Детерминизм как учение о всеобщей обусловленности обьективных явлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:53, доклад

Описание работы

ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinate — определять) — философское учение, признающее, что все процессы и явления, происходящие в мире, взаимосвязаны и подготовлены длинным рядом предшествующих событий; утверждающее, что возможность возникновения тех или иных явлений, характер их осуществления определяются сложившимися к данному моменту условиями и обстоятельствами.

Работа содержит 1 файл

Детерминизм как учение о всеобщей обусловленности обьективных явлений.docx

— 13.34 Кб (Скачать)

ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinate — определять) — философское учение, признающее, что все процессы и явления, происходящие в мире, взаимосвязаны и подготовлены длинным рядом предшествующих событий; утверждающее, что возможность возникновения тех или иных явлений, характер их осуществления определяются сложившимися к данному моменту условиями и обстоятельствами. Сторонники детерминизма считают: ничто не может возникнуть из ничего или обратиться в ничто; все происходящее имеет достаточные основания, а потому никогда не происходит необусловлено, незакономерно, абсолютно произвольно. 
Противоположность детерминизма — индетерминизм, учение, допускающее возможность абсолютно независимых событий и явлений, никак не связанных с условиями конкретного места и времени и осуществляющихся нерегулярным, незакономерным, совершенно произвольным образом. 
В истории науки детерминизм часто отождествлялся с причинностью, однако причинная обусловленность является лишь частным случаем детерминации и не исчерпывает всех ее форм. Сведение всех форм детерминации к причинной обусловленности порождает крайние формы так называемого универсального детерминизма, предполагающего подчинение всей Вселенной одному-единственному закону, по отношению к которому все остальные выступают только как его частные проявления. Такой детерминизм иногда называют лапласовским, по имени французского ученого П. Лапласа (1749—1824), утверждавшего, что все в мире имеет жесткую однозначную механическую связь, не допускающую никаких отклонений и случайностей. В такой Вселенной все настолько предопределено, что если бы нашелся ум, осведомленный обо всех силах природы и точках приложения этих сил, то он смог бы вычислить с абсолютной точностью любой момент прошлого и будущего состояния Вселенной; не осталось бы ничего, что было бы для этого ума скрытым или недостоверным, и все будущее, как и все прошлое, предстало бы перед ним. 
Однако сторонники детерминизма обычно стараются избегать столь радикальных суждений, предпочитая говорить лишь об обусловленности событий самыми различными факторами, а вовсе не об их жесткой однозначной предзаданности. Утверждая обусловленность всякого события или явления, сторонники общего детерминизма одновременно признают и многообразие форм такой обусловленности, благодаря чему всякий раз сохраняется более или менее широкий «веер» возможных направлений развития событий. В таком случае вовсе не отрицается случайность, которая может быть представлена как обусловленная и имеющая свои законы осуществления. 
Так, выпадение «орла» или «решки» при подбрасывании монеты является случайным, но это не означает, что оно никак не обусловлено. Падение монеты — детерминированный процесс, оно не может дать совершенно произвольных, незакономерных результатов: любой бросок дает какой-либо один из двух возможных результатов, а серии бросков подчиняются вполне определенному статистическому закону. Однако если бы подбрасывание монеты осуществлялось в соответствии с принципами индетерминизма, как ничем не обусловленный процесс, то и результат каждого броска никак не был бы связан с существующими условиями. Тогда вполне могло бы оказаться, что первый бросок даст нам «орла», второй — «решку», третий — розового слона, а на четвертом монета вообще исчезнет, чего на самом деле быть просто не может никогда. 
В истории философии проблема детерминизма приобрела особую остроту в дискуссиях о свободе воли человека. Большинство философов придерживались позиций умеренного детерминизма, позволявшего соединять свободу самоопределения личности с признанием различных форм обусловленности наших волевых импульсов. 
Крайние позиции занимали, с одной стороны, представители радикального детерминизма, утверждавшие абсолютную предопределенность человеческих поступков (фатализм), а с другой — индетерминизма, допускающие, что поступки могут быть ничем не обусловлены, абсолютно произвольны (волюнтаризм). Фатализм лишает человека всякой самостоятельности, обрекая его на пассивное следование предопределенности судьбы и снимая с него личную ответственность за результаты его деяний. Волюнтаризм, в свою очередь, утверждает абсолютное своеволие человека, одновременно внушая ему ложные надежды на легкость и моментальность нравственного очищения без какой бы то ни было постоянной и упорной работы над собой.

Информация о работе Детерминизм как учение о всеобщей обусловленности обьективных явлений