Doctor angelicus Фома Аквинский и современный неотомизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 05:21, реферат

Описание работы

Характерная черта XIII века - медленное, но неуклонное формирование зачатков нового, капиталистического строя. Развитие товарно-денежного хозяйства в странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.

Содержание

1. Введение...............................................................................................................3
2. Фома Аквинский. Биография………………………………………………….5
3. Томизм…………………………………………………………………………..8
4. Неотомизм……………………………………………………………………..20
5. Заключение…………………………………………………………………….23
6. Список литературы……………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Фома Аквинский и современный неотомизм.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

 


4.    Неотомизм

 

Постепенно, в течение XVII и XVIII веков, изучение трудов великих схоластиков пришло в упадок. Основными причинами, повлекшими перемену, было бурное развитие общества: протестантизм, гуманизм, изучение природы и Французская революция. Философия между тем отстала от этого - открытия Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона не были с благосклонностью встречены схоластиками; в обществе же в почете были экспериментальные науки; к схоластикам, включая св. Фому, относились с пренебрежением. Колоссальные сдвиги, потрясшие Европу в период с 1798 по 1815 год, повлияли как на Государство, так и на Церковь. Лувенский университет, бывший по преимуществу томистским, был вынужден закрыться, другие значительные центры изучения были закрыты, либо с трудом могли продолжать свою работу. Доминиканский орден, естественным образом приносивший миру наиболее горячих сторонников томизма, был разбит во Франции, Германии, Швейцарии и Бельгии. Голландия была почти полностью разгромлена, Австрия и Италия боролись за само свое существование.

В течение некоторого времени философия Фомы не играла заметной роли в философском диалоге, развиваясь в узко-конфессиональных рамках, однако с конца XIX века томизм снова начинает вызывать широкий интерес и стимулировать актуальные философские исследования; возникает ряд философских направлений, активно использующих философию Фомы, известных по общим наименованием «неотомизм».

 

Неотомизм возник во второй половине ХIХ в., когда в 1879 г. папа Лев ХIII обратился с энцикликой (посланием) «О восстановлении в католических школах христианской философии в духе ангельского доктора святого Фомы Аквинского». В самом Ватикане, затем в Бельгии и других странах были созданы центры и кафедры и даже институты по развитию томизма. Границы влияния неотомизма охватывают католические страны: Италию, Испанию, Бразилию и др.

Представители неотомизма Ж. Маритен, Г. Веттер, И. Бохенский, В. Маркони и др. подчеркивают, что в неотомизме сохраняются все исходные принципы томизма. Следуя заветам своего учителя, они отстаивают постулат о гармонии веры и разума. Назначение разума они видят в том, чтобы доказывать основные положения христианского вероучения – существование бога, бессмертия души и др. В то же время они подчеркивают ограниченность разума, а значит научного познания. Свету разума недоступны глубокие тайны религиозного учения: тайна троичности бога, идея сотворения мира из ничего и т.п. Эти и другие сокровенные истины можно постичь с помощью веры. Задачу философии они видят в том, чтобы добиться обоснования христианского вероучения, используя все средства философской методологии и достижения современной науки.

Философское учение неотомизма представляет собой систему различных дисциплин, охватывающих метафизику, гносеологию, натурфилософию, этику, эстетику, философию истории и другие разделы. Ядро неотомисткой философии составляет метафизика, включающая учение о бытии как таковом, учение о боге, о мире и человеке. При этом неотомисты не только восстанавливают доказательства бытия бога, систематизированные еще Ф. Аквинским. Опираясь на теории «тепловой смерти Вселенной», «разбегающейся Вселенной» и др., они стараются привести новые аргументы в пользу существования бога. В учении о человеке неотомисты упорно придерживаются мнения, что бытие личности заключается в ее отношении к богу. Главное в человеке это его душа. Она создается богом в момент рождения человека. Она должна быть предметом особой заботы во время жизни человека, так как после его смерти она несет на себе весь груз ответственности за его земные деяния.

Важное место в неотомизме занимает теодицея, т.е. оправдание явного противоречия между верой во всемогущего, всемудрого и благого бога и существующими в мире зле и несправедливости. Главным аргументом теодицеи является апеллирование к свободе воли человека. Сама по себе свобода воли признается как величайшее благо, источник нравственности как свободного волеизлияния (духовности). Но это благо содержит в себе возможность злоупотребления им. И в этой возможности корень всего зла в мире. Таким образом с бога снимается вся ответственность за царящее в мире зло. Надежды на мир, свободный от зла, объявляются не только иллюзорными, но и богохульными. Они не возвеличивают, а только умоляют бога и не совместимы с христианством, поскольку основаны на убеждении, что мир мог бы быть устроен лучше, чем устроил его создатель.

Итак, мир не может быть изменен, ибо бог не может быть изменен. Отсюда требование католической церкви – нужно принять мир таким, каким он есть, восхваляя его творца. В этой формуле заключена квинтэссенция всего томизма, в том числе и неотомизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.    Заключение

 

Основа томизма и неотомизма - это Бог, чистое бытие, духовное первоначало. Данная основа находит современное прикладное применение: религиозное постижение естественно-научных теорий, обоснование существования высшего существа с помощью космологических аргументов, пересмотр традиционной иерархии католических ценностей с позиций приоритета проблемы человека и др.

В настоящее время неотомизм продолжает развиваться, включая в себя отдельные положения экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии и других течений современного идеализма.

Таким образом, философия Фомы Аквинского послужила отправной точкой для дальнейшего развития современной философии, проявившейся в таком философском направлении как неотомизм, которое на данный момент имеет огромное количество последователей и продолжает развиваться.

Современный томизм представляет собой теологическую интерпретацию новейшего естествознания, попытки соединить учение Фомы Аквинского с философскими идеями Иммануила Канта, Георга Гегеля, Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.    Список литературы

 

      "История философии в кратком изложении"- М., Мысль, 1995.

      Электронная энциклопедия Википедия - ru.wikipedia.org, статья «Фома Аквинский»

      Боргош Ю. Фома Аквинский. — М., 1966. (2-е изд.: М., 1975)

      История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002

      Большая Советская Энциклопедия, электронная версия на сайте www.yandex.ru, статьи «Томизм», «Неотомизм», «Фома Аквинский»

 

 

 

24

 



[1] "История философии в кратком изложении"- М., Мысль, 1995.

 

[2] Электронная энциклопедия Википедия - ru.wikipedia.org, статья «Фома Аквинский»

Боргош Ю. Фома Аквинский. — М., 1966. (2-е изд.: М., 1975)

История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002

[3] Большая Советская Энциклопедия, электронная версия на сайте www.yandex.ru, статья «Томизм»

 

[4] Боргош Ю. Фома Аквинский. – М.: Мысль, 1975. - с.91

[5] здесь и далее в подпунктах - Электронная энциклопедия Википедия - ru.wikipedia.org, статья «Фома Аквинский»


Информация о работе Doctor angelicus Фома Аквинский и современный неотомизм