Диалектика формы и содержания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:34, контрольная работа

Описание работы

Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции.

Содержание

1. Что такое диалектика?
2. Философские категории.
3. История категорий формы и содержания .
4. Общее значение формы и содержания.
5.Понятие формы и содержания.
6.Диалектика формы и содержания.
7. Вывод.

Работа содержит 1 файл

фил .docx

— 25.92 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО                                 УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ                    ФАКУЛЬТЕТ СОКРАЩЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ПРОГРАММ                        КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ 
 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     По  дисциплине «Философия»

На тему: Диалектика формы и содержания 
 
 
 
 

     Выполнила: студентка                                                                                  группы 214 З-СОП                                                                                                                               А.С.Хамкина 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург,2011

План:

1. Что такое диалектика?

2. Философские категории.

3. История категорий  формы и содержания .

4. Общее значение  формы и содержания.

5.Понятие  формы и содержания.

6.Диалектика  формы и содержания.

7. Вывод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых два или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

Любая наука, какую бы область материальной действительности она ни изучала, представляет собой не только систему законов, но и определенных категорий, то есть наиболее общих понятий, которые  вырабатываются в ходе развития каждой науки и являются ее фундаментом, основой. Обобщая достижения науки  и практической деятельности людей, философия выработала свою систему  категорий.

Философские категории – это такие понятия, которые отражают общие черты  и связи, стороны и свойства действительности. Это, прежде всего категории материи  и сознания, а также движения, пространства и времени. Такие категории, как противоречие, количество, качество, скачок, отрицание, отдельное и общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость  и случайность, возможность и  действительность. Изучение этих категорий  существенно дополняет наши представления  о всеобщем развитии и связях материального  мира, об основных законах. Рассмотрим категории «содержание и форма».

         Категории содержание и форма появляются в древнегреческой философии: первую развитую концепцию формы создала древнегреческая атомистика, в которой форма выражала одну из важнейших определённостей атомов и означала пространственно организованную структуру тела. В истории философии в качестве категории содержания выступало понятие «материя», означающее вещественное первоначало — сохраняющийся субстрат (основу) всех изменений. У Платона понятие формы обозначало реальную определённость тела как некоей целостности, обладающей самостоятельным, независимым от мира природных вещей существованием. С идеалистических позиций решая проблему отношения мира форм (идей) к миру материальных вещей, Платон исходил из того, что чувств, вещи возникают из взаимодействия формы и «материи», причём форме принадлежит определяющая, активная роль.

         Наиболее развитую античную концепцию  содержания и формы построил  Аристотель, который утверждал, что  форма есть определённость самих  материальных вещей, а телесная  вещь есть единство формы и  «материи», оформленная «материя».  Однако, говоря о мире в целом,  он допускал существование неоформленной  «материи» и нематериальной формы,  обладающей независимым от «материи»  существованием и восходящей  к «форме форм», т. е. к  богу.

         В новое время первый шаг  к преодолению идеализма в  понимании «материи» и формы  сделал Дж. Бруно; его идеи развивали  Ф. Бэкон, Р. Декарт, Р. Бойль,  Т. Гоббс. Если Декарт и его  последователи свели всё богатство  природных тел к протяжённости  и её свойствам, то Бэкон,  исходя из многокачественности  «материи», выдвигал идею о  её примате над формой и  об их единстве.

         И. Кант выдвинул тезис, согласно  которому форма есть принцип  упорядочивания, синтезирования «материи»,  понимаемой как чувственно данное  многообразие. Переосмыслив традиционную  проблему соотношения «материи»  и формы, Кант выдвинул на  первый план новый аспект —  вопрос о. содержании формы  мышления. Для более адекватного  выражения сущности отношения  между «материей» и формой  Г. Гегель вводит категорию  «содержание», которая включает  форму и «материю» как снятые  моменты: содержание объемлет  собой как форму, так и «материю».  По Гегелю, отношение между содержанием  и формой есть взаимоотношение  диалектических противоположностей, т. е. их взаимопревращение.

         К. Маркс и Ф. Энгельс углубили  введённое Гегелем различение  содержания и материального субстрата  вещи («материи»): содержанием, согласно  классикам марксизма, является  не сам по себе субстрат, а  его внутреннее состояние, совокупность  процессов, которые характеризуют  взаимодействие образующих субстрат  элементов между собой и со  средой и обусловливают их  существование, развитие и смену;  в этом смысле само содержание  выступает как процесс.

