Диалектика: связь и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Итак, что же такое диалектика? Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.

Содержание

Введение
1 Понятие связи. Философский принцип всеобщей связи.
2 Понятие развития. Принцип историзма.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

философия диалектика.docx

— 47.66 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО «КНИТУ»

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Философия»

 

Тема: «Диалектика: связь и развитие.»

 

 

 

                                                  

 

 

                                                                                  Выполнила: Зиннатуллина И.Т.          

                                                                                 Проверил(а):

                                                                                  Группа№ 3213-61

                                                                                  Шифр: 321550

                                                      

 

 

 

                                                                                          Казань,  2012


            Содержание

Введение

1 Понятие связи. Философский  принцип всеобщей связи.

2 Понятие развития. Принцип  историзма.

Список использованной литературы

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Теперь нам предстоит  основательно разобраться в очередных  узловых проблемах философии: развивается  ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каковы источник развития, его механизм и главная направленность? На эти и ряд других вопросов пытается дать ответ диалектика - важнейшая составляющая диалектико-материалистической философии, к изучению которой мы приступаем. Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д. Как философская наука, она имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

 Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал  умение вести беседу так, чтобы  вскрыть противоречия в суждениях  противника и найти таким путем  истину. Уже в таком подходе  содержался зародыш современного  понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный  мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Итак, что же такое диалектика? Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

 

1 Понятие связи

 Понятие «связь» входит  в любое определение системы  наряду с понятием «элемент»  и обеспечивает возникновение  и сохранение структуры и целостных  свойств системы. Это понятие  характеризует одновременно и  строение (статику), и функционирование (динамику) системы.

Связь характеризуется направлением, силой и характером (или видом). По первым двум признакам связи можно разделить на направленные и ненаправленные, сильные и слабые, а по характеру – на связи подчинения, генетические, равноправные (или безразличные), связи управления. Связи можно разделить также по месту приложения (внутренние и внешние), по направленности процессов в системе в целом или в отдельных ее подсистемах (прямые и обратные). Связи в конкретных системах могут быть одновременно охарактеризованы несколькими из названных признаков.

Важную роль в системах играет понятие «обратной связи». Это понятие, легко иллюстрируемое на примерах технических устройств, не всегда можно применить в организационных  системах. Исследованию этого понятия  большое внимание уделяется в  кибернетике, в которой изучается  возможность перенесения механизмов обратной связи, характерных для  объектов одной физической природы, на объекты другой природы. Обратная связь является основой саморегулирования  и развития систем, приспособления их к изменяющимся условиям существования.

Вещи не просто сосуществуют между собой, а воздействуют друг на друга. В процессе этого проявляются  их свойства, через которые они  раскрывают свою внутреннюю природу, обретают соответствующую определенность и утверждают себя как относительно самостоятельные реалыюсти. Лишь определенная система взаимодействий вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является, то есть устойчивым материальным образованием, обладающим соответствующим набором свойств. Изменение системы взаимодействий неизбежно приводит к изменению вещи, тех или иных ее свойств, а при соответствующих условиях — и к ее исчезновению, превращению в другую вещь. Проявляющиеся у вещи свойства, таким образом, являются результатом ее взаимодействия с другими вещами, следствием установившихся связей. Связь вещи с другими вещами может быть непосредственной, когда она находится с ними в прямом взаимодействии, и опосредствованной, когда это взаимодействие осуществляется через ряд дополнительных звеньев, в роли которых выступают другие вещи (материальные образования).

Отношения могут быть двух видов. Во-первых, явления могут относиться друг к другу таким образом, что  существование или изменение  одного из них не обусловливает собой  существования или изменения  другого. Такое отношение есть отношение  изолированности. Например, реальное время существования искусственного спутника Земли непосредственно не обусловливается конкретной конструкцией быстродействующей электронной счетной машины, при помощи которой осуществлялась вычислительная работа по его проектированию. Такая работа в принципе могла быть проведена и при помощи ЭВМ другой конструкции. В этом смысле между конструкцией ЭВМ и временем полета спутника существует отношение изолированности. Во-вторых, явления могут относиться друг к другу так, что наличие или изменение первого представляет собой условие наличия или изменения второго. Данное отношение есть отношение связи. Так, время существования спутника определяется степенью его торможения в атмосфере, поэтому с удалением его орбиты от Земли время существования будет увеличиваться. Здесь уже налицо отношение связи между временем полета спутника и высотой его перигея и апогея.

