Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:34, контрольная работа
Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции.
1. Что такое диалектика?
2. Философские категории.
3. История категорий формы и содержания .
4. Общее значение формы и содержания.
5.Понятие формы и содержания.
6.Диалектика формы и содержания.
7. Вывод.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Философия»
На тему:
Диалектика формы и содержания
Выполнила:
студентка
Екатеринбург,2011
План:
1. Что такое диалектика?
2. Философские категории.
3. История категорий формы и содержания .
4. Общее значение формы и содержания.
5.Понятие формы и содержания.
6.Диалектика формы и содержания.
7.
Вывод.
Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых два или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.
Любая наука, какую бы область материальной действительности она ни изучала, представляет собой не только систему законов, но и определенных категорий, то есть наиболее общих понятий, которые вырабатываются в ходе развития каждой науки и являются ее фундаментом, основой. Обобщая достижения науки и практической деятельности людей, философия выработала свою систему категорий.
Философские
категории – это такие понятия,
которые отражают общие черты
и связи, стороны и свойства действительности.
Это, прежде всего категории материи
и сознания, а также движения,
пространства и времени. Такие категории,
как противоречие, количество, качество,
скачок, отрицание, отдельное и общее,
содержание и форма, сущность и явление,
причина и следствие, необходимость
и случайность, возможность и
действительность. Изучение этих категорий
существенно дополняет наши представления
о всеобщем развитии и связях материального
мира, об основных законах. Рассмотрим
категории «содержание и форма»
Категории содержание и форма появляются в древнегреческой философии: первую развитую концепцию формы создала древнегреческая атомистика, в которой форма выражала одну из важнейших определённостей атомов и означала пространственно организованную структуру тела. В истории философии в качестве категории содержания выступало понятие «материя», означающее вещественное первоначало — сохраняющийся субстрат (основу) всех изменений. У Платона понятие формы обозначало реальную определённость тела как некоей целостности, обладающей самостоятельным, независимым от мира природных вещей существованием. С идеалистических позиций решая проблему отношения мира форм (идей) к миру материальных вещей, Платон исходил из того, что чувств, вещи возникают из взаимодействия формы и «материи», причём форме принадлежит определяющая, активная роль.
Наиболее развитую античную
В новое время первый шаг
к преодолению идеализма в
понимании «материи» и формы
сделал Дж. Бруно; его идеи развивали
Ф. Бэкон, Р. Декарт, Р. Бойль,
Т. Гоббс. Если Декарт и его
последователи свели всё
И. Кант выдвинул тезис,
К. Маркс и Ф. Энгельс
Диалектико-материалистическое
Форма и содержание характеризуют не само явление и не саму действительность, а сущность действительности.
В сознании
людей эти категории еще
В первую
очередь следует сказать, что
форма и содержание как моменты,
стороны сущности взаимосвязаны. Форма
содержательна, а содержание оформлено.
Далее, форма — это законы, ставшие
моментами сущности, а содержание
— это явления, ставшие моментами
сущности. Форма — закон, опосредованный
явлением. Содержание — явление, опосредованное
законом.
Содержание и
форма.
Содержание есть тождественность всех элементов и моментов целого с самим целым; это состав всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Не все, что “содержится” в объекте, составляет его содержание. Например, было бы бессмысленно считать содержанием организма атомы, из которых состоят молекулы, образующие клетки. Вы никогда не узнаете, что такое голубь, если будете тщательно изучать каждую клетку его организма под электронным микроскопом. К составным элементам, образующим содержание, относятся части целого, то есть такие элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности. Поэтому нельзя к содержанию картины отнести холст, например, хотя без него невозможно представить себе картину. Содержанием организма является не просто совокупность его органов, а нечто большее - весь реальный процесс его жизнедеятельности, протекающий в определенной форме. Содержанием общества является все богатство материальной и духовной жизни действующих в нем людей, составляющих это общество, все продукты и орудия их деятельности.
Определив содержание как тождественность компонентов целого с самим целым, перейдем к форме. Что такое форма?
