детей, однако его собственные высказывания и отрывки из писем позволяют предполагать, что своей семьи у него не было.

Не придавая, по-видимому, особого значения чувству любви между мужчиной и

женщиной, считая, что "благородный человек  всего более занят мудростью  и дружбой", что "мудрец не должен быть влюблен", что "любовь дана людям  не от богов" и "ни жениться, ни заводить детей мудрец не будет", с возрастом Эпикур стал еще более отрицательно относиться к любовным отношениям как к некоей досадной помехе разумной и добродетельной жизни.

У Эпикура  не было ни родового поместья, ни денег, ни даже домика под старым

платаном, как у Демокрита в Абдерах. Он никогда не путешествовал по свету как

Пифагор, Платон и тот же Демокрит. Может быть, у него не всегда было даже

достаточно  денег на хороший обед, и он убедил себя в том, что простая пища

ничуть  не хуже и даже во многих отношениях полезнее изысканных, но вредных для

здоровья  яств "Я ликую от радости телесной, питаясь хлебом с водой, и плюю на

дорогие удовольствия - не за них самих, но за неприятные последствия их". И даже

потом, когда его положение заметно  улучшилось, Эпикур, смеясь, утверждал, что 

кусок свежего сыра - это уже для него невиданная роскошь.

Видя, какими путями люди добиваются богатства, Эпикур говорил:"Свободная жизнь

не может  обрести много денег, потому что  это нелегко сделать без раболепства 

перед толпой или правителями, но она имеет  все в непрерывном изобилии. А если

как-нибудь она и получит много денег, то легко может разделить их для  приобретения расположения близких людей". И он, действительно, как отмечают античные авторы, всегда был готов поделиться с друзьями всем, что имел. Но в то же время Эпикур не был сторонником чрезмерного опрощения, пренебрежения условностями, считая, что главное во всем - это чувство меры "Мудрец не будет болтать вздора даже пьяный не станет тираном, не станет жить и киником или нищенствовать".

Эпикур  — один из плодовитейших философских писателей античности. Ему принадлежало около 300 папирусных свитков ("книг") , но от них сохранились в основном лишь названия: " О природе" (его главный труд, содержавший 37 книг), " Об атомах и пустоте", "Краткие возражения против физиков", "О критерии, или Канон", "Об образе жизни", "О конечной цели". В других сочинениях Эпикура трактовались вопросы  музыки и медицины, проблемы зрения и справедливости, но все это погибло, поэтому главными источниками наших знаний об Эпикуре и его учении являются три письма к его ученикам - Геродоту (изложение атомистической физики Эпикура, включая учение о душе и ряд положений его учения о сознании), Пифоклу (астрономические воззрения философа) и Менекею (основные положения этического учения автора).

Сочинения его  лишены литературных достоинств, литературной обработки, образных средств выразительности, которыми блистал и восхищал Цицерона Демокрит. В конце XIX в. среди рукописей, найденных в Ватикане, были обнаружены «Главные мысли» - 40 афоризмов Эпикура. Кроме того, сохранились многочисленные фрагменты из других сочинений и писем. Эти фрагменты собраны в издании работ Эпикура, которое было выполнено Узенером.

Гедонизм  (греч. hedone — «наслаждение») — этическая и поведенческая установка, согласно которой основой природы человека является его стремление к наслаждению, а потому все ценности и ориентации деятельности должны быть подчинены или сведены к наслаждению как подлинному высшему благу. 

Гедонизм  впервые заявляет о себе в древнегреческой школе киренаиков, где он радикализирован в качестве смысложизненного, а окружающий мир понят как объект эстетического и чувственного наслаждения во всех своих выражениях (например, красота бедствия).

Эпикур  стремился, соблюдая меру в наслаждениях, избегнуть страданий, его идеал — самозамкнутая жизнь, полная чувственных и духовных наслаждений, не приносящих пресыщения.  

Христианство  противопоставляет гедонизму аскетизм, однако именно в последнем гедонизм проявляется в форме наслаждения  собственными страданиями. Возвращение к умеренному гедонизму Эпикура и признанию ценности чувственного происходит в период Возрождения, что задало фундамент идей этического эгоизма просветителей 18 в. Эпикур описывает удовлетворение как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья: в философии счастья Эпикура идёт речь о его достижении с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, не повышенным потреблением земных благ, а благодаря заострённому вниманию к истинно необходимым потребностям, к числу которых Эпикур причисляет дружбу.

Утверждая материальное начало в сущности человеческой личности, Эпикур создал своеобразное учение о наслаждении, как цели жизни. Наслаждение состоит в удовлетворении естественных и необходимых потребностей и приводит сначала к достижению душевного спокойствия ("атараксия"), а затем и к счастью ("эвдемония"). Впоследствии, в обыденном мнении философия Эпикура получила сильно упрощенное толкование — эпикуреец тот, кто стремится познать все радости жизни, не останавливаясь ни перед чем, ради получения телесного наслаждения. Однако такое понимание эпикуреизма не имеет никакого отношения к истине.

Настоящее наслаждение, истинное удовольствие, по Эпикуру, — это "отсутствие телесного  страдания". Он писал: "Когда мы говорим, что благо — наслаждение, то это не указание на обжор и  лентяев, ветреников и прощелыг, которые игнорируют или не понимают нашего учения. Мы говорим и указываем на отсутствие телесного страдания, беспокойства. Это не непрерывные празднества, не томление младых дев, не все то, чем изобильный стол нас искушает, но трезвое обсуждение, доискивающееся последних причин каждого акта выбора или отказа, которое разоблачает все фальшивые мнения, от коих все душевные треволнения происходят".

Эпикур  настаивал на удовлетворение естественных и именно необходимых потребностей, т.е. тех, которые связаны с сохранением жизни. Человек, постигший истину в эпикуровском понимании, научается отделять необходимые потребности от излишних и добровольно отказываться от последних. По большому счету, философию Эпикура можно признать аскетической, ибо он настаивал на максимальном ограничении списка необходимых потребностей, удовлетворение которых и позволяет достигнуть блаженства. Приобретению полного счастья человеку мешают страхи, властвующие над ним, которые необходимо преодолевать. Эпикур выделял три вида страха:

Информация о работе Древнегреческий философ Эпикур