Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:53, доклад
ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinate — определять) — философское учение, признающее, что все процессы и явления, происходящие в мире, взаимосвязаны и подготовлены длинным рядом предшествующих событий; утверждающее, что возможность возникновения тех или иных явлений, характер их осуществления определяются сложившимися к данному моменту условиями и обстоятельствами.
ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinate — определять)
— философское учение, признающее, что
все процессы и явления, происходящие
в мире, взаимосвязаны и подготовлены
длинным рядом предшествующих событий;
утверждающее, что возможность возникновения
тех или иных явлений, характер их осуществления
определяются сложившимися к данному
моменту условиями и обстоятельствами.
Сторонники детерминизма считают: ничто
не может возникнуть из ничего или обратиться
в ничто; все происходящее имеет достаточные
основания, а потому никогда не происходит
необусловлено, незакономерно, абсолютно
произвольно.
Противоположность детерминизма — индетерминизм,
учение, допускающее возможность абсолютно
независимых событий и явлений, никак
не связанных с условиями конкретного
места и времени и осуществляющихся нерегулярным,
незакономерным, совершенно произвольным
образом.
В истории науки детерминизм часто отождествлялся
с причинностью, однако причинная обусловленность
является лишь частным случаем детерминации
и не исчерпывает всех ее форм. Сведение
всех форм детерминации к причинной обусловленности
порождает крайние формы так называемого
универсального детерминизма, предполагающего
подчинение всей Вселенной одному-единственному
закону, по отношению к которому все остальные
выступают только как его частные проявления.
Такой детерминизм иногда называют лапласовским,
по имени французского ученого П. Лапласа
(1749—1824), утверждавшего, что все в мире
имеет жесткую однозначную механическую
связь, не допускающую никаких отклонений
и случайностей. В такой Вселенной все
настолько предопределено, что если бы
нашелся ум, осведомленный обо всех силах
природы и точках приложения этих сил,
то он смог бы вычислить с абсолютной точностью
любой момент прошлого и будущего состояния
Вселенной; не осталось бы ничего, что
было бы для этого ума скрытым или недостоверным,
и все будущее, как и все прошлое, предстало
бы перед ним.
Однако сторонники детерминизма обычно
стараются избегать столь радикальных
суждений, предпочитая говорить лишь об
обусловленности событий самыми различными
факторами, а вовсе не об их жесткой однозначной
предзаданности. Утверждая обусловленность
всякого события или явления, сторонники
общего детерминизма одновременно признают
и многообразие форм такой обусловленности,
благодаря чему всякий раз сохраняется
более или менее широкий «веер» возможных
направлений развития событий. В таком
случае вовсе не отрицается случайность,
которая может быть представлена как обусловленная
и имеющая свои законы осуществления.
Так, выпадение «орла» или «решки» при
подбрасывании монеты является случайным,
но это не означает, что оно никак не обусловлено.
Падение монеты — детерминированный процесс,
оно не может дать совершенно произвольных,
незакономерных результатов: любой бросок
дает какой-либо один из двух возможных
результатов, а серии бросков подчиняются
вполне определенному статистическому
закону. Однако если бы подбрасывание
монеты осуществлялось в соответствии
с принципами индетерминизма, как ничем
не обусловленный процесс, то и результат
каждого броска никак не был бы связан
с существующими условиями. Тогда вполне
могло бы оказаться, что первый бросок
даст нам «орла», второй — «решку», третий
— розового слона, а на четвертом монета
вообще исчезнет, чего на самом деле быть
просто не может никогда.
В истории философии проблема детерминизма
приобрела особую остроту в дискуссиях
о свободе воли человека. Большинство
философов придерживались позиций умеренного
детерминизма, позволявшего соединять
свободу самоопределения личности с признанием
различных форм обусловленности наших
волевых импульсов.
Крайние позиции занимали, с одной стороны,
представители радикального детерминизма,
утверждавшие абсолютную предопределенность
человеческих поступков (фатализм), а с
другой — индетерминизма, допускающие,
что поступки могут быть ничем не обусловлены,
абсолютно произвольны (волюнтаризм).
Фатализм лишает человека всякой самостоятельности,
обрекая его на пассивное следование предопределенности
судьбы и снимая с него личную ответственность
за результаты его деяний. Волюнтаризм,
в свою очередь, утверждает абсолютное
своеволие человека, одновременно внушая
ему ложные надежды на легкость и моментальность
нравственного очищения без какой бы то
ни было постоянной и упорной работы над
собой.
Информация о работе Детерминизм как учение о всеобщей обусловленности обьективных явлений