2.5.2. Диалектический
материализм К. Маркса и Ф.
Энгельса, его основные положения
Философия марксизма традиционно
подразделяется на две части:
диалектический и исторический
материализм. В то же время
следует говорить о диалектико-материалистической
концепции как определен¬ной целостности.В
своей концепции Маркс и Энгельс попытались
преодолеть ограниченность, односторонность
положений философии как Гегеля, так и
Фейербаха. Они создали синтез гегелевской
диалектики и фейербаховского материализма,
существенным образом переработав эти
философские учения.Маркс и Энгельс обратили
внимание на то, что главные, фундаментальные
диалектические зависимости и отношения,
указанные и логически проанализированные
Гегелем, присутствуют в реальных процессах
жизни природы и общества, в повседневной
практической действительности. Отчетливое
проявление диалектических закономерностей
постоянно обнаруживается в различных
областях знания о действительности. В
работах "Анти-Дюринг" и "Диалектика
природы" Ф. Энгельс подробно, последовательно
и популярно объяснил, как проявляются
законы и категории диалектики в неживой
и живой при¬роде, общественном развитии,
духовном творчестве, и показал, какое
огромное значение они имеют для марксистского
миропонимания.В отличие от материалистов
предшествующего периода, объяснявших
мир на основе законов механики, Маркс
и Энгельс в объяснении явлений действительности
исходили из всего многообразия законов.Они
утверждали, что мир, материя находится
в постоянном движении и развитии, обусловленном
борьбой противоположностей, свойственных
всем вещам и явлениям природного и социального
мира.Основоположники диалектического
материализма ввели в теорию познания
практику, которая выступает у них в качестве
основы познания и критерия истины. Они
утверждали, что мир познается не путем
созерцания происходящих,явлений, а в
ходе и в результате активной деятельности
людей, направленной на изменение тех
или иных сторон действительности, в процессе
практического воздействия на нее.Маркс
и Энгельс считали, что их философские
положения не являются истиной в последней
инстанции, что они неизбежно будут меняться,
уточняться, обогащаться в ходе развития
науки и обществен¬ной практики. В марксистской
философии материализм и диалектика приобрели
свое истинное содержание в результате
органической взаимосвязи, которая придает
им цельность и качественно новую методологическую
функцию.