Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:11, реферат
Во все времена и века, у всех народов были мудрые учителя, учившие их праведной жизни. Учения многих из них дошли и до нас. Читая об них, мы часто забываем, каким трудом, какими страданиями духа и тела досталось им это познание истины. Нам кажется, что эти мудрецы так и родились мудрецами, и иной раз даже становится завидно, отчего и мы не родились такими. А между тем, большею частью, детство этих людей и первые годы их взрослой жизни были самые бурные, не похожие на то, чему они учили потом.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Диоген – ученик Антисфена………..………………………………………….4
2. Особенности учения Диогена………………………………………………….7
3. Старость и смерть Диогена……………………………………...…………....11
4. Ученики Диоге-на…………………………………………………………..….13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литерату-ры…………………………………………...18
- Так зачем же вы меня спрашиваете? Если я не буду чувствовать, то не все ли мне равно, что будет с моим телом. Пускай его съедят собаки, по крайней мере моя смерть принесет им пользу, а если они не удостоят меня такой почести, то погребете мое будут совершать солнце, ветер и дождь. Любой царь позавидует такому почету.
Диоген дожил до глубокой старости; когда он умер, ему было 90 лет.
Раз утром ученики Диогеновы пришли, по обыкновению, к его жилищу. Он лежал завернутый в свой плащ и как будто спал. Ученики удивились, что Диоген спит так долго, чего с ним никогда не бывало. Они подождали немного, наконец решились сдернуть с него плащ, и к большой горести своей нашли учителя мертвым. Они так верили в силу его духа, что между ними сложился рассказ, что Диоген умер добровольно, т.-е. только потому, что перестал хотеть жить.
Тело его похоронили в городе Коринфе и поставили ему бронзовый памятник, а на нем сделали надпись: "Время точит и камень и бронзу, но слова твои, о Диоген, будут жить вечно! Ты учил людей благу, которого они сами могут достигнуть, и показал им средства спокойно и радостно жить".
4. Ученики Диогена
Учение Диогена слушали почти все жители тех городов и селений, где жил или проходил Диоген, и всем, кто понимал его, оно было на пользу, и жизнь тех людей менялась хоть немного к лучшему.
Однако, не все ученики поддержали славу своего учителя.
У самого Диогена, как и у всех людей, были слабости. Так, иногда он очень грубо обращался с людьми.
Рассказывают, например, что раз он пришел в дом одного богача. Комнаты его были устланы дорогими коврами; стены увешаны картинами, оружием и разными драгоценностями. Войдя в комнату, Диоген кашлянул и захотел сплюнуть. Он оглянулся вокруг и не мог найти такого места, куда бы можно было плюнуть. Везде все блестело и лоснилось, так что жаль было пачкать. Тогда Диоген обернулся к хозяину и плюнул ему в бороду.
- Что ты делаешь? - вскричал хозяин.
- Я не нашел более грязного места, - ответил Диоген.
Хозяин волей-неволей перенес эту грубость. Диогена так уважали, что и такие выходки проходили ему безнаказанно.
Но другим его ученикам этого не позволяли. Диоген любил простоту, а плохо понявшие его ученики вместо простоты переняли от него только грубость, да неряшливость, да еще от себя прибавили, и вышло ни на что не похоже. Таким образом, сами Диогеновы ученики и последователи наиболее повредили его учению в глазах людей. Такова судьба многих великих учений. Самого Диогена еще при жизни его прозвали собакой. Сначала просто знатные люди говорили про него, что он живет как собака. Потом стали смеяться и спрашивать его:
- Почему тебя называют собакой?
Он отвечал шутя:
- Оттого, что я лаю на праздных и огрызаюсь на злых.
Так за ним и осталось это прозвище. "Собака" по-гречески цион; а потом и учеников Диогена стали называть циниками.
Те из учеников Диогена, которые не поняли как следует его учения, своею грубостью и неряшливостью в делах и словах заслужили общее презрение, так что слово циник стало потом бранным и сохранилось таким до нашего времени. Циник значить теперь одно то же, что бесстыдник, но дурная молва о циниках не может затмить заслуг Диогена.
Были и такие из слушателей Диогена, которые не только хорошо поняли его, но захотели жить так точно, как жил сам Диоген, во всем следовать его учению и потом своею жизнью и словом учить людей тому же. Из таких последователей более известны следующие: Моним, уроженец города Сиракузы, жил у одного банкира в Коринфе. Ксениад, у которого жил Диоген, был знаком с Монимом и, навещая его, часто много рассказывал ему про жизнь и учение Диогена. Монима так поразило это учение, что он бросил банк и своего хозяина и стал ходить к Диогену учиться его мудрости. Хозяин Монима всем рассказывал, что его помощник сошел с ума, и его знакомые поверили этому, когда банкир сказал, что Моним не берет у него денег и говорит, что они ему не нужны.