Первую развитую концепцию
Диалектико-материалистическое
понимание формы предполагает рассмотрение
её как развивающейся и
Когда мы воспринимаем и мыслим какой - либо объект, мы выделяем его из окружающего фона, фиксируя тем самым его внешний облик, внешнюю форму. Будучи употребленной в смысле внешнего облика, форма объекта выражается в категории границы. Граница, указывающая на различие данного содержания в его целом от всего иного, и есть форма - внешняя форма объекта. Внешняя форма выражает связь данного объекта с другими. Кроме того, категория формы употребляется также в значении способа выражения и существования содержания. Здесь мы имеем дело не с внешней, а с внутренней формой. Внутренняя форма связана с качественной определенностью объекта, причем качественная определенность понимается в данном случае не в смысле того или иного материального субстрата объекта (камень, металл, дерево и т. д.), но как его некоторая смысловая оформленность, указывающая на способ деятельности с объектом, детерминирующая способ его восприятия и включения в систему определенной духовно - практической деятельности.
Таким образом, форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.
Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. Отвлечение формы от содержания никогда не может быть абсолютным, ибо не существует безразличных к содержанию “чистых” форм. Каждое изменение формы представляет собой отражение преобразований содержания, внутренних связей предмета. Этот процесс, развертываясь во времени, осуществляется через противоречие, выражающееся в отставании формы от содержания, то есть наличия такого состояния системы, когда новое содержание не имеет адекватной новой формы, а пребывает в старой, ориентированной на уже изжившее себя содержание. Противоречие здесь выражается в разнонаправленности этих моментов единого целого и всегда разрешается ломкой старой формы и возникновением новой. И иначе быть не может в силу необратимого характера развития.
Диалектика формы
и содержания.
1. Форма
и содержание взаимосвязаны.
- Форма
определяется содержанием, но
раз возникнув форма
- Одно и тоже содержание может быть в разных формах, одна и та же форма - разное содержание, это требует глубокого анализа содержания изучаемых явлений: отражение их внешних и внутренних форм.
- Форма активно влияет на содержание, она может ускорить развитие или
замедлить его или соответствовать ему
- Содержание - изменчиво, форма - устойчива
- Форма
и содержание
- Развитие
обеспечивается отрицанием
Содержание и форма присущи всем общественным явлениям. Так, производительные силы (прежде всего орудия производства и люди, управляющие этими орудиями) составляют содержание исторически определенного способа производства. Производственные отношения (взаимная связь людей в процессе производства, основанная на их отношении к этим орудиям) составляют его форму. Диалектический материализм исходит из единства содержания и формы, их неотделимости друг от друга. Как форма, так и содержание внутренне присущи данному предмету и поэтому не могут быть отделены друг от друга. Нет содержания вообще, есть только оформленное, то есть имеющее определенную форму, содержание. Точно так же нет и чистой, бессодержательной формы. Форма всегда содержательна, она предполагает наличие определенного содержания, структуру, организацию которого представляет. Выяснив, что каждый предмет представляет собой неразрывное единство содержания и формы, рассмотрим теперь, как взаимосвязаны содержание и форма, каково их взаимодействие в процессе развития предметов.
Форма
и содержание неразрывно связаны
между собой. Как и все другие,
эти категории являются абстракциями,
вычленяющими различные стороны
вещи, что необходимо для их глубокого
изучения и анализа. Сами же стороны
отдельно существовать не могут, так
как, скажем, разрозненные, не связанные
между собой элементы еще не содержание.
Оно возникает тогда, когда элементы
определенным образом организуются,
вступают во взаимосвязи между собой.
Короче говоря, содержание не может
существовать без формы и, наоборот,
форма не может быть бессодержательной.
Например, элементы производительных
сил люди и средства производства
составляют содержание способа производства
лишь тогда, когда они взаимодействуют
и функционируют. В социально-экономическом
смысле они соединяются посредством
определенной формы собственности,
которая суть, основа производственных
отношений, - общественно-экономической
формы производства. Иначе говоря,
производительных сил не может быть
без производственных отношений
и наоборот. Содержание и форма
активно воздействуют друг на друга.
Определяющим значением обладает содержание,
но и форма, сложившись в зависимости
от содержания, также воздействует
на содержание. Это воздействие может
быть двояким. Содержание отличается большой
активностью. В силу присущих ему
противоречий оно постоянно развивается,
движется, а затем в зависимости
от изменения содержания изменяется
и форма. Содержание определяет форму.
Например, стремясь получить возможно
больше материальных благ, люди постоянно
совершенствуют орудия производства,
повышают свою квалификацию. А это
неизбежно приводит и к изменению
формы общественного