Древнегреческая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и изучение древнегреческой мифологии.

Содержание

Введение
1. Древнегреческая мифология: источники и общая характеристика
1.1 Источники греческой мифологии
1.2 Общая характеристика
2. Периоды развития греческой мифологии
2.1 Доолимпийский период
2.2 Олимпийский период
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

философ.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Московский  государственный  университет

технологий  и управления

      Им. К. Г. Разумовского 
 

      Кафедра: Педагогики и психологии 
 

      Контрольная работа

      Предмет: Философия

      Тема: Древнегреческая  философия 
 
 

                               Выполнила студентка  1 курса

                                                                           Специальность: Психология

                                                                           Ф. И. О.: Медицкая  Ю. А.

                                                                           Проверил:

                                                                           Подпись: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение

1. Древнегреческая  мифология: источники и общая  характеристика

1.1 Источники  греческой мифологии

1.2 Общая характеристика

2. Периоды развития греческой мифологии

2.1 Доолимпийский  период

2.2 Олимпийский  период

Заключение

Список литературы

 

       Введение

 

      Актуальность  выбранной тематики работы обусловлена  тем фактом, что мифология Древней  Греции оказала огромное влияние  на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.

      Сущность  греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь  одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную), но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Афины Паллады - воительницы, относятся к определенному периоду развития греческой мифологии. Такими периодами являются: древнейший хтонический, или дофессалийский, доолимпийский; фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.

      Целью данной работы является рассмотрение и изучение древнегреческой мифологии.

 

       1. Древнегреческая мифология: источники и общая характеристика

      1.1 Источники греческой мифологии

 

      Сведения  о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы - художественной и научной. Основными источниками изучения греческой мифологии являются "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Миф у Гомера излагается как объективное явления, сомнений в реальности которого у автора не возникает. Иное отношение к мифологии у Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов ("Теогония"), обнаруживая большую склонность к хтонической мифологии. В классической лирике (7-5 вв. до н.э.), где мифология служит средством для передачи самоощущений и излияний личности, миф сам по себе в значительной мере блекнет, но в нем выдвигаются неведомые Гомеру и Гесиоду моменты. Греческая драма (V в. до н.э. - Эсхил, Софокл, Еврипид) явилась синтезом внеличного, созерцательного эпоса и личного субъективного самоощущения в лирике. В трагедии судьба, рок - вся эта трудно усваиваемая бездна античного пессимизма получила свою логику, историю, свои образы. Из комедиографов к образам греческой мифологии обращался Аристофан (5 в. до н.э). Эллинистическая поэзия - Феокрит, Бион, Мосх (4-3 вв. до н.э.) и другие авторы - дает ряд мелких и изящных мифологических образов. Немаловажный мифологический материал, изобилующий экзотическими именами, содержат гимны Каллимаха (3 в. до н.э.). Из поэтов-александрийцев особенно интересен Аполлоний Родосский (3 в. до н.э.), изложивший в поэме "После Гомера" события после смерти Гектора до взятия Трои и Нонн Панополитанский (5 в), который в поэме "Дионисовы песни" сообщает много фактов в связи с рождением и жизнью Диониса. Источниками для изучения греческой мифологии являются также труды Филострата Старшего и Филострата Младшего (3 в. н.э.). Каллистрата (4 в) и эпиграмматистов (Мелеагр, 1 в. до н.э., и др.).

      Из  собраний гимнов важны так называемые Гомеровские гимны, пять из которых (к Аполлону - два, к Гермесу, Афродите и Деметре) возникли в классический период (но позже "Илиады" и "Одиссее"), остальные - в эллинистическую эпоху. В так называемых Орфических гимнах, восходящих к 6 в. до н.э., но составленных в целом в 3-2 вв. до н.э., содержатся эпитеты богов, помогающие анализировать мифологические образы. Третье собрание гимнов - гимны Прокла (5 в. н.э.) резюмируют работу античной мифологической мысли над рядом центральных образов.

      Сведения  по греческой мифологии содержатся и в произведениях римских авторов 1 в. до н.э. - 2 в. н.э. (Овидий, Вергилий, Гораций, Лукреций Кар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций, Лукиан, Силий Италик). "Метаморфозы" Овидия представляются собой по существу мифологическую энциклопедию.

      При изучении греческой мифологии используются сочинения историков: Геродота (5 в. до н.э.), Полибия (3-2 вв. до н.э.), Диодора Сицилийского, Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия (1 в. до н.э.), географа Страбона (1 в. н.э.), а также сохранившиеся во фрагментах сочинения логографов и генеалогов Гекатея, Акусилая, Асклепиада и других. Среди этих авторов выделяются Ферекид и Гелланик, у которых находим целую космогонию.