Когда же существование или  изменение первого явления служит условием существования или изменения  второго и, наоборот, наличие или  изменение второго явления влечет существование или изменение  первого, то такое отношение называется отношением взаимосвязи.

Наличие связи между явлениями, как правило, означает установление между ними связи взаимной, ибо там, где есть связь между двумя явлениями, не только существование и изменение первого явления обусловливает собой наличие и изменение второго, но и наоборот. Правда, это «наоборот» далеко не всегда сразу фиксируется людьми, так как многие из таких обратных влияний не оказываются достаточно существенными для протекающих процессов. Однако подобная несущественность обычно имеет свои границы, за пределами которых она может превратиться в весьма важный фактор. Более того, в конечном счете все явления действительности оказываются взаимосвязанными.

Отношение между одними и  теми же явлениями может проявляться и как отношение изолированности, и как отношение связи. Состояния изолированности и пзаимосвязанности могут как бы переходить друг в друга при изменении отношений между теми же самыми явлениями с течением времени. Так, при полете к Луне космический аппарат в первое время находится в зоне притяжения Земли, то есть в состоянии гравитационной взаимосвязи с нашей планетой. С Луной у него практически отсутствует такая взаимосвязь. Говоря точнее, на этом этапе полета она пе имеет существенного значения, что по сути дела означает наличие отношения изолированности. По прошествии же определенного срока взаимосвязь с Землей сменится изолированностью, а изолированность космического аппарата и Луны уступит место их взаимосвязи. При возвращении аппарата на Землю смена указанных состояний развертывается в обратном порядке.

Взаимопереход состояний изолированности и взаимосвязанности между двумя или несколькими явлениями имеет место не только в ходе развертывания процесса во времени, но и в одно и то же время. Если, например, расстояние между несколькими сильно взаимодействующими элементарными частицами (адро-нами) превышает так называемый радиус взаимодействия, то ядерные силы между ними перестают действовать, то есть они оказываются в состоянии изолированности с «точки зрения» ядерных сил. Однако эти же самые частицы могут быть подвержены электромагнитному взаимодействию, и если силы, вызванные таким взаимодействием, являются притягивающими, то между частицами образуется отношение, которое и в физике называется связанным состоянием. Можно привести и другие примеры. Замкнутая механическая система является изолированной с «точки зрения» действия законов механики. Однако по отношению к немеханическим явлениям, оказывающим на нее влияние, она находится во взаимосвязи. Живой организм, наоборот, представляет собой открытую систему, то есть взаимосвязанную с окружающей средой. Но организм взаимосвязан лишь с определенными явлениями в среде (в первую очередь обеспечивающими возможность обмена веществом и энергией). Целый ряд явлений среды не вызывает изменений в тех или иных живых организмах и сам не изменяется под их влиянием. Следовательно, между организмом и явлениями окружающей среды имеют место как отношения взаимосвязанности, так и отношения изолированности. Любое из существующих государств имеет свои границы и с этой «точки зрения» изолировано от своих соседей. Но оно может торговать с другими странами, поддерживать с ними контакт в сферах политики, культуры, спорта и т. п., иными словами, быть взаимосвязанным с другими государствами и т. д.

Философский принцип  всеобщей связи

Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самых разнообразных  отношениях, связях друг с другом. Любые  предметы и события суть звенья бесконечной  цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое, цепи, в  своем глубинном основании нигде  не разорванной, хотя материя и дискретна: все взаимодействует со всем. В истории даже существовал взгляд, что мы не можем двинуть мизинцем, не побеспокоив всего мироздания. Вселенная, по Г. Лейбницу, есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии. Объединяющая все предметы и процессы в единое целое связь носит всеобщий характер. В бесконечной <паутине> отношений и связей жизнь мира. Это своего рода нити, которыми все скрепляется, прервите их и все рассыплется в неупорядоченный хаос.

 

 

 

 

 

2 Понятие развития

Развитие представляет собой  закономерное, целостное, необратимое  структурное изменение систем, имеющее  определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденций  изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условий. Процесс развития - переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, которые рождаются  из предшествующих систем. 

Две разновидности процессов  развития:

-качественные превращения, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации;

- процессы перехода от  одного уровня к другому.

Бывает восходящее и нисходящее развитие. В результате развития возникает  качественно новое. Существенную характеристику развития составляет время, определяет его направленность. Древние - нет развития, время протекает циклически, космос вечен и не развивается.  Христианство - развитие в области духа, и только. Возрождение - линейное время, формируется понятие естественной истории и развития природы. Космогонические теории и идеи эволюции в биологии и геологии. Идеи развития мирового духа у Гегеля. Диалектика есть наука о развитии как о фундаментальном свойстве материи. Два типа развития -эволюция и революция. Процесс неоднороден, возможны нелинейность, скачкообразность, регресс, законы диалектики отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей, количество в качество.

Философское  осмысление  развития  означает  воспроизведение   всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и  процессов  реальности. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта. Существенную характеристику развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном  времени  и  только  время  выявляет  его направленность.  Современная  общественная  жизнь  убедительно  подтверждает сложный,  неоднозначный  характер  процессов   развития,   показывает,   что общественный  прогресс   есть   результат   диалектического   взаимодействия многообразных   процессов,   в    которых    решающая    роль    принадлежит целенаправленной деятельности человека.

Единый  мировой  процесс  развития это   непрерывное   усложнение организации,   происходящее   в   результате   взаимодействия    объективной необходимости со столь же объективной стохастичностью Вселенной.  Реальность такова,  что  необходимость  не   исключает   случайность,   но   определяет потенциальные возможности развития, которые описываются законами природы.  

 Единый процесс развития  охватывает неживую, живую природу  и  общество. Все это – звенья единой цепи, и поэтому естественно попытаться описать  весь процесс развития на одном языке, в рамках  единой  схемы,  с  использованием общей терминологии. В качестве ключевых понятий взята  дарвиновская  триада: изменчивость, наследственность, отбор.   

 Изменчивостью   называются   любые    проявления    стохастичности и неопределенности. Они  составляют  естественное  содержание  всех  процессов

микромира,  но  имеют   место   и   на   макроуровне.   Неопределенность и стохастичность лежат в основе функционирования всех механизмов  нашего  мира и  порождают  многочисленные  проблемы  философского  и   социально-научного характера. Их далеко не всегдаможно  объяснить  далеко  не  всегда  ясны

причины возникновения стохастичности  и  неопределенности.  Но  изменчивость является фактом – одним из основных  «эмпирических  обобщений»,  с  которыми исследователям непрерывно приходится сталкиваться.   

 Вместе  с  тем  изменчивость  –  случайность   и   неопределенность – проявляется не сама по себе, а  в  контексте  необходимости,  т.е.  законов, управляющих движением материи и развитием ее организационных форм.   

 По существу, все развитие  нашего мира можно представить  моделью некоего турбулентнообразного движения материи – как  непрерывное  образование  новых форм организации, их неизбежное разрушение, последовательность переходов  от одних состояний к другим.  Различие  будет  заключаться  лишь  во  временных масштабах,  в  степени  детализации  анализа   и   характере   интерпретации результата. Таким образом, все наблюдаемое нами – это единство случайного  и

 необходимого, стохастического и детерминированного.   

 Случайность  и  неопределенность  –  это  понятия  не  тождественны – пронизывают все уровни организации материи. Процессы, протекающие в  неживой природе (броуновское движение и т.д.), процессы биологические  (мутагенез  и др.), социальные процессы (конфликты и др.) – все  они  подвержены  действию случайностей, которые мы  далеко  не  всегда  можем  проследить  так,  чтобы понять  их  источник,  а  темболее  правильно  учесть,  делая  анализ  или прогнозируя события.    

 Второй   важнейший   фактор,   определяющий   процессы   развития, – наследственность. Этим термином обозначается не только  способность  материи

сохранять свои особенности, но и ее способность  изменяться  от  прошлого  к будущему,  способность  будущего  зависеть  от  прошлого.   Таким   образом, наследственность это  термин,  отражающий  влияние  прошлого  на  будущее.   

Третий фактор – отбор. Внутривидовой отбор  отбирает  те  признаки,  те особенности, которые, возникнув в результате  действия  случайных  факторов, затем передаются в будущее за счет действия механизмов наследственности.   