Моним отличался проницательным умом, больше всего любил правду и презирал славу и богатство. Он написал несколько книг, в которых поучал людей праведной жизни.
Кратес и жена его Гиппархия. Кратес был знатного рода и очень богат. Когда он узнал учение Диогена, он роздал все свои богатства и сделался нищим. Говорят про него, что он часть денег своих положил в городскую казну и просил хранить там, пока подрастет его сын.
- Если он будет мудрецом, - говорил Кратес, - тогда ему деньги не понадобятся, употребите их на городские нужды; а если он от меня не научится мудрости, тогда отдайте ему мои деньги.
Он был очень умен и жалостлив к людям. И его все любили, несмотря на его убогую наружность. Он был горбат, некрасив с лица и ходил в грубой, грязной одежде, часто в лохмотьях. Палка да сумка составляли все его имущество. Он говорил про себя:
- У меня нет своего родного дома, своей кровли, где бы я мог укрыться, но жить я могу во всех городах и домах всего мира.
Александр, царь Македонский, спросил его раз: желает ли он освобождения своего отечества?
- Зачем, - ответил Кратес, - только для того, чтобы другой такой же Александр опять заполонил и разорил его? Бедность моя и презрение к славе - вот мое отечество и богатство, их у меня никто не отнимет.
Гиппархия, дочь богатых и знатных родителей, услыхала раз, как Кратес учил народ, и так пленилась его мудростью, что полюбила его и объявила родителям, что ни за кого больше не пойдет замуж, как только за Кратеса. Родители ужаснулись и стали отговаривать дочь, но ни угрозы, ни ласки на нее не действовали.
Она отказывала всем знатным женихам и объявила родителям, что если они ей не позволят выйти замуж за Кратеса, то она лишит себя жизни.
Тогда родители обратились к самому Кратесу и просили его подействовать на нее. Кратес представлял ей все трудности и невзгоды такой жизни, какую он ведет, говорил, что ей придется жить в нищете и грязи, что придется выносить грубость его обхождения; но она отвечала, что готова на все. Родители стали просить Кратеса самого отговорить ее. Кратес сказал ей, что ради нее он не изменит своей жизни и ей придется быть бродягой, как и он, и выносить много невзгод и позора. "Я готова на все и всюду пройду ее за тобой!" ответила Гиппархия. Тогда Кратес скинул перед ней одежду свою и показал ей свой горб, думая уродством своим отвратить ее от себя. Но и это ее не поколебало. Тогда родители согласились и отдали ее за Кратеса. Она оделась в самую грубую одежду и стала бродягой, как ее муж.
Так они жили на улице и спали на площади, под воротами храма. Когда Кратес учил, жена, хорошо понимая его, помогала ему и разъясняла его слова. У них был один сын и две дочери. Сын женился на одной бедной служанке, а дочери вышли замуж за учеников отца.
У Кратеса было много учеников, но между ними особенно замечателен Зенон. Он много своего прибавил к учению Диогена и Кратеса и стал учить других. От его учения пошли мудрецы, которых потом назвали стоиками. Между ними особенно известен: римский мудрец Эпиктет и римский император Марк-Аврелий.
Заключение
На мой взгляд, Диоген привлекал к себе внимание людей на протяжении почти двух с половиной тысячи лет, так как был первым и, возможно, все еще единственным в истории всего человечества свободным человеком. Именно во имя этой внутренней свободы он стал изгоем, изгнанником, продолжая, тем не менее, жить среди людей, в самой их гуще, выворачивая демонстративно всю свою жизнь - от самых сокровенных мыслей до самых интимных действий - перед теми, кто даже думать боялся свободно. Пусть свобода его не была абсолютна, но он к ней подошел так близко, как, может быть, не приблизился его современник и антипод Александр Македонский к своей мечте - абсолютной власти над миром. В этом смысле очень символично, что в одно и то же время, в одном и том же месте встретились однажды эти два великана, и что жизнелюбивая свобода победила в споре с убийственным стремлением властвовать. Человек действительно может быть свободен лишь в своих представлениях. Мир невозможно изменить, невозможно властвовать бесконечно меняющейся реальностью. Но можно создать новый мир внутри себя - свои ценности, свои идеалы, независимые от тех, что вам навязывает изменяющийся мир.
Список использованной литературы
1. Бирюков П.И. «Греческий мудрец Диоген», М., «Бук Чембэр Интернэшнл», 1991. http://az.lib.ru/b/birjukow_p_
2. Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», М.: Мысль, 1986. http://psylib.ukrweb.net/
3. Нахов И.М. «Антология кинизма», М.: Наука, 1984. http://www.libex.ru/detail/
4. Нахов И.М. Киническая литература. М., 1981. http://books.google.ru/books/
2
Информация о работе Диоген из Синопа. Особенности его учения