Диалектика Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:52, доклад

Описание работы

Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира. В средние века, когда философия почти на тысячу лет превратилась в служанку богословия, активное начало в мире предписывалось богу, поэтому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения, в учениях Н.Коперника,

Работа содержит 1 файл

Эссе Диалектика Гегеля ФОО, магистратура.docx

— 20.80 Кб (Скачать)

 «Вопросы, на которые философия не дает ответов,

не до́лжно ставить подобным образом»

 

Георг Вильгельм  Фридрих Гегель

(27 августа 1770, Штутгарт  — 14 ноября 1831, Берлин)

 

Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались  уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение  Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Уже  этим Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира. В средние  века, когда философия почти на тысячу лет превратилась в служанку богословия, активное начало в мире предписывалось богу, поэтому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения, в учениях Н.Коперника, Д.Бруно  и Г.Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов  друг с другом. Однако в наиболее полной, систематизированной форме  диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю  диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему  диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики.

Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: «Свое завершение новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее».

Диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».

Следует иметь в виду, что существует и так называемая "субъективистская диалектика" (особенно характерная для софистики и эклектики) - это, по справедливому замечанию Гегеля, "внешняя, пустая диалектика", не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а "гибкость понятий" (т.е. их "текучесть", изменяемость) применяется чисто субъективистски, а не объективно.

Познание есть отражение реальной действительности и объективных законов ее движения, развития в сознании человека. Однако это не механическое, мертвое, зеркальное отражение, не пассивное созерцание мира изолированным индивидом. Познание - это, прежде всего, процесс активного отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности, который происходит на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики. В ходе последней и осуществляется переход логики (сущности, законов) бытия в логику познания, формирование мышления в понятиях. Следовательно, познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики).

Диалектика в философии Гегеля предстает:

1) как «подлинная, собственная природа» определений  рассудка, вещей и конечного вообще; или: диалектическое «является  вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности  в действительности»; все, что  нас окружает, может рассматриваться  как «образец диалектики», в  т.ч., напр., и движение небесных  светил;

2) как общезначимый  способ научного и философского  познания, суть которого – преодоление  изолированности различных определений,  приведение их в отношение  друг с другом. «Диалектика есть, следовательно, движущая душа  всякого научного развертывания  мысли и представляет собою  принцип, который один вносит  в содержание науки имманентную  связь и необходимость, равно  как в нем же заключается  подлинное, а не внешнее возвышение  над конечным». Диалектика Гегеля  вбирает в себя достижения  диалектики в истории философии  (начиная с «изобретателя диалектики»  Платона до диалектики Канта,  воплощенной в антиномиях разума) и представляет их в виде  разветвленного учения о диалектических  категориях;

3) как одна из  специфических сторон логики: если  рассудок схватывает наличные  предметы «в их определенных  различиях (и фиксирует вещества, силы, виды в их самостоятельности)... то диалектический момент есть  снятие такими конечными определениями  самих себя и их переход  в свою противоположность». Диалектика  как момент логики подразумевает  как отрицание, так и переход  от рассудка и «отрицающего»  разума к «положительному», спекулятивному  разуму. «Это разумное, хотя оно  есть нечто мысленное и притом  абстрактное, есть вместе с  тем и нечто конкретное, потому  что оно есть не простое,  формальное единство, а единство  различенных определений». Разумное  мышление «содержит внутри себя  противоположности как идеализованные  моменты» и в этом смысле  Гегель называет разумное «мистическим»,  т.е. выводящим за пределы доступного  рассудочному мышлению.

Смысл диалектики, по Гегелю, в том, что:

• все – абсолютный дух («мировой», «конечный») — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, война и мир и т. д.);

• данные начала (стороны единого бытия и абсолютного духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

• единство и  борьба противоположностей — основа развития и существования всего  в мире (то есть основа всеобщего  существования и развития).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

• существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

• данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность;

• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

• данный процесс  происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных  тезисов образуется тезис все  более и более высокого уровня.

В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис — "небытие" ("абсолютное ничто"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", который  является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме.

По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.

Один из важнейших философских  выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием.

 

«Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно»

 


Информация о работе Диалектика Гегеля