      Из  антикваристов-археологов выделяется Павсаний (2 в. н.э.), который путешествовал  по Греции и свои описания памятников старины уснащал разнообразными мифологическими сюжетами. Сведения по греческой мифологии содержатся также у Варрона (2-1 вв. до н.э.)

      Греческая философия тесно связана с  греческой мифологией, философы разных эпох стремились осмыслить мифологию в целом и отдельные мифы. Одним из стоиков, Луцием Аннеем Корнутом (1 в. н.э.) составлено руководство по греческой мифологии. Из сочинений эклектиков и философов позднего эллинистического периода особенный интерес представляют сочинения Плутарха (1-2 вв. н.э.) и Атенея (3 в. н.э.), а также Цицерона (1 в. до н.э.), дающего классификацию богов. У неоплатоника Плотина (3 в. н.э.) содержатся сведения о ряде важных мифологических образов и трактат об Эроте, у Порфирия (3 в. н.э) - ценные фрагменты из ранних авторов и рассуждение "О пещере нимф". Обширные комментарии Порфирия к "Илиаде" и "Одиссее" послужили источником для позднейших комментаторов Гомера - Цеца и Евстафия, а его сочинение "О статуях" - источником для Евсевия и Макробия. Философия греческой мифологии была систематизирована Проклом (5 в. н.э.), большое количество известий о древнейших теогониях и космогониях собрано Дамаскием (5-6 вв.)

      Мифографы - собиратели и излагатели мифов - появились  в Греции не позднее 5 в. до н.э. К ним  относятся софист Гиппий, а также  ряд ранних историков и философов: Геродор Гераклейский, Анаксимен  Лампсакский, Асклепиад Трагильский, Гераклид Понтийский, Дикеарх Мессенский. Дионисий Самосский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы. Ученику Аристотеля Палефату принадлежит сборник мифологических рассказов под названием "О невероятном".

      Особенно  много для собирания и толкования древних мифов сделали александрийцы (4-2 вв. до н.э.): Каллимах, Истр, Филостефан, Лисимах Александрийский, Аполлодор Афинский (ему приписывают обширную мифологическую "Библиотеку", дающую подробное изложение теогонии и главнейших мифических родословных Девкалиона, Инаха, Агенора, Пеласга, Атланта, Асопа, Кекропа и Пелопа), Аполлодор излагает мифы по Гомеру, Гесиоду и особенно трагикам. Собранный материал послужил источником для многих позднейших схолий. Из собирателей более позднего времени следует упомянуть Филодема (труд "О благочестии"), Дидима (послужившего, по-видимому, источником для схолий к Софоклу, Еврипиду и Пиндару) и Феона (послуживашего источником для схолий к Каллимаху, Никандру, Ликофрону, Феокриту и Аполлонию Родосскому).

      Из  грамматиков выделяется Парфений Никейский (1 в. до н.э.), автор сочинения "О любовных страстях". Из мифологов - Гигин (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.), Поздние мифографы делятся на две группы: Собиратели мифов "превращений" и "звездных" мифов. К первой группе относятся Никандр Колофонский, Антигон Каристийский и Бой (их сочинения - прямые источники "Метаморфоз" Овидия), а также Антонин Либерал - автор 41 рассказа о "превращениях" (вероятно, 1 в. до н.э.). Ко второй группе мифографов относятся Эратосфен (3 в. до н.э.), которому приписываются "Катастеризмы" (букв "Превращения в звезды"; Арат Солский (4-3 вв. до н.э.) с его "Феноменами", где в стихотворной форме излагаются мифы о звездах; анонимные комментарии к Арату; "Астрономия", приписываемая Гигину. Из христианских апологетов для греческой мифологии важен "Протрептик" Климента Александрийского (3 в. н.э.).

      На  рубеже 5 и 6 вв. появилась книга мифов  Фульгенция, подражавшего историку Птолемею Хенну (1 в. н.э.), известному по "Библиотеке" Фотия и некоторым цитатам из Евстафия и Цеца; она отличалась часто некритическим отношением к мифографическим источникам. Иоанну Педиасиму принадлежит сочинение о двенадцати подвигах Геракла, созданное на основе "Библиотеки" Аполлодора. Известны очень поздняя анонимная обработка в прозе "Метаморфоз" Овидия и сочинение некоего Гераклита, содержащее 39 мифов.

      Большую ценность представляются сочинения  трех мифографов 7 в., известных под названием Ватиканских мифографов. Эти авторы, заимствуя друг у друга, а также из Сервия и поздней комментаторской литературы, дают в систематическом виде обзор всей античной мифологии. Изложение изобилует множеством разного рода вариантов и отдельных редкостных мелочей.

 

      1.2 Общая характеристика 

      При рассмотрении греческой мифологии  в развитии, в пределах каждого отдельного мифа устанавливаются и прослеживаются разновременные рудименты, которые сосуществуют с ферментами нового, возникающего в сюжете мифа. Например, в мифе о рождении Афины Паллады в полном вооружении из головы Зевса, проглотившего свою забеременевшую супругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлений и каннибализма, предшествовавшие развитому патриархату, примат мужского индивидуума над женским и символику мудрости верховного божества - свидетельства патриархата; наконец, гротеск, свойственный времени распада общинно-родовой формации и начальному периоду греческой классики.

      Один  и тот же мифологический мотив  может составлять основное содержание мифа и играть второстепенную роль. Для эпохи последовательного зооморфизма отождествление солнца с быком является центральным содержанием мифа о солнце, так же как совиный вид Афины Паллады - основное в содержании мифа. Но в гомеровской мифологии в связи с тем, что центральное содержание мифа о солнце для этого времени было уже антропоморфическим, солнце, воплощенное в быке, стало рудиментом. Аналогичен по своему происхождению рудиментарный характер совоокости Афины Паллады у Гомера с изменением основного содержания мифа.

      Греческая мифология в ее наиболее развитом, так называемом классическом, состоянии представляет собой мифологию героическую, а не стихийно-фетишистскую и не стихийно-демоническую (эти два типа мифологии относятся к хтонической мифологии). Героическая мифология связана с периодом патриархата, однако, в ней прослеживаются главнейшие типы хтонических рудиментов. Это, прежде всего, генетические рудименты, указывающие на происхождение: Ахилл - сын морской богини, Ио - дочь агросской реки Инах и др. Субстанциальные рудименты основаны на отождествлении разного рода предметов или существ: луна - корова, солнце - бык, Инах - река и царь Агроса и др. Многочисленны ипостасные элементы: Агамемнон - ипостась Зевса, Ифигения - ипостась Артемиды и т.д. Огромное количество рудиментов имеет метаморфозный, или оборотнический, характер: Зевса вступает в брак с Данаей в виде золотого дождя, с Семелой - в виде грома и молнии, с Европой - в виде быка и т.д. Из иконографических рудиментов (т.е. относящихся к внешнему виду определенного мифологического персонажа) в мифах фигурируют змеиный хвост у Кадма, рога и копыта у Пана, совиные глаза у Афины, коровьи у Геры и др. Некогда самостоятельные божества, демоны или герои выступают теперь в виде закостеневших внешних придатков (атрибутивные рудименты) к другим персонажам: орел и Ника около Зевса, сова или змея около Афины. Тому или иному мифологическому образу постоянно сопутствуют также функциональные рудименты: перун Зевса, лук и стрелы Аполлона, трезубец Посейдона, жезл и крылатые сандалии Гермеса и др.

      Если  рудимент мифа отражает его прошедшее, то фермент указывает на будущее развитие мифа. У Гесиода Ехидна - полузмея-полудева, она прекрасна, но зловредна, ненавистна людям. Этот мотив отвержения Ехидны - элемент в мифе, объясняющий стремление человека обуздать стихийные силы природы. Тантал наказан за человеческое жертвоприношение, это - несомненно фермент, свидетельствующий о позитивных сдвигах в морали. Прометей у Гесиода представлен заурядным обманщиком, вздумавшим перехитрить самого Зевса. Но именно этот момент противодействия Зевсу в дальнейшем лег в основу эсхиловской концепции Прометея-богоборца.

      Между составляющими миф элементами устанавливаются  не только хронологические, но и самые  разнообразные смысловые связи, образующие мифологические комплексы. Один из таких комплексов - комплекс-интерполяция - состоит из отдельных смысловых элементов, связанных более или менее механически. Примером такого комплекса является гомеровское представление о тенях в загробном мире, которое дается в XI песне "Одиссеи". Если комплекс-интерполяция пронимается как объединение в одно целое чуждых друг другу элементов без всякой мотивировки, то комплекс-компиляция есть объединение элементов, также несходных или противоположных, но это объединение уже определенным образом мотивировано. Аполлон, Артемида и Лето первоначально были демонами совершенно разного прохождения, никак между собой не связанными. Их объединение - Аполлон и Артемида как дети Лето от Зевса - есть мифологический комплекс-компиляция. Олимпийская семья богов, образовавшаяся в результате объединения европейских и малоазиатский божеств - тоже компиляция, поскольку присоединенные азиатские божества стали трактоваться как дети Зевса и Геры.

Информация о работе Древнегреческая философия