         Диалектико-материалистическое понимание  формы предполагает рассмотрение  её как развивающейся и становящейся  структуры . 

     Форма и содержание характеризуют не само явление и не саму действительность, а сущность действительности.

В сознании людей эти категории еще недостаточно отдифференцированы от таких понятий, как целое, строение и части, структура  и элементы, вид и род. Это и  понятно. Исторически слово «форма»  связывалось со словами «материя», «вещество». Часто под «формой» понимали и продолжают понимать внешнее очертание, наружный вид предмета, а под «содержанием»  — содержимое, то, что в буквальном смысле содержится в чем-то. С другой стороны, люди интуитивно понимают, что  «форма и содержание» не то же самое, что «форма» в отдельности  и «содержание» в отдельности. В  искусстве, например, «форма и содержание»  давно уже выступают единым категориальным блоком, как пара сложноорганических категорий, характеризующих вместе художественную сущность произведения.

В первую очередь следует сказать, что  форма и содержание как моменты, стороны сущности взаимосвязаны. Форма  содержательна, а содержание оформлено. Далее, форма — это законы, ставшие  моментами сущности, а содержание — это явления, ставшие моментами  сущности. Форма — закон, опосредованный явлением. Содержание — явление, опосредованное законом.  
 

Содержание и  форма. 

    Содержание  есть тождественность всех элементов  и моментов целого с самим целым; это состав всех элементов объекта  в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Не все, что  “содержится” в объекте, составляет его содержание. Например, было бы бессмысленно считать содержанием организма  атомы, из которых состоят молекулы, образующие клетки. Вы никогда не узнаете, что такое голубь, если будете тщательно  изучать каждую клетку его организма  под электронным микроскопом. К  составным элементам, образующим содержание, относятся части целого, то есть такие элементы, которые являются пределом делимости объекта в  рамках данной качественной определенности. Поэтому нельзя к содержанию картины  отнести холст, например, хотя без  него невозможно представить себе картину. Содержанием организма является не просто совокупность его органов, а нечто большее - весь реальный процесс  его жизнедеятельности, протекающий  в определенной форме. Содержанием  общества является все богатство  материальной и духовной жизни действующих  в нем людей, составляющих это  общество, все продукты и орудия их деятельности.

    Определив содержание как тождественность  компонентов целого с самим целым, перейдем к форме. Что такое форма?

         Первую развитую концепцию формы  создала древнегреческая атомистика, в которой форма выражала одну  из важнейших определённостей  атомов и означала пространственно  организованную структуру тела.

Диалектико-материалистическое понимание формы предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся структуры.

    Когда мы воспринимаем и мыслим какой - либо объект, мы выделяем его из окружающего  фона, фиксируя тем самым его внешний  облик, внешнюю форму. Будучи употребленной  в смысле внешнего облика, форма  объекта выражается в категории границы. Граница, указывающая на различие данного содержания в его целом от всего иного, и есть форма - внешняя форма объекта. Внешняя форма выражает связь данного объекта с другими. Кроме того, категория формы употребляется также в значении способа выражения и существования содержания. Здесь мы имеем дело не с внешней, а с внутренней формой. Внутренняя форма связана с качественной определенностью объекта, причем качественная определенность понимается в данном случае не в смысле того или иного материального субстрата объекта (камень, металл, дерево и т. д.), но как его некоторая смысловая оформленность, указывающая на способ деятельности с объектом, детерминирующая способ его восприятия и включения в систему определенной духовно - практической деятельности.

    Таким образом, форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного  содержания.

                 Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. Отвлечение формы от содержания никогда не может быть абсолютным, ибо не существует безразличных к содержанию “чистых” форм. Каждое изменение формы представляет собой отражение преобразований содержания, внутренних связей предмета. Этот процесс, развертываясь во времени, осуществляется через противоречие, выражающееся в отставании формы от содержания, то есть наличия такого состояния системы, когда новое содержание не имеет адекватной новой формы, а пребывает в старой, ориентированной на уже изжившее себя содержание. Противоречие здесь выражается в разнонаправленности этих моментов единого целого и всегда разрешается ломкой старой формы и возникновением новой. И иначе быть не может в силу необратимого характера развития.

             
 

Диалектика формы  и содержания. 

