Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:42, реферат
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
законы диалектики;
категории;
принципы.
1.
Общее понятие
диалектики и развития.
Диалектика
– признанная в современной философии
теория развития всего сущего и основанный
на ней философский метод. Диалектика
теоретически отражает развитие материи,
духа, сознания, познания и других аспектов
действительности через:
Главная
проблема диалектика
– что такое
развитие?
Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.
Движение также
является внутренним свойством материи
и уникальным явлением окружающей действительности,
поскольку движение характеризуется целостностью,
непрерывностью и одновременно наличием
противоречий (движущееся тело не занимает
постоянного места в пространстве – в
каждый момент движения тело находится
в определенном месте и одновременно уже
не находится в нем). Движение также является
способом связи в материальном мире.
2.
Общее понятие
законов диалектики.
Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.
Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики
отличаются от законов других наук
(физики, математики и др.) своей всеобщностью
и универсальностью, поскольку они:
Выделяются три
базовых закона диалектики:
3.
Закон единства
и борьбы противоположностей.
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).
Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.
Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.
По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.
Противоречие, борьба между едиными
тождественностью и отличием
приводит, по Гегелю, к изменению
(самоизменению) предмета –
Можно также
выделить различные виды борьбы:
Помимо борьбы
возможны иные виды взаимодействия:
4.
Закон перехода
количественных изменений
в качественные.
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
Мера – единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).
В
природе не всегда удается определить
узловой момент. Переход количества
в принципиально новое качество
может произойти:
Примеры первого случая были рассмотрены выше.
Что
касается второго варианта (незаметного,
эволюционного коренного изменения качества
– меры), то хорошей иллюстрацией данного
процесса были древнегреческие апории
«Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого
зерна совокупность зерен превратиться
в кучу?»; «Если из головы будет выпадать
по волосу, то с какого момента, с выпадением
какого конкретного волоса человека можно
считать лысым?». То есть грань конкретного
изменения качества может быть и неуловимой.
5.
Закон отрицания
отрицания.
Закон отрицания
отрицания заключается в том,
что новое всегда отрицает старое и
занимает его место, но постепенно уже
само превращается из нового в старое
и отрицается все более новым.
Примеры:
Отрицание
старых форм новыми – причина и механизм
поступательного развития. Однако вопрос
о направленности развития – дискуссионный
в философии. Выделяются следующие основные
точки зрения:
Практика показывает,
что из трех точек зрения наиболее
близкой к истинной является вторая:
развитие может быть как восходящим,
так и нисходящим., хотя общая
тенденция все же восходящая.
Примеры:
организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
исторический процесс идет по
восходящему направлению
Таким образом,
развитие скорее идет не линейным образом
( по прямой), а по спирали, причем каждый
виток спирали повторяет
6.
Основные принципы
диалектики.
Основными принципами
диалектики являются:
Всеобщая связь
означает целостность окружающего
мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность,
взаимозависимость всех его компонентов
– предметов, явлений, процессов.
Связи могут
быть:
Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Причинность
– наличие таких связей, где одна порождает
другую. Предметы, явления, процессы окружающего
мира чем-то обусловлены, то есть имеют
либо внешнюю, либо внутреннюю причину.
Причина в свою очередь, порождает следствие,
а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзм подразумевает
два аспекта окружающего мира:
7.
Категории диалектики.
Категория
диалектики – наиболее общие понятия,
которыми оперирует философия для раскрытия
сути диалектических проблем. К основным
категориям диалектики относятся: