Диалектика. Ее законы и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:42, реферат

Описание работы

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
законы диалектики;
категории;
принципы.

Работа содержит 1 файл

диалектика.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

1. Общее понятие  диалектики и развития. 

Диалектика  – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: 

  • законы  диалектики;
  • категории;
  • принципы.
 

Главная проблема диалектика – что такое  развитие? 

     Развитие  – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

     Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Движение также  является внутренним свойством материи  и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире. 

2. Общее понятие  законов диалектики. 

Среди способов понимания диалектики развития –  законов, категорий, принципов –  основополагающими являются законы диалектики.

     Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: 

  • охватывают  все сферы окружающей действительности;
  • раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
 

Выделяются три  базовых закона диалектики: 

  • единства и борьбы противоположностей;
  • переход количества в качество;
  • отрицания отрицания;
 

3. Закон единства  и борьбы противоположностей. 

Закон единства и борьбы противоположностей заключается  в том, что все сущее состоит  из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство  и борьба противоположных  начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия  – «тождество» и «различие» и  показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

     По  Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

       Противоречие, борьба между едиными  тождественностью и отличием  приводит, по Гегелю, к изменению  (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. 

Можно также  выделить различные виды борьбы: 

  • борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
  • борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
  • антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
 

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия: 

  • содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
  • солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);
  • нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
  • мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
 

4. Закон перехода  количественных изменений  в качественные. 

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

     При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает  момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

     Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений  в качественные.

     Если  нагревать воду последовательно  на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

     Если  телу придавать все большую и  большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет  ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

     В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: 

  • резко, одномоментно;
  • незаметно, эволюционно.
 

Примеры первого  случая были рассмотрены выше.

     Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой. 

5. Закон отрицания  отрицания. 

Закон отрицания  отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. 

Примеры: 

  • смена общественно-экономических  формаций (при формационном подходе  к историческому процессу);
  • «эстафета поколений»;
  • смена вкусов в культуре, музыке;
  • эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);
  • ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
 

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: 

  • развитие  – только поступательный процесс, переход  от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
  • развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
  • развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
 

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая  тенденция все же восходящая. 

Примеры: 

     организм  человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

       исторический процесс идет по  восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет  Римской империи сменился ее  падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.). 

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 
 

6. Основные принципы  диалектики. 

Основными принципами диалектики являются: 

  • принцип всеобщей связи;
  • принцип системности;
  • принцип причинности;
  • принцип историзма.
 

Всеобщая связь  означает целостность окружающего  мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов. 

Связи могут  быть: 

  • внешние и  внутренние;
  • непосредственные и опосредованные;
  • генетические и функциональные;
  • пространственные и временные;
  • случайные и закономерные.
 

   Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

   Системность означает, что многочисленные связи  в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

   Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными. 

Историзм подразумевает  два аспекта окружающего мира: 

  • вечность  неуничтожимость истории, мира;
  • его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
 

7. Категории диалектики. 

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: 

  • сущность  и явление;
  • форма и содержание;
  • причина и следствие;
  • единичное, особенное, всеобщее;
  • возможность и действительность;
  • необходимость и случайность.

Информация о работе Диалектика. Ее законы и принципы