Диалектика Гегеля и её особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (177О-1831) был великим представителем объективного идеализма. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.docx

— 22.99 Кб (Скачать)
 

"Диалектика  Гегеля и её  особенности " 
 

      Георг Вильгельм Фридрих Гегель (177О-1831) был великим представителем объективного идеализма. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.

      Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная наиболее полно в «Науке логике». В этом произведении Гегель дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики.

      Диалектический  метод встречался в философии  и до Гегеля. Первоначально термин «Диалектика» означал искусство  ведения спора и разрабатывался преимущественно в целях совершенствования  ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа  и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии  как метод анализа действительности (учение о развитии Гераклита, Зенона, Канта). Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую совершенную форму.

      Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия как единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей. Противоречие понимается здесь как  мотор, внутренний импульс развития духа вообще. Движение это восходит от абстрактного к конкретному, ко всему  более полному, истинному результату.

      С помощью созданного им диалектического  метода Гегель критически переосмысливает  все сферы современной ему  культуры. На этом пути он всюду открывает  напряженную диалектику, процесс  постоянного отрицания каждого  понятного, достигнутого состояния  духа следующим, вызывающим в его  недрах состоянием в виде конкретного  ему противоречия.

      Гегель  характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга  Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших  категорий философии и сформулировал  три основных закона диалектики - закон  перехода количественных изменений  в качественные, закон единства и борьбы противоположностей,  закон отрицания отрицания.

      Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность. Количество определял как внешнюю для бытия определенность. Непосредственное конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера - это не просто указатель на единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу.

      Закон перехода количественных изменений  в качественные - это закон, в силу которого мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызывают коренные, качественные изменения.

      Новые качества возникают повсюду. Но следует  заметить, что образование нового качества не является результатом того, что количество само по себе перешло  в качество. Дело в том, что количественные изменения на определенном уровне переходят  в качественные изменения.

      Строго  говоря, переход не из количества в  качество, а из старого качества в новое качество. Однако переход  старого качества в новое неизбежно  сопровождается количественными изменениями.

      Закону  перехода количественных изменений  в качественные подчиняется и  развитие общественной жизни.

      Самым простым примером этого может  служить кооперация людей. Объединение  того или иного количества людей  в одно единое целое усиливает  их, создается новая, возведенная  в степень сила. Причем эта сила превосходит силу отдельных людей. Это эффект называется синергетизмом.

      Закон перехода количественных изменений  в качественные присущ не только развитию природы и общества. Он является также законом развития человеческого  мышления, законом познания вообще.

      В нашем мышлении, сознаем мы это  или нет, всегда происходят качественные изменения. Самым обычным примером такого изменения может служить  понимание того или иного вопроса.

      В самом деле, трудный вопрос бывает нелегко понять сразу: необходимо его  обдумать, привлечь на помощь дополнительные факты, сопоставить с ранее известными. Однажды А.Эйнштейна спросили, каким образом он открыл теорию относительности. Ученый ответил: «Я постоянно думал о ней».

      Переход количественных изменений в качественные происходит не только в индивидуальном плане, но совершается в науке, являющейся формой общественного сознания. Отдельные взгляды, теории постоянно сменяются другими. До начала ХХ в. считали, что атом неделим. Это не подтвердилось. Следовательно, теория атома претерпела качественные изменения. То же самое относится и к гуманитарным наукам.

      До  сих пор мы говорили лишь о переходе количественных изменений в качественные. Однако связь между количеством  и качеством не односторонняя. Ф.Энгельс  указывал: «Отношение между качеством  и количеством взаимно… Качество так же переходит в количество, как и количество в качество… здесь имеет место взаимодействие». Данное положение подтверждается развитием любого явления природы или общества.

      Качественные  различия в свою очередь порождают  количественные различия. Становятся иными такие свойства элементов, как теплопроводность, температура  плавления и т.д. В биологии качественно  новая порода животных или растений в силу лучшей приспособляемости  начинает быстро размножаться и занимать большие пространства.

      Качественные  изменения в обществе (повышение  уровня культуры, образования) порождают  такие количественные изменения, как  более высокие темпы развития, рост производительности труда, увеличение сети медицинских учреждений, школ и т.д. 

      Закон единства и борьбы противоположностей выражает теорию развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения» - этот тезис, защищавшийся Гегелем в его диссертации 1801 года, можно считать ключевым для понимания гегелевской диалектики.

      Противоречие  есть единство взаимоисключающих и  одновременно взаимополагающих друг друга  противоположностей. Возникающие в  этом взаимоисключении напряжение, конфликт и служат источником движения и развития любой вещи. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному  правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). Термин «снятие» здесь означает, что первые две стадии развития предмета преодолены, изжиты, оставлены, но одновременно и сохранены, воспроизведены вновь, объединены в новом, высшем качестве. «…Так все противоположности, принимаемые за нечто прочное, например, конечное и бесконечное, единичное и всеобщее, суть противоречие не через какое-то внешнее соединение, а, как показало рассмотрение их природы, сами по себе суть некоторый переход, синтез и субъект, в котором они являют себя, есть продукт собственной рефлексии их понятия» ( Гегель. Наука логики. - М.: Мысль, 1972. - Т. 3. - с. 298.)

      Закон отрицания отрицания говорит, что каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого» ( Гегель. Сочинения. - М., 1959. - Т. 4. - с. 2.)

      Философия Гегеля - это классика первой половины XIX столетия. Классическим этот стиль  философствования именуют не в «музейном» смысле, а подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки  данного способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в «рацио», разум как человеческий, так и природный, мировой. Это неискоренимая убежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, мира ли в целом в принципе открыт, доступен для анализа.  
 

Список  литературы:

  1. Бажанов В.А. Краткое введение в философию: Учебное пособие. - Ульяновск, 2005
  2. Ивин А.А. Основы социальной философии. М.: 2005
  3. Мусский И.А. 100 великих мыслителей. М.,2000
  4. Философия: учебник / под общ. ред. В.В. Миронова. М.,2009
  5. Философский словарь /под ред.  Фролова И.Т. М., 2001.
  6. http://www.rpw.ru/public/gegel.html

Информация о работе Диалектика Гегеля и её особенности