Даосизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 09:05, контрольная работа

Описание работы

История даосизма, основные направления

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

     Даосы считают, что мир в целом и  человек в частности характеризуются  тремя видами жизненной энергии: шен – дух, ци – дыхание, цзин – жизненная субстанция. Во время медитации человек стремиться к слиянию своего микрокосмоса, Эго, с макрокосмосом, всем миром.  Другими словами, он пытается отождествить своё Эго со всей вселенной, то есть избавиться от субъективно-объективного сознания. Это отождествление не поддаётся рациональному объяснению; постижение осуществляется непосредственно через опыт.

     Таким образом, утверждается фундаментальное  положение даосизма, согласно которому изречённое Дао не есть истинное Дао. То, что познаётся во время медитации, не поддаётся словесному выражению.  Даосы считают, что информация обо всей вселенной заложена в каждом человеке.  Таким образом, следовать Дао не значит делать что-то противное человеческой природе или перестать ощущать себя как личность. Наоборот, истинная природа человека раскрывается при достижении единения с космосом.

     Так как всё находится в процессе перемен, определение собственного «Я» становится явным заблуждением, но рано или поздно человек будет  вынужден смириться с реальностью  перемен. Даосизм акцентирует внимание на практическом осуществлении этой концепции.  Человек должен на собственном опыте осознать истинную реальность и почувствовать себя частью потока Дао.

         

     Фэн-шуй

      

     В то время как медитация добивается гармонии внутренних ресурсов человека, фэн-шуй представляет собой искусство жить в гармонии с миром. Буквально фэн-шуй переводится как ветер и вода, то есть обозначает природные стихии, формирующие ландшафт.  Искусство фэн-шуй связано с теорией присутствия ци (жизненной силы) в среде обитания.  Мастер фэн-шуй знает, как обустроить окружающую среду наилучшим образом, то есть так, чтобы обеспечить оптимальный поток ци.  Для обеспечения гармоничного потока энергии имеют значение архитектурные особенности строения, его положение на местности и даже интерьер.  Отдельные помещения должны располагаться в соответствии с потребностями и аспектами жизни обитателей дома. Мастер фэн-шуй может посоветовать, как сделать жилище уютным и пригодным для гармоничной жизни.

     С позиции базовых философских понятий можно сказать, что фэн-шуй доводит искусственно созданные вещи и внешние аспекты жизни до совершенства, используя знание законов природы. Гармонично построенный и правильно расположенный дом будет выглядеть привлекательно и обеспечит поток сбалансированной энергии. Фэн-шуй говорит о том, что философия даосизма не отказывается от бытовых аспектов жизни, а применяет базовые метафизические концепции на практике с целью улучшения энергетики и обеспечения достойных условий жизни. 

     Ву-вей 

       Ву-вей обозначает воздержание от активных действий.  Этот термин можно перевести, как невмешательство, хотя это понятие не подразумевает абсолютной пассивности. Наоборот, это действие, но осуществлённое в соответствии с двумя принципами:

     -         ни одно усилие не должно быть потрачено даром;

     -         не следует делать ничего противоречащего  законам природы.

     Таким образом, ву-вей можно перевести, как спонтанное или естественное действие, действие, которое человек  совершает интуитивно, не планируя. Это действие мотивированно реальными обстоятельствами.  Часто человек поступает вопреки своей натуре с целью – доказать какую-либо идею или принцип. В такой ситуации возникают личностные противоречия: эмоции подсказывают одно, рациональное начало – другое, сознание – третье. В таких условиях поступок малоэффективен и неестествен, так как является результатом компромисса междe разными сферами сознания. Действуя же согласно ву-вей, человек не задаётся вопросом правомочности поступка, а просто совершает его.  Человек должен действовать только тогда, когда заранее известно, что его поступок эффективен. Если все предпринимаемые усилия заранее обречены, то действовать вообще не стоит.  Ву-вей – это качество, которое позволяет непредвзято смотреть на вещи, искусство быть сами собой, навык естественного поведения и уверенности в своих силах. Ву-вей проявляется тогда, когда человек не придерживается условных стереотипов поведения и не задумывается над тем, что делает. То есть человек подчиняется приказам подсознания, не теряя времени на логический анализ и сознательную оценку ситуации.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  человек, действующий естественным образом, отказывается от этических  стереотипов. Этика подразумевает  рациональное осмысление поступка и  пути его осуществления.  В большинстве случаев нравственная оценка осуществляется уже после совершения поступка, результат которого говорит сам за себя.  Сознание человека подвержено влиянию социальных  и религиозных правил и запретов. Пытаясь определить моральность своего поступка, человеку приходится обдумывать заранее и оценивать последствия.

     В этом смысле даосы не являются приверженцами  нравственных норм. Совершая тот или иной поступок, человек не должен останавливаться на полпути, чтобы оценить последствия и вспомнить о правилах поведения. Этические критерии необходимы тем, кто не ощущает Дао. Неестественные поступки являются насилием над человеческой природой и нарушают гармония Дао. Даосизм предлагает жизненную философию естественного поведения, которое минимизирует негативный опыт.

Индивидуализм 

     В представлениях даосов личность человека является прямым выражением его дэ. В качестве главной цели рассматривается  достижение состояния единения с  миром, то есть возврат к первоисточнику – Дао.  Постижение реальности и  данной цели строго индивидуально и не несёт никакой социальной составляющей.