1. Форма  и содержание взаимосвязаны. Но  она не одинакова:

-  Форма  определяется содержанием, но  раз возникнув форма приобретает  относительную независимость

-  Одно  и тоже содержание может быть  в разных формах, одна и та  же форма - разное содержание, это требует глубокого анализа  содержания изучаемых явлений:  отражение их  внешних и внутренних  форм.

-  Форма  активно влияет на содержание, она может ускорить развитие  или

замедлить его или соответствовать ему

-  Содержание - изменчиво, форма - устойчива

- Форма  и содержание противоположности,  они в борьбе, содержание отбрасывает (отрицает) старую форму, новая форма будет иметь новое содержание

-  Развитие  обеспечивается отрицанием формы

Содержание  и форма присущи всем общественным явлениям. Так, производительные силы (прежде всего орудия производства и люди, управляющие этими орудиями) составляют содержание исторически определенного способа производства. Производственные отношения (взаимная связь людей в процессе производства, основанная на их отношении к этим орудиям) составляют его форму. Диалектический материализм исходит из единства содержания и формы, их неотделимости друг от друга. Как форма, так и содержание внутренне присущи данному предмету и поэтому не могут быть отделены друг от друга. Нет содержания вообще, есть только оформленное, то есть имеющее определенную форму, содержание. Точно так же нет и чистой, бессодержательной формы. Форма всегда содержательна, она предполагает наличие определенного содержания, структуру, организацию которого представляет. Выяснив, что каждый предмет представляет собой неразрывное единство содержания и формы, рассмотрим теперь, как взаимосвязаны содержание и форма, каково их взаимодействие в процессе развития предметов.

Форма и содержание неразрывно связаны  между собой. Как и все другие, эти категории являются абстракциями, вычленяющими различные стороны  вещи, что необходимо для их глубокого  изучения и анализа. Сами же стороны  отдельно существовать не могут, так  как, скажем, разрозненные, не связанные  между собой элементы еще не содержание. Оно возникает тогда, когда элементы определенным образом организуются, вступают во взаимосвязи между собой. Короче говоря, содержание не может  существовать без формы и, наоборот, форма не может быть бессодержательной. Например, элементы производительных сил люди и средства производства составляют содержание способа производства лишь тогда, когда они взаимодействуют  и функционируют. В социально-экономическом  смысле они соединяются посредством  определенной формы собственности, которая суть, основа производственных отношений, - общественно-экономической  формы производства. Иначе говоря, производительных сил не может быть без производственных отношений  и наоборот. Содержание и форма  активно воздействуют друг на друга. Определяющим значением обладает содержание, но и форма, сложившись в зависимости  от содержания, также воздействует на содержание. Это воздействие может  быть двояким. Содержание отличается большой  активностью. В силу присущих ему  противоречий оно постоянно развивается, движется, а затем в зависимости  от изменения содержания изменяется и форма. Содержание определяет форму. Например, стремясь получить возможно больше материальных благ, люди постоянно  совершенствуют орудия производства, повышают свою квалификацию. А это  неизбежно приводит и к изменению  формы общественного производства – производственных отношений. Хотя форма и порождается содержанием, она не остается пассивной по отношению  к нему.  Форма способствует развитию содержания, если она соответствует  ему; она тормозит развитие, если устарела и не соответствует содержанию. Между старой формой и новым содержанием обостряется противоречие, оно доходит до конфликта, возникает застой, кризисное состояние явления. Для восстановления возможности развития старая форма должна быть заменена новой. Это всегда происходит в природе и обществе. Противоречия между новым содержанием и старой формой являются важным стимулом движения и развития. Форма устаревает и отстает от содержания в результате особенностей своего развития. Если содержание изменяется непрерывно, то форма имеет консервативную тенденцию, она сохраняется до известного времени без существенных изменений, а потом изменяется скачком. Воздействие формы на содержание связано с ее относительной самостоятельностью. Это выражается в том, что форма может опережать содержание или отставать от него, а также в том, что одно и то же содержание развивается в нескольких формах, хотя одному содержанию соответствуют не любые, а лишь некоторые определенные формы. Относительная самостоятельность формы проявляется и в том, что новое содержание может использовать некоторые старые формы и, наоборот, старое содержание может использовать отдельные новые формы. Зная диалектику содержания и формы можно в практической жизни воздействовать на то и другое при достижении своих целей.

Информация о работе Диалектика формы и содержания