Теоретический анализ  понятия «развитие» в философии     Мышление древних не знало понятия развития в точном смысле этого слова, т.к. время тогда понималось как  протекающее  циклически.  Представление  об абсолютно совершенном  космосе,  на  которое  опиралось  античное  мышление, исключало  постановку  вопроса  о   направленных   изменениях,   ведущих к возникновению принципиально нового. Идея направленности времени  выдвигается в христианстве, которое относит ее лишь к  сфере  духа.  С  возникновение  в эпоху  Возрождения  опытной  науки  идея   линейного   направления   времени распространяется на  природу  -  формируется  представление  о  естественной истории, т.е. необратимых и направленных изменениях природных объектов.  Это нашло выражение в космогонических гипотезах, а затем в  теориях  эволюции  и биологии. Глубокую философскую разработку идея развития получила в  немецкой классической философии, особенно у Гегеля,  который  строил  диалектику  как учение о всеобщем развитии духа. Идеализм  гегелевского  учения  о  развитии подвергся критике в марксизме, истолковывающем  развитие  как  универсальное свойство материи и вместе с тем как всеобщий принцип, служащий  основой  для объяснения истории общества и познания. Общей философской  теорией  развития является материалистическая диалектика, законы которой  дают  характеристику внутреннего механизма, движущих сил, общей  направленности  и  основных  фаз развития.  Диалектико-материалистическое  учение   о   развитии   составляет философско-методологический фундамент теории  революционного  преобразования общества.  Марксизм  показал  принципиальное  различие  и   вместе   с   тем органическое единство двух типов развития - эволюции и революции.

Современнаянаука  исследует  сложно  организованные  саморазвивающиеся объекты - системы, во многих ее областях разрабатываются  специально-научные теории развития.В  таких  теориях  описываются,  в  частности,  нелинейные, скачкообразные  преобразования.  В  данном  случае   необходима   разработка методологической  базы,  содержащей  специально научные  теории,   адекватно воспроизводящие процессы, происходящие в саморазвивающихся системах.    

 В  последнее  время  на  характер  мышления   исследователей   начинает оказывать все большее влияние  учение  В.И.  Вернадского  о  биосфере  и  ее постепенном  переходе  в  ноосферу.  В  основе  учения   Вернадского   лежит представление о взаимозависимости процессов, протекающих на  Земле.  Все  они связаны  друг  с  другом  и  являются  фрагментами  ее  развития.  Важнейшим событиемв  истории  нашей  планеты  было  появление  на  ней  жизни,  резко ускорившей  все  процессы  преобразования  неживой,  по  терминологии   В.И.  Вернадского,  «косной»  материи.  В.И.  Вернадский   начал   систематическое изучение единого процесса развития с момента  возникновения  Земли,  который отстоит от сегодняшнего дня на 4,5млрд. лет. Запоследние годы многое  удалось  понять  в  том,  что  можно  назвать механизмами  развития  (в  частности,  эволюции),  в  том,  как   происходят изменения структуры (организации) материи,  как  возникают  новые  качества, что является движителем процесса самоорганизации. В связи с этим  выделяются следующие механизмы развития:

Адаптационные механизмы. Основная ихособенность  состоит  в  том,  что  они позволяют  с  определенной   точностью   предвидеть   развитие   события   прогнозировать  его.  Это   происходит   потому,   что   адаптация   это самонастройка,    обеспечивающая    развивающейся    системеустойчивость (стабильность) в данных конкретных условиях внешней среды.

Пороговые (бифуркационные (по А. Пуанкаре)) механизмы развития.  Организация системы обладает пороговыми  состояниями,  переход  через  которые  ведет  крезкому качественному изменению протекающих в  ней  процессов,  к  изменению самой ее организации. Более того, переход от старой  организации  системы  к

новой неоднозначен, т.е.  возможно  целое  множество  различных  новых  форм организации.    

 Термин «бифуркация»  в последнее время (после работ  Уитни и Р.Тома)  все чаще стали заменять термином «катастрофа».  Таким  образом,  на  перекрестке«эволюционных   каналов»   происходит   «катастрофа».   Характер    развития качественно  меняется.  Возникает  несколько  новых  и  различных  вариантов развития  (эволюции).  Этих  вариантов  столько,  сколько  новых   «каналов» выходит  на  «перекресток».  В  характеристике бифуркационного   механизма основным является неопределенность путей дальнейшего развития.   

 Выделение механизмов адаптации и катастроф  позволяет  не  только  дать новую интерпретацию процессов  развития.  Оно  позволяет  сделать  наглядным один   принцип,   имеющий   важное   значение   для   понимания    процессов самоорганизации вообще и эволюции живого  мира  в  частности.  Этот  принцип носит название принципа дивергенции - расхождения  (или  размножения)  новых форм организации.    