     Даосы ставят превыше всего интересы личности, а не общества.  Человек не должен руководствоваться внешней мотивацией, будь то общественная мораль, ожидание поощрения или осуждения. Это  не означает, что произвольные поступки обязательно антиобщественны и совершающий их человек не принимает во внимание интересы окружающих. Смысл немотивированного действия заключается в отсутствии заинтересованности в результатах этого действия. Даосы считали, что не существует добра и зла, и эти категории проявляются в зависимости от обстоятельств и личных черт участников событий. Это не означает, что даосы абсолютно свободны от каких-либо моральных обязательств.

     Их  учение направленно на подготовку человека к освобождению от устаревших нравственных стереотипов. Даосизм утверждает, что спор принципиально неразрешим, так как человек, взявший на себя роль судьи, вынужденно принимает сторону одного из спорщиков и тем самым поддерживает его точку зрения. То есть, как только дело касается нравственного выбора, критерий оценки становится относительной величиной, потому что сколько людей, столько и мнений. 
 
 
 
 

Естественность  и простота 

     Жизнь человека должна протекать по пути наименьшего сопротивления. Идеалом  даосов является существование, свободное от страстей и амбиций. Однако серьёзным препятствием на пути к освобождению от мирских желаний является образование, так как знание увеличивает привязанность к желаниям и амбициозные устремления.  Даосы разработали теорию мышления, которая препятствует повышению интеллектуального и образовательного уровней.  Естественная простота пю

проявляется в спонтанных поступках ву-вей, отражающих природную гармонию.  В процессе ву-вей личность выражается  в своей первозданной простоте и единении с окружающим миром. В этом случае сознание не успевает проявить своё рациональное начало и подсознание берёт на себя функции управления личностью. Указанные качества способствуют осознанию природы всех живых существ и места человека в этом мире.    Одному даосскому философу Чжуан-цзы приснилось, что он – бабочка и,

проснувшись, он задал себе вопрос: «Как я знать, снился ли человек спящей

бабочке или спящему человеку снилось, что  он бабочка?». Идея естественной гармонии воплощена во многих аспектах китайского искусства.

     Например, в работах пейзажистов горы (ян) как правило уравновешены каким-либо водоёмом (инь).  Художники намеренно создают впечатления динамичности своих сюжетов (процесса перемен), например, под напором корней деревьев скала покрывается трещинами. Как правило. Люди и жилые строения занимают на картине определённое место и по сравнению с окружающим их величественным ландшафтом кажутся ничтожно маленькими.  Согласно законам фэн-шуй, структура композиции сбалансирована, и люди изображаются в соответствии с направлением потока положительной энергии.

     Даосизм проник во все сферы жизни Китая: искусство фэн-шуй добивается баланса между рукотворными предметами окружающей обстановки и естественной энергией потока ци; концепция инь и ян отражается в особенностях китайской кухни. Одни виды продуктов питания, например мясо, соответствуют принципу ян, другие, например овощи,  - принципу инь. Всё, что подаётся на стол, должно выражать баланс инь-ян.  Например, гарниром к мясу (ян) могут служить орехи (инь), а к любому мясному блюду должен подаваться чай (инь), но никак не крепкие напитки

(ян).  Наиболее известная даосская  методика -  комплекс упражнений  тайцзи,

который представляет собой набор последовательных движений, с помощью которых восстанавливается баланс инь-ян. Человек, освоивший эту технику, выполняет упражнения спонтанно и естественно, причём вызванный поток ци не контролируется сознанием. Это искусство возникло в XIV в. и обрело

многочисленных  поклонников, многие из которых не имеют  понятия о его даосском происхождении.

     Всё вышесказанное подтверждает практичность даосизма, материализующего свои теории в искусстве и повседневной жизни. При этом отчётливо прослеживается попытка воплощения метафизических идей и даосских принципов в явлениях культуры и особенностях национального характера.

           
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

       Мир изначально совершенен, гармония внутренне  присуща ему, поэтому его не нужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподобиться природе, что бы не мешать осуществлению гармонии.

       Интуитивная доверчивость людей к мудрости природы  позволила китайцам создать оригинальную картину мира, где не было места ни враждебности, ни совершенству, ни дисгармонии.

       Даосизм, не потерявший своей жизненности  и сегодня, призывает к органическому слиянию с природой. Ему китайцы обязаны художественно-эстетической практикой, которая и по сей день, поражает человечество своей близостью к природе.

           

           

                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

           

       1. “Антология даосской философии”.  Сост.  В.В.Малявин и Б.Б.Виногродский. М., “Товарищество”, 1994.

       2. А.Е.Лукьянов. “Лао-Цзы и философия раннего даосизма”.  М., Изд-во Института Дружбы народов, 1991.

       3. А.Е. Лукьянов. “Дао “Книги перемен”. М., “Инсан”, 1993.

       4.  “История китайской философии”.  М., “Прогресс”, 1989.

       5. “Китайская философия”. Энциклопедический справочник.  М., “Мысль”, 1994.

       6. С.И.Самыгин, В.Н.Нечипоренко, И.Н.Полонская. “Религиоведение: социология и психология религии”. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1996. 

Информация о работе Даосизм