Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 14:19, реферат
Классическая философия родилась в эпоху высшего расцвета греческой культуры как попытка постижения окружающего мира, понимания смысла и законов вселенной.
Истоки греческой философии мы можем обнаружить в Египте и Малой Азии, куда путешествовали греки не только в поисках наживы, но и за сокровенными знаниями более древних цивилизаций.
Основные философские идеи и принципы были высказаны греческими философами. Новые времена вряд ли добавили что-то новое.
Между тем философ Древней Греции имел существенное отличие от своих будущих коллег. Он не просто говорил о жизни, он жил так как он говорил. Его философия была не столько в его книгах, сколько в его реальной жизни. Если приходилось страдать за свои убеждения, древнегреческий философ страдал и умирал.
Древнегреческая философия
Классическая
философия родилась в эпоху высшего
расцвета греческой культуры как
попытка постижения окружающего
мира, понимания смысла и законов
вселенной.
Истоки греческой философии мы можем
обнаружить в Египте и Малой Азии, куда
путешествовали греки не только в поисках
наживы, но и за сокровенными знаниями
более древних цивилизаций.
Основные философские идеи и принципы
были высказаны греческими философами.
Новые времена вряд ли добавили что-то
новое.
Между тем философ Древней
Греции имел существенное отличие от
своих будущих коллег. Он не просто говорил
о жизни, он жил так как он говорил. Его
философия была не столько в его книгах,
сколько в его реальной жизни. Если приходилось
страдать за свои убеждения, древнегреческий
философ страдал и умирал.
В то время философия не была достоянием
библиотечных полок, правители государств
считали за честь быть философами.
ШКОЛЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Первым назвал философию
философией, а себя философом Пифагор в
VI в. до н.э. Но первое упоминание о философии
встречается немного раньше Пифагора:
на Пифийских играх в 582 г. вводятся мусические
состязания, в том числе состязания в мудрости.
Там впервые упоминаются знаменитые семь
мудрецов.
Одновременно в середине - второй половине
VI в. до н.э в Малой Азии возникают крупные
культурные центры, в том числе Милет - родина Фалеса, Анаксимандра и
В 532 г. до н.э. Пифагор основывает в Италии
свою Школу. Собственно, с этого момента
начинается античная философия, которая
завершится через тысячу с небольшим лет,
в 529 г., когда эдиктом императора Юстиниана
будут закрыты последние языческие школы
и последний схоларх Академии Дамаскин
вынужден будет покинуть Афины. Греческая
философия возникла на Востоке, в Малой
Азии и в Великой Греции (юг Италии), достигла
расцвета в Афинах и через Александрийские
школы и Родос перешла в Рим.
В 60-х г. V в. до н.э. в Афинах возникает течение
софистов - учителей красноречия; в противовес
этому появляется учение Сократа, а через
40 лет, после смерти учителя, - школы его
учеников.
Самой знаменитой школой стала Академия Платона (387
г. до н.э.), последние следы деятельности
которой можно увидеть почти 2000 лет спустя
- в эпоху Возрождения.
В 335 г. до н.э. ученик Платона
Аристотель основал собственную школу
- Ликей, или Перипат.
По подсчетам римских историков, в Древней
Греции было 288 философских учений, из
которых помимо великих философских школ
выделяется учение киников и киренских
философов. В 306 г. афиняне издают закон,
запрещающий под страхом смертной казни
открывать новые философские школы. И
хотя через год его отменяют, в Афинах
остается четыре большие школы: Академия
Платона, Ликей Аристотеля,
Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская
школа).
В истории греческой философии выделяют
три периода: космополитический (до Сократа),антропологический (
Семь мудрецов
Знаменитые греческие мыслители и законодатели
VII-VI вв. до н.э. за практическую жизненную
мудрость и государственный ум назывались
мудрецами. Все они слыли миролюбивыми,
остроумными, справедливыми и гуманными
людьми. Всего называют около 20 мудрецов,
но наиболее популярными были Фалес
из Милета, Биант из
Приены, Солон, Питтак
из Метилены, Клеобул
из Линда, Хилон из Спарты
и Периандр из Коринфа. Среди эллинов
быыли очень популярны их изречения: "Соблюдай
меру" (Фалес), "Ничего слишком"
(Солон), "Познай самого себя" (Хилон),
"Лучше всего - знать меру" (Клеобул),
"Думаю, затем действую" (Биант) и
многие другие. Питтак известен тем, что
был правителем Лесбоса и первым издал
в Греции письменные законы. Периандр
был правителем Коринфа. Он добился его
величайшего экономического и культурного
расцвета, а также основал Истмийские
игры.
Солон (640-560 до н.э.) был афинским архонтом.
Для того чтобы преодолеть затяжной кризис
государства, он произвел ряд реформ, распределявших
права и обязанности граждан в зависимости
от размеров имущества так, что зажиточные
граждане имели больше прав, но и больше
ответственности перед государством.
В своих элегиях Солон писал о месте человека
в обществе, о личной ответственности
человека, о корысти и алчности, которые
губят человека и государство.
Фалес (640-546) - основатель милетской,
или ионийской школы - первой философской
школы. Он был одним из родоначальников
философии и математики, первым сформулировал
геометрические теоремы, изучал астрономию
и геометрию у египетских жрецов. Фалес
стал основателем натурфилософии и сформулировал
две ее основные проблемы: начала и всеобщего.
Началом он полагал воду, в которой покоится
земля, а мир считал наполненным богами,
одушевленным. Также Фалес разделил год
на 365 дней.
Досократики
Досократики - это условное понятие,
введенное в ХХ веке. Оно охватывает философов
и философские школы, предшествовавшие
Сократу. К ним относят философов ионийской
школы, пифагорейцев, элеатов, Эмпедокла,
Анаксагора, атомистов и софистов.
Ионийская (или милетская, по месту возникновения)
школа - древнейшая натурфилософская школа.
Она была основана Фалесом, в нее входили
Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.
Основным вопросом школы стало определение
первоначала, из которого возник мир. Каждый
из философов в качестве этого начала
определял одну из стихий. Гераклит говорил,
что все рождается из огня путем разрежения
и сгущения и через определенные периоды
сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей
в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) - принципа
разумного единства, который упорядочивает
мир из противоположных начал. Логос управляет
миром, и познать мир можно только через
него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие
Нуса (Ума), организующего космос из смеси
беспорядочных стихий.
Анаксимандр (610 - ок. 540) считал началом
всего бесконечную природу - нечто среднее
между четырьмя элементами. Он говорил,
что возникновение и уничтожение миров
представляет вечный циклический процесс.
Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра,
считал первоначалом воздух. Разрежаясь,
воздух становится огнем, сгущаясь - ветром,
водой и землей.
Натурфилософы также разработали понятие
Всеобщего (Космоса), управляемого физическими
законами и претерпевающего циклическое
развитие. С ионийской школой связывают
зарождение основ астрономии, математики,
географии, физики, биологии и др. наук.
Пифагор и его школа
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА
Школа была основана Пифагором в Кротоне
(Южная Италия) и просуществовала до начала
IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались
практически сразу после смерти Пифагора
в 500 г. По сути, это была первая философская
школа, религиозно-философское аристократическое
братство; она имела большое влияние на
греческие полисы Южной Италии и Сицилии.
Союз отличался строгими обычаями и высокой
нравственностью. Образ жизни пифагорейцев
вошел в историю: как рассказывают легенды,
учеников Школы всегда можно было узнать
по их внешнему облику и благородному
поведению.
Однако и облик, и поведение были лишь
следствием взглядов философов на человеческую
душу и ее бессмертие, подразумевавших
в здешней, земной жизни определенное
воспитание. В этом они близки к своим
предшественникам - орфикам, последователям
учения, проповедывавшего чистейшую нравственность
и суровый аскетизм; основателем его считается
легендарный Орфей. Согласно этим воззрениям,
душа человека проходит в своем развитии
несколько этапов, в частности ряд воплощений
на физическом плане, смысл которых - приобретение
внутреннего опыта, достижение катарсиса,
очищения от наследия ранних этапов развития.
Этому служили нравственные принципы,
которым следовали пифагорейцы: "Быть
всегда в словах и поступках стремись
справедливым", "Пусть - что важнее
всего - твоим главным судьей станет совесть".
Утром и вечером - в часы, наиболее подходящие
для размышлений - следовало окинуть мысленным
взором все, что сделано и что предстоит
еще сделать: "В успокоительный сон
не должно тебе погружаться прежде, чем
снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем
деле, в чем провинился? Что мог совершить?
И чего не исполнил?"
Пифагорейская школа положила начало
математическим наукам. Числа понимались
как суть всего существующего, им придавался
мистический смысл. Основу пифагорейской
математики составляет учение о декаде:
1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все
процессы, происходящие в мире. В частности,
декада отображает законы музыкальной
гармонии: через нее выражаются основные
музыкальные интервалы - октава (2:1), квинта
(3:2), кварта (4:3). Математический метод в
современной науке в этом смысле является
следствием популяризации и демистификации
пифагорейского учения.
Пифагорейцам принадлежит
учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде,
отражающем гармонию Солнечной системы,
где каждой планете соответствует определенная
нота, а все вместе они создают интервалы
музыкальной гаммы. Ими же положено и начало
музыкальной психологии: музыка использовалась
как средство воспитания и исцеления души
и тела.
В пифагорейской школе начали развиваться
астрономия и медицина. Ею создано множество
аллегорических комментариев Гомера,
а также грамматика греческого языка.
Таким образом, пифагорейцев можно считать
родоначальниками гуманитарной, естественной,
точной и систематической наук.
Сократ
Мифический образ Сократа был сформирован
благодаря дошедшим до нас диалогам Платона
и "Воспоминаниям" Ксенофонта. К сожалению
теперь трудно отделить философию Сократа
и идеи самого Платона, высказанные в диалогах.
Мысли Сократа послужили основой для
развития большинства последующих философских
школ, которые основывали его ученики,
в том числе и Академии Платона.
Суть собственной философии Сократ объяснял
одной фразой: "Я знаю только одно, что
я ничего не знаю."
В своих беседах Сократ не отвечает
на вопросы, он ставит их, искуссно побуждая
собеседника к самостоятельному поиску
истины. А когда тот казалось бы близок
к ней, Сократ находит новые аргументы
и доводы, чтобы показать тщетность этих
попыток.
В этом подходе Сократ являлся противником
софистов, пытавшихся приобретать знания
и умения в результате обучения.
Софисты
Появление школы софистов явилось ответом
на потребность демократии в образовании
и науках. Странствующие учителя за деньги
могли обучить любого искусству речи и
др. Их главная целью было подготовить
молодежь к активной политической жизни.
Платон в последствии обвинял софистов
за подобную торговлю знаниями.
Платон и Академия
Платон объединил в своем учении ценности
двух своих великих предшественников:Пифагора и Со
Диалоги Платона пробуждают интерес
и учат размышлению над весьма серьезными
проблемами жизни, которые не сильно изменились
за две с половиной тысячи лет.
Наиболее значимыми в философии Платона
являются представления об Идеях, Справедливости
и Государстве. Он пытался сочитать философское
и политическое. Он готовил в своей школе
правителей-философов, способных править
справедливо, исходя из принципов общего
блага.
Аристотель
Долгое время Аристотель был членом Академии
Платона. В 335 г. до н.э. Аристотель основал
в Афинах собственную школу, отличавшуюся
исключительно философской направленностью.
Он оставил значительно количество трудов:
"Метафизика", "Физика", "Этика",
"Риторика" , "Политика" и др.
Названия этих произведений говорят сами
за себя. Однако стройную систему Аристотеля
тяжело синтезировать по его работам,
представляющим из себя зачастую сборники
лекций и курсов.
Одним из самых важных результатов деятельности
Аристотеля в политике было воспитание
Александра Македонского, который будучи
вдохновленный идеями философа и собственными
стремлениями всего за 9 лет создал Великую
Империю.
На развалинах Империи возникли Эллинистические
государства и новые философы.
Эллинистические школы.
Эпикуреизм
Эпикур основал в Афинах в 306 г. до н.э.
школу, где и преподавал свою философию
наслаждения. Но Эпикур говорил не о
чувственном наслаждении, которое невозможно
насытить. Он имел в виду удовольствие
покоя, как отсутствие страдания. Говорит
ли Эпикуро богах, о вселенной, о дружбе
и т.д., он всегда подчеркивает необходимость
научиться наслаждаться всем этим. Все
основные философские понятия он рассматривает
через призму духовного наслаждения.
Эллинистические школы.
Стоицизм
Школа стоиков, основанная Зеноном в конце
IV в. до н.э., существовала еще во времена
Римской империи. Главной идеей стоицизма
является покорность судьбе и фатальность
всего сущего. Зенон так говорил о стоике:
"Жить последовательно, т.е. согласно
с единым и гармоническим жизенным правилом,
ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы."
Эллинистические школы.
Скептицизм
Философия скептицизма - это философия
покоя, безмятежности души, воздержания
от всяких суждений. Скептик говоря о вещях
и собтиях не оценивает их, он просто воспроизводит
факты.