Древнегреческая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:13, реферат

Описание работы

Древнегре́ческая филосо́фия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого концаантичности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.

Работа содержит 1 файл

Древнегреческая философия.docx

— 29.40 Кб (Скачать)

Древнегреческая философия


Древнегре́ческая филосо́фия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого концаантичности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.

В соответствии с принятой периодизацией  историю античной философии разделяют  на три периода:

  • Ранняя греческая философия (до V в. до н. э.)
  • Классическая античная философия (V—IV вв. до н. э.)
  • Философия эллинизма
    • Ранний эллинистический период (кон. IV—I вв. до н. э.)
    • Поздний эллинистический период (кон. I в. до н. э.-VI в.)

Досократовский период


Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали как на её родоначальников на фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времен Аристотеля считается первым философом Греции. Он — представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.

За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (кон. V в. до н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 до н. э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400—365 до н. э.). Её приверженцем был также скульптор Поликлет Старший (кон. V в.до Р. X.).

Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой, является завершением досократовской космологии. К этому же периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий,Продик).

Классический период

Платон


Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю —Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.

Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии; важнейший представитель средней Академии — Аркесилай; новой — Карнеад; за Академией следует т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с др. входили Плутарх Херонейский (ок. 45 — 120) и Фрасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия).

Сторонники Аристотеля, большей  частью известные учёные, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних  перипатетиков наряду с другими  известны ботаник и характеролог Теофраст, теоретик музыки Аристоксен (ок. 350 до н. э.), историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков — физикСтратон, географ и астроном Аристарх Самосский (ученик Стратона, ок. 250 до н. э.) и Клавдий Птолемей (ок. 150 н. э.), врач Гален, комментатор Аристотеля Андроник Родосский (ок. 70 до н. э.).

Эллинистическая философия


В эллинистический и римский  периоды получили развитие многие школы  философии. На античную философию этого  времени имели влияние также  элементы индийской философии. Самые известные школы эллинистической философии:

  • эпикуреизм;
  • скептицизм;
  • стоицизм;
  • неоплатонизм.
  • Экономическое обоснование

1. Повышение уровня производительных сил по сравнению с первобытно-общинным, родовым строем. 
2. Дифференциация труда и ремёсел, развитие торговли, развёртывание различных форм рабовладения. Появляется необходимость в знаниях, их передаче и распространении среди знати. 
3. Распространяются города, появляются города-полисы. На этом этапе ценятся уже не только сугубо практические знания. Развитие прямой демократии обуславливает необходимость получения знаний, направленных на привлечение народа на свою сторону. Активно развивается риторика, а затем значение приобретает не только внешняя форма, но и содержание речей. Появляются «учителя мудрости» — софисты. 
4. На смену полисам приходят монархии — возрастающая централизация власти обуславливает дальнейшее направление и препятствия для свободного развития философской и политико-правовой мысли.

Борьба и запрет древнегреческой  философии христианством


Феодосий I Великий преследовал представителей Древнегреческой, античной философии, религии, которых христиане считалиязычниками — В 384—385 годах рядом указов предписано уничтожение античных храмов: Храм Артемиды Эфесской, Храм Артемиды Гемеры и т. д.

Префект Востока Кинегий, при помощи вооружённой силы и вместе с христианскими монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры.

Эдикт 391 года, ещё более строгий, нанёс последний удар «язычеству», запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах.

В 391 году толпа христиан-фанатиков под руководством патриарха Феофила разрушила и сожгла Александрийскую библиотеку, которая была хранилищем книг по античной философии. Однако и у церковного историка Сократа Схоластика (лат. Socrates Scholasticus), и у языческого автора Евнапия Сардийского (лат. Eunapius of Sardis) говорится лишь о разрушении языческих храмов и нет упоминаний об уничтожении книг. Более того, неизвестно, сколько книг к тому моменту находилось в Серапеуме, и находились ли они там вообще.

В Риме из залы сената окончательно и  навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»), признававшаясяпалладиумом древней религии. Оппозиция старо-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила решений Феодосия; священный огонь Весты был потушен (394), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игрв Греции. Фактически практика язычества продолжалась в глухих углах империи.

В 529 году декретом византийского императора Юстиниана был закрыт последний оплот древнегреческой философии —Платоновская академия.

По некоторым данным так же был  факт изгнания последователей древнегреческой  философии из Византии к арабам (требует  уточнения даты), что привело к  развитию философии(теологии) у мусульман. Этот факт повлиял на сохранение некоторых трактатов древних философов у арабов и последующее появление в Европе (через Испанию) переводов трудов Аристотеля и Платона.

Значимость


Древнегреческая философия оказала  определяющее влияние на всю историю  западной и отчасти даже мировой  философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны  именно античности. Расцвет древнегреческой  философии приходится на V—IV вв. до н. э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли (см. Европейская философия).


Информация о работе Древнегреческая философия