 Чем сложнее система,  тем больше вероятность увеличения числа  возможных путей  ее  эволюции  (т.е.  дивергенции),  а  вероятность   появления   двух развивающихся систем в тождественных эволюционных каналах практически  равна нулю. Это  и  означает,  что  процесс  развития  (самоорганизации)  ведет  к непрерывному росту разнообразия форм.   

 Важнейшей особенностью  эволюционного процесса  является  противоречивое взаимодействие тенденций двух различных типов – тенденций к  стабильности  и тенденции поиска новых, более рациональных  способов  использования  внешних энергии и вещества, необходимо требующих  ограничения  стабильности.


 

Принцип Историзма

– способ изучения явлений  в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Следование данному принципу означает рассмотрение исторических явлений  в саморазвитии, то есть помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на  различных этапах, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития. Это дает возможность изучить любое явление с момента возникновения и проследить весь процесс его развития в исторической ретроспективе. Предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимомообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.  

Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии 

 
 

Термин «историчность» впервые  появился в немецкой философской  литературе более 180 лет назад, но его  нельзя отнести к числу тех  понятий, без которых не может  обойтись ни один словарь по философии.

«Историчность» берет  свое начало в глубине топологических изменений исторического сознания: примерно с 1750 г. в немецком языке  утверждается обозначение для новой  идеи «собственно истории». История  перестает быть собранием примеров из прошлого и соединяет теперь в  одно целое событие и его репрезентацию. Важнейшей причиной этого послужила  поспешность, с которой мыслители  того времени постарались решить проблему единства истории пантеистическими и объективно-идеалистическими теориями ее прогрессивного развития. Философия  истории, вооруженная принципом  историзма, заслонила непосредственный опыт открытости истории будущему, непредсказуемость истории и  уникальность каждого человеческого  существа, — что в целом и  составляет условия креативности и  подлинности исторического события. В свою очередь, этому было свое объяснение, отсылающее нас к историческому сознанию: для похожего, по выражению Лессинга, на мечтателя человека рубежа XVIII-XIXeB. «невозможно ждать будущее, и он сам стремится ускорить его, для чего ему приобретать, если то, что он полагает лучшим, на деле не может быть реализовано в качестве лучшего в течение времени его жизни?» Это самоускорение временности отбирает у настоящего возможность испытать его как настоящее и скрывается в будущем, в котором не схваченное протекающее настоящее оказывается заложником исторической философии. Именно с этим «кризисом» исторического сознания, который в последующем получал все новые формы, и связаны трудности на пути к подлинному месту тематики историчности в гуманитарном знании. Призыв вернуться к природе, её универсальному един-ству, интерес к пантеистической философии Спинозы, понятой с органической точки зрения, виталистическое рассмотрение природы разделила целая плеяда немецких мыслителей последних десятилетий XVIII в.: Гердер, Лессинг, Гёте, Шиллер, В. фон Гумбольдт, Гельдерлин, Шеллинг, романтики — Новалис, Шлейермахер, братья Шлегели. Ещё одной чертой того времени было увлечение классической античной поэзией и культурой. Благодаря Ф. Шлегелю в 1795 г. стало популярным происходящее от Бюргера и И. Босса слово «Griechheit», которое, хотя и было высмеяно Шиллером, использовалось как устойчивый термин В. фон Гумбольдтом в его рассуждении о греческом характере 1808 г.

Философское и историческое сознание XVII а. в целом, а не в пределах одной только философии истории  позволяет обнаружить зазор между  «так называемой историчностью» и собственной  тематикой историчности. Неожиданным, но вероятным выглядит утверждение, что достаточно близко к подлинной  тематизации историчности находился И. Кант. По крайней мере, об этом говорит его безоговорочно положительный ответ на первый из поставленных вопросов. Метаисторический характер понятия «историчность» тематически сближает его с этикой Канта. В основе и того, и другого лежит поиск критерия возможности исторических преобразований, что уже на рубеже XVIII-XIX вв. стало для человека решающим вопросом его жизненного выбора. Таким образом, исторический опыт и философия XVII в. закладывают основы для темы историчности. Это дает право рассматривать последующие попытки её тематизации в экзистенциализме, феноменологии и герменевтике лишь как варианты самостоятельной темы философии, требующей для своего раскрытия автономии метода и собственной группы понятий.

Информация о работе Диалектика: связь